ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «РМЗ» Г. НОРИЛЬСК) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «РМЗ» Г. НОРИЛЬСК)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и так далее.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.

Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм и нормативов. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу.

Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства. Хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.

Но принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка. Именно поэтому, данная тема является актуальной в настоящее время, а проблема разработки бизнес-планов стоит очень остро на предприятиях.

Таким образом, бизнес – планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы бизнес-планирования как формы развития бизнеса и совершенствования предприятий рассматриваются различными авторами в учебных пособиях по планированию, менеджменту, экономике предприятия и других. Среди основных авторов можно назвать: Алексеева М.М., Бабич Т.Н., Басовский Л.Е., Бухалков М.И., Горемыкин В.А., Бугулов Э.Э., Богомолов А.Ю., Головань С.И, Грузинов В.П., Локтинов М.В., Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А., Платонова Н.А., Харитонова Т.В., Попова В.М., Лепунова С.И. Актуальность исследования данной проблематики подтверждают и периодические источники.

Цель исследования бизнес – планирование как форма организации и развития новых направлений различных предприятий в современных условиях хозяйствования (на примере ЗАО «РМЗ»).

Объектом исследования данной работы является бизнес-планирование на предприятии ЗАО «РМЗ».

Предмет исследования – анализ разработки и оценка результатов внедрения бизнес – плана как формы организации на предприятии.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • рассмотреть сущность, цели и задачи бизнес – планирования на предприятии;

  • изучить методику составления бизнес – плана;

  • изучить основные разделы бизнес – плана;

  • проанализировать характеристику предприятия ЗАО «РМЗ»;

  • разработать бизнес-план предприятия ЗАО «РМЗ»;

  • исследовать стратегию развития предприятия с внедрением бизнес – плана.

Методы исследования: анализ, синтез, оценка, сравнение, расчет, а так же системный подход к рассмотрению проблемы.

Практическая значимость работы. На основе систематизации теоретических материалов автор обобщил основные понятия, сущность и особенности формирования и внедрения бизнес-планирования как метода управления развитием предприятия. Теоретические аспекты исследования были применены на примере промышленного предприятия ЗАО «РМЗ». Это позволит применить профессиональные умения и навыки по анализу и оценке бизнес-планирования, а так же данные материалы могут быть применены на подобных предприятиях в качестве методики развития.

Структура исследовательской работы обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследуемой проблемы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении работы представлен методологический аппарат исследования, а именно: актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы, практическая значимость и структура исследования.

В первой главе рассматривается теория вопроса, а именно сущность, структура и особенности бизнес-планирования.

Во второй главе анализируется практика внедрения бизнес-плана на промышленном предприятии.

ГЛАВА 1. Бизнес – планирование как метод развития предприятия: роль, сущность, методика и структура

1.1 Сущность, цели, задачи и роль бизнес – планирования в обеспечении эффективности деятельности современного предприятия

Развитие рыночных отношений в нашей стране, по большей мере, происходило стихийно, и потребность в бизнес – планировании проявилась довольно поздно. Первые бизнес – планы, появились в России лишь в начале девяностых годов, в то же время большинство предприятий продолжали использовать более привычные технико–экономические обоснования.

С тех пор, по мере развития рыночной экономики и международных отношений потребность в разработке бизнес – планов перестает вызывать сомнения. Сегодня он стал обязательным документом, применяемым в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности, проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций.

Успехи в мире бизнеса решающим образом зависят от 3-х элементов:1

  • понимание общего состояния дел на данный момент;

  • ясного представления того уровня, которого вы собираетесь достичь;

  • планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. В определенном смысле, бизнес – план, как форма планирования, позволяет повышать эффективность предпринимательской деятельности даже при отсутствии необходимого и достаточного профессионального опыта.

Основной целью планирования можно считать формирование и развитие у предпринимателя стратегического мышления.

В формализованном виде «стратегическое мышление синтезирует интуицию и творческие способности предпринимателя в видении будущего».

Обычно целью разработки бизнес-плана является необходимость долговременного или краткосрочного планирования, которое осуществляется на базе изучения потребностей рынка и принятия решений по его дальнейшему освоению, собственному развитию фирмы.

Но обойтись без него невозможно вовсе, если фирма принимает решение об открытии нового дела, при освоении производства нового продукта либо полном перепрофилировании деятельности, когда особенно велика потребность в инвестициях, и при выходе на внешний рынок.

Бизнес – план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

При разработке бизнес – плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих сторон:2

  • заказчика (клиента) бизнес – плана, являющегося самостоятельным инвестором и использующего привлеченный капитал посредством акционирования, займ, выпуска облигаций;

  • муниципальных органов, определяющих потребности и приоритеты в строительстве объектов в соответствии с общей концепцией развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы (например, землеотводные), планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за реализацией;

  • подрядных фирм, детализирующих концепцию бизнес – плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор за строительством, монтажом оборудования, запуском теологического процесса и т.п., сдачу объекта заказчику;

  • потребителя, использующего продукцию или услуги.

Основную роль в процессе бизнес – планирования, как правило, играют разработка и реализация бизнес – плана предпринимательского проекта, бизнес – плана развития фирмы.

Бизнес – планирование является самостоятельным видом плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и так далее.

Бизнес – планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:3

1) заставляет руководителей мыслить перспективно;

2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

Бизнес – план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико– экономическое обоснование конкретным мероприятиям.

Основной центр бизнес – плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, то есть он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:4

  • обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;

  • разработать взаимоувязанные производственные, маркетинговые организационные программы, обеспечивающие достижение сформулированных целей;

  • проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необходимые объемы финансирования;

  • предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;

  • выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;

  • оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;

  • определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, разработке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и пр.;

  • организовать систему контроля за ходом реализации проекта;

  • подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес – плана — концентрирование финансовых ресурсов.

Бизнес – план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес – план – инструмент самообучения.

Основной целью разработки бизнес – плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

В современной практике бизнес – план выполняет пять функций.5

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Бизнес планирование стратегия.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто.

Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес – плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес – плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес – плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес – планов различных по форме, содержанию, структуре и так далее. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес – планов в зависимости назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему). Виды бизнес – планов представлены в (Приложении 1).

Жестко регламентированных форм и структуры бизнес – плана не существует. Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса.

Характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах. Определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям. Рассмотрим составляющие бизнес – плана и их описание в (Приложении 2).

Таким образом, бизнес – план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций.

Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Бизнес-план должен быть хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

Естественно, что в любом случае бизнес-план должен корректироваться, поскольку условия деятельности фирмы, реализации конкретного проекта подвергаются постоянным изменениям. Более того, под влиянием внутренних и внешних факторов могут меняться направления деятельности компании.

В связи с этим даже самый достоверный и подробно разработанный план может потерять смысл, если он не будет отражать происходящие изменения в экономической жизни страны и на рынке.

Поэтому следует познать, оценить и понять происходящие изменения, влияние различных факторов, появление новых условий функционирования фирмы, последствия возможного риска и отразить в бизнес – плане. Это позволяет предпринимателям сохранять высокой степень вероятности успеха бизнеса.

1.2. Методика и информационное обеспечение бизнес – плана на предприятии

На структуру бизнес – плана влияет ряд факторов. В первую очередь это касается специфики и перспектив развития самого предприятия, для которого разрабатывается бизнес-план, а также конъюнктуры рынка, на котором фирма работает.

Ключевыми моментами при составлении бизнес – плана являются обоснование возможности, необходимости и объема выпуска продукции фирмы или предоставляемых ею услуг, определение конкурентоспособности продукта на рынках и рыночного сегмента для него, оценка критериев эффективности работы предприятия, обоснование достаточности капитала фирмы и выявление возможных источников финансирования. В связи с этим бизнес – план разрабатывается на перспективу.

Бизнес – план целесообразно составлять на три, пять лет: для первого года основные показатели рекомендуется рассчитать по месяцам, для второго – по кварталам. Начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В целом, время, в течение которого действует бизнес – план, зависит от характера и масштабов деятельности фирмы.

Основное требование к нему: срок бизнес – плана должен быть достаточным либо для полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложенных финансовых средств и их рентабельности.

Разработке бизнес-плана предшествует огромная подготовительная деятельность специалистов, которая включает:6

  • сбор и анализ информации о продукции, которую фирма предполагает производить или уже производит;

  • сбор и анализ информации о рынке сбыта продукции фирмы;

  • анализ состояния и возможностей компании вести конкурентную борьбу на рынке и оценку состояния и перспектив развития соответствующей отрасли общественного производства;

  • определение потребностей и возможностей обеспечения компании площадями, оборудованием, кадрами, другими факторами производства;

  • расчет требований финансовых ресурсов и определение источников их привлечения;

  • подготовку отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, прогнозный баланс фирмы, другие финансовые документы;

  • определение направленности и масштабности предлагаемого проекта, расчет его эффективности;

  • разработку организационной структуры управления компанией, правового обеспечения и графика реализации проекта;

  • решение вопросов оценки риска и гарантий.

Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты для более пристального изучения могут быть вынесены в особый раздел плана (Приложение 3).

Бизнес – планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес – планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес – плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Прежде чем приступить к созданию бизнес – плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации. Обязательно необходимо определить внутренние и внешние проблемы бизнес – планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения:7

Во-первых, это привлечет к проекту дополнительное внимание.

Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов.

Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата.

Для успешной организации бизнес – планирования в организации необходимо наличие четырех обязательных условий, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес – планирования организации:8

Во-первых, организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес – плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированы, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок процесса финансового планирования.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

Основой информационного блока процесса бизнес – планирования являются:9

1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и прочее);

2) учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета);

3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;

4) политическая информация и прочее.

Кроме того, функционирование системы бизнес – планирования осуществляется в рамках действующего нормативно – правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и другое.

В-третьих, процесс бизнес – планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса.

Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес – плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес – плана.

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно – технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.

1.3. Основные разделы и показатели бизнес – плана необходимые для его формирования и внедрения

Общая структура бизнес – плана содержит следующие основные разделы:10

1) титульный лист;

2) резюме;

3) план маркетинга;

4) производственный план;

5) организационный план;

6) план по персоналу;

7) финансовый план;

8) эффективность и целесообразность реализации проекта;

9) оценка и страхование риска;

10) приложения.

Представленная структура бизнес – плана носит рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой. Перечень разделов и их содержание в зависимости от поставленных задач может дополняться или уточняться в связи с условиями, в которых функционирует фирма.

Перейдем к детальному рассмотрению разделов бизнес – плана.

Бизнес – план начинается:11

  • с титульного листа, на котором обычно указывают наименование проекта;

  • место подготовки плана;

  • авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны;

  • имена и адреса учредителей;

  • назначение бизнес – плана и его пользователей.

Резюме – краткое изложение основных положений предполагаемого плана, то есть информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.

Резюме содержит следующие данные:12

  • идеи, цели и суть проекта;

  • особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;

  • стратегию и тактику достижения поставленных целей;

  • квалификацию персонала и особенно ведущих менеджеров;

  • прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год);

  • планируемую себестоимость продукции и потребность финансирования;

  • ожидаемую чистую прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;

  • основные факторы успеха (описание способов действий и мероприятий).

Итак, резюме содержит основные характеристики бизнес – процесса и результаты его реализации.

Данные проведенных маркетинговые исследований конъюнктуры рынка и потенциальных возможностей самого предприятия и решения, принимаемые на их основании, находят свое отражение в соответствующем разделе бизнес-плана – «План маркетинга». Этот раздел включает такие пункты, как:13

1) цели и стратегии маркетинга;

2) ценообразование;

3) схема распространения товаров или услуг;

4) методы стимулирования продаж;

5) организация послепродажного обслуживания клиентов;

6) реклама;

7) формирование общественного мнения о фирме и товарах или услугах;

8) бюджет маркетинга;

9) контроллинг маркетинга.

В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.

Разработчики бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.

Организационный план обосновывает выбор организационно – правовой формы предприятия, организационную и производственную структуру предприятия.

Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей.14

Организационную структуру характеризуют количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.

Следующий раздел, бизнес – плана – «План по персоналу». План по персоналу определяет такие основные моменты, как потребность в персонале, фонд оплаты труда в форме штатного расписания.

Раздел, бизнес – плана «Финансовый план» рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы, регулирует издержки производства товаров или услуг в форме сметы затрат и себестоимости.

Смета затрат – это группировка затрат или расходов по их экономическому содержанию и однородности. Имеет следующие экономические элементы:15

1. материальные затраты;

2. фонд оплаты труда;

3. амортизационные отчисления;

4. прочие расходы.

Укрупненный перечень статей затрат и их состав и методы распределения по видам продукции определяется отраслевыми методическими рекомендациями или самим предприятием.

В разделе «Эффективность и целесообразность реализации проекта» определяется целесообразность реализации проекта на основании системы показателей эффективности реализации проекта, а также выявляются результаты финансовой деятельности фирмы.

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль. Прибыль – это превышение результата от производственно-хозяйственной деятельности над произведенными затратами. Или иными словами полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Прибыль – это абсолютный показатель деятельности предприятия. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ, услуг и затратами на производство и реализацию продукции (Формула 1):16

ПРП = ВРП – С, где (1)

ПРП – прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

ВРП – выручка от реализации продукции, работ, услуг, то есть денежные средства, полученные предприятием от реализации продукции, работ, услуг;

С – себестоимость произведенной продукции, работ, услуг, то есть величина затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг определяется по представленной формуле 2:

ВРП = , где (2)

Ni - количество продукции, работ, услуг i-го вида;

Цi - цена продукции, работ, услуг i-го вида.

Важным показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность.

Рентабельность – это относительный показатель соизмеряющий результаты с произведенными затратами, которые обеспечили этот результат. Рентабельность является относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия, показатели которой характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Чтобы оценить уровень эффективности работы предприятия, получаемый результат (доход, прибыль) сопоставляют с затратами или используемыми ресурсами. Такое соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или, если быть точнее, норму рентабельности.

Рентабельность продаж (реализации) - отношение прибыли от продаж к выручке от реализации. Рентабельность продаж (реализации) определяется по формуле 3:

, где (3)

Точка безубыточного производства (или точка критического объема производства) – это такой объем реализации, при котором полученная выручка от реализации продукции обеспечивает возмещение всех затрат, но не дает возможности получить прибыль, то есть это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона прибыльности, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Точка безубыточности определяется по формуле 4:

, где (4)

З пост – условно-постоянные затраты на весь объем производства продукции;

З пер – условно-переменные затраты на единицу изделия;

Ц – цена на единицу изделия.

Деятельность субъектов хозяйственных отношений постоянно связана с риском. С развитием рыночных отношений бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды.

Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач.

Структура раздела «Оценка и страхование риска» имеет следующий вид:17

  • формирование полного перечня возможных рисков;

  • оценка вероятности проявления рисков;

  • ранжирование рисков по вероятности проявления;

  • оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении;

  • установление и обоснование приемлемого уровня риска;

  • выделение наиболее существенных рисков;

  • страхование рисков.

Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:

  • сам процесс бизнес – планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон.

План – это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

  • бизнес – план является тем рабочим инструментом, который при надлежащим использованием может помочь оперативно контролировать и

управлять фирмой;

  • законченный бизнес – план является средством для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов и другие), включая работников фирмы.18

В Приложении обычно приводятся так называемые вспомогательные документы, способствующие обоснованию тех или иных частей бизнес – плана. На разных этапах развития предприятия (стадии становления, устойчивой деятельности, изменения ее направления) могут быть различными и документы, в том числе, определяться спецификой деятельности.

Каждая фирма данный вопрос решает самостоятельно, в зависимости от собственного усмотрения и целей планирования.

Наиболее распространённые документы, входящие в приложения:19

  • технические данные o продукции;

  • анкеты руководящих работников;

  • организационная схема и другие схемы;

  • результаты аудиторских проверок;

  • мнения консультантов и экспертов.

  • договоры страхования, об аренде, о субподряде, о поставке материалов и оборудования;

  • копии патентов, торговых марок на продукцию, макеты рекламы;

  • тесты, определяющие качество товара;

  • юридические документы, касающиеся образования и деятельности фирмы;

  • необходимые статистические данные.

Внешний вид бизнес плана может произвести на читающего определённое впечатление – качество бумаги бизнес – плана, печати, папки, крепления листов.

Безукоризненно написанный, напечатанный без ошибок документ должен источать уверенность в успехе и вызывать доверие.

Существуют и проблемы при разработке бизнес – плана, начиная новое дело.

Предприниматель, руководитель, который пренебрег составлением бизнес – плана, может оказаться не готовым к тем неприятностям, с которыми ему придется встретиться.

Основными проблемами предпринимателей для создания бизнес – плана чаще всего являются:20

  • некомпетентность, неспособность вести дела по моральным или интеллектуальным причинам;

  • отсутствие управленческого опыта;

  • нехватка жизненного опыта и знаний, мало информирован в вопросах маркетинга, финансирования, снабжения и так далее.

Глава 2. Анализ основных показателей и элементов бизнес-плана по развитию промышленного предприятия на примере ЗАО «РМЗ»

2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «РМЗ»

Полное фирменное название предприятия – Закрытое акционерное общество «Ремонтно-механический завод». Сокращенное фирменное название ЗАО «РМЗ». Компания зарегистрирована 1 декабря 2010 года регистратором Межрайонная инспекция ФНС России 16 по Новосибирской области. Директор организации: Головинский Сергей Анатольевич. Предприятие находится по адресу: Россия, г. Новосибирск, ул. Ползунова д.15.

Уставный капитал ЗАО «РМЗ» составляет 100 000 рублей и разделен на 100 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.

Основной вид деятельности ЗАО «РМЗ» – ремонт и обслуживание различного промышленного оборудования. Также предприятие реализует поставки необходимых расходных материалов и запасных частей для ремонтируемого оборудования непосредственно от производителей, изготавливает детали и запасные части, необходимые для ремонтов оборудования и осуществляет пусконаладочные работы.

По справочнику ОКВЭД «Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки», «Предоставление услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки». Организационно-правовая форма: Закрытые акционерные общества.21

ЗАО «РМЗ» арендует у ОАО «НАПО имени В.П. Чкалова» производственные помещения, общей площадью 5 000 кв. м.

Вспомогательные виды деятельности:22

  1. Оборудование общепромышленного назначения (монтаж, ремонт и техническое обслуживание);

  2. Информационные системы, сети и технологии, включая Интернет – технологии (разработка, создание и поддержка);

  3. Научное и промышленное оборудование и техника (аренда);

  4. Проектирование промышленных процессов и производств;

  5. Непродовольственные потребительские товары (контроль качества);

  6. Двигатели, турбины и станки (аренда);

  7. Специализированная техника и оборудование (аренда);

  8. Грузы (хранение и складирование);

  9. Взыскание платежей, организация выставок, дизайн и оформление, авторские права и другое.

Штатная численность на предприятии составляет 125 человек, в том числе:

  • Руководители и ИТР – 20 человек,

  • Основные рабочие – 95 человек,

  • Вспомогательные рабочие – 10 человек.

Главным фактором, определяющим лицо предприятия, является внeшняя cpeдa. Зависимость от внeшнeй cpeды нaxoдитcя внe кoнтpoля pyкoвoдcтвa. ЗАО «РМЗ» взaимoдeйcтвyeт c внeшнeй cpeдoй, пpиcпocaбливaeтcя к нeй для тoгo, чтoбы пoлyчить pecypcы и нaxoдить пoтpeбитeлeй для cвoeй пpoдyкции.

2.2. Опыт бизнес – планирования промышленного предприятия ЗАО «РМЗ» по внедрению нового вида деятельности

АО «РМЗ» планирует открыть новый вид деятельности – ремонт и обслуживание оборудования с системами ЧПУ, включающий планово – предупредительный ремонт (ППР) станков с ЧПУ, аварийный ремонт (АР) станков с ЧПУ, пуско-наладочные работы (ПНР) станков с ЧПУ. Новый вид деятельности предполагает создание отдела по ремонту станков с ЧПУ.

Бизнес – план ЗАО «РМЗ» будет реализовываться за счет прибыли предприятия, полученной за 2015год. Срок реализации проекта - один год. Предполагается, что вложенные денежные средства окупятся меньше чем за год.

Для размещения отдела по ремонту станков с ЧПУ необходимо арендовать дополнительно 500 кв. м.

Цель маркетинговой кампании – это продвижение на рынок услуг нового вида деятельности ЗАО «РМЗ».

Стратегия маркетинга будет включать следующие основные задачи:

1. достижение большей информированности клиентов и заказчиков фирмы о новой услуге;

2. привлечение новых клиентов и заказчиков;

3. достижение необходимого уровня заказов на ремонт станков с ЧПУ.

В таблице 2.1 представлены прогнозные объемы заказов и цены на ремонт станков с ЧПУ на 2016 год.

Таблица 2.1

Прогнозные объемы заказов и цены на ремонт станков с ЧПУ на 2016 год.

№ п/п

Вид заказа на ремонт станков с ЧПУ

Объем, шт.

Цена, руб.

1

Планово – предупредительный ремонт станков с ЧПУ

1200

10 000

2

Аварийный ремонт станков с ЧПУ

300

20 000

3

Пуско-наладочные работы станков с ЧПУ

200

30 000

Исследование конъюнктуры рынка предоставило информацию о потенциальных заказчиках и конкурентах. Потенциальными заказчиками будут являться:

  1. ОАО «НАПО имени В.П. Чкалова»;

  2. НПК «ИРКУТ»;

  3. РСК «МИГ», а также все те предприятия, у которых есть станки с ЧПУ, но не имеется собственной материальной базы и собственных специалистов для проведения ремонтов.

Потенциальными конкурентами могут выступать:

1. ООО «Хандтманн Руссланд»;

2. ООО «Сапр центр»;

3. ООО «Абамет»;

4. ООО "СибМегаМастер»;

5. ООО «Авиатехснаб» и ООО «НПФ Дюкон».

Схема распространения предлагаемой услуги будет включать следующие рекламные средства:

1. Участие в выставке «Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Металлургия» в роли спонсора сувенирной продукции выставки. Это предоставит возможность размещение стенда на выставке, размещение логотипа компании и реквизитов на обложке блокнота и ручках, размещение рекламного модуля А4 в официальном каталоге выставки, а также размещение логотипа фирмы на публикуемых в СМИ рекламных модулях, на сайте, в официальном каталоге на странице благодарности спонсорам, на официальных плакатах выставки.

2. Размещение в Городском Информационном справочнике Дубль ГИС с применением опции «мини – макет». Опция подразумевает прикрепление к зданию компании указателя и отображение его на карте. Мини – макет – это указатель, по которому клиенты увидят месторасположение фирмы на карте.

По щелчку на логотип открывается информация о компании в окне справочника. Это обратит внимание потенциального клиента при работе не только со справочником, но и с картой. Информацию о фирме будет видно при просмотре рубрик справочника; при поиске места расположения компаний-конкурентов.

Годовой бюджет рекламной кампании по продвижению новой услуги предприятия представлен в таблице 2.2:

Таблица 2.2.

Годовой бюджет продвижения новой услуги ЗАО «РМЗ»

№ п/п

Вид рекламного средства

Стоимость, руб.

1

Участие в выставке «Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Металлургия»

30 000,00

2

Размещение в Городском Информационном справочнике Дубль ГИС с применением опции «мини – макет»

84 960,00

3

Итого

114 960,00

Производственный процесс будет включать следующие основные этапы:

1. Поиск заказов, работа с потенциальными заказчиками;

2. Подписание договора на ремонт оборудования заказчика;

3. Заказ и поставка необходимых для ремонта материалов и запасных частей службой МТС ЗАО «РМЗ» или их изготовление силами ЗАО «РМЗ»;

4. Производство ремонтных работ либо пуско-наладочных работ;

5. Предъявление и сдача работ заказчику.

Источниками поставки запасных частей, комплектующих и расходных материалов, буду являться: CHIRON-WERKEGmbH& Co. KG; Handtmann A-Punkt Automation GmbH; Fooke GmbH; Okuma Europe GmbH; DMG Europe Holding GmbH; HAAS Ltd. Co.

Для достижения необходимого качества проводимых ремонтных работ будет проводиться ряд мероприятий:

  1. обеспечение входного контроля материалов, а также производственного контроля всех операций; соблюдение ГОСТ, ОСТ, производственных инструкций и технологических рекомендаций;

  2. системное повышение квалификации сотрудников;

  3. аттестация не реже 2-х раз в год технологического оборудования;

  4. аттестация не реже 1-го раза в год основных рабочих; проведение дней качества на производстве.

Организационно-правовая форма предприятия – ЗАО. Закрытое акционерное общество – это такое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, а акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Участники общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Организационная структура управления отдела, занимающегося ремонтом и обслуживанием оборудования с системами ЧПУ (например, рис. 2.1):

 

Начальник отдела по ремонту станков с ЧПУ

 

 

Заместитель начальника отдела по ремонту станков с ЧПУ

 

 

Ведущий специалист по техническому перевооружению станков с ЧПУ

Ведущий инженер участка по ремонту электрической и электронной частей станков с ЧПУ

Ведущий инженер участка по ремонту механической части станков с ЧПУ

 

 

Сервисный инженер

Электромеханик

Наладчик станков с ЧПУ

Слесарь по контрольно-измерительным приборам

 

Рис. 1. Организационная структура управления отдела по ремонту станков с ЧПУ

Рассмотрим кратко функциональные обязанности указанных на рисунке 1 должностей.

Начальник отдела по ремонту станков с ЧПУ осуществляет руководство и координацию деятельности отдела.

Зам. начальника отдела по ремонту станков с ЧПУ выполняет такую основную функцию, как организация и планирование оперативной деятельности отдела.

Ведущий специалист по техническому перевооружению станков с ЧПУ выполняет следующие основные функции: организация технического перевооружения станков с ЧПУ, нормирование потребностей предприятия в станках с ЧПУ, закуп станков с ЧПУ.

Ведущий инженер участка по ремонту электрической и электронной частей станков с ЧПУ организует трудовые процессы, связанные с ремонтом электрической и электронной частей станков с ЧПУ.

Ведущий инженер участка по ремонту механической части станков с ЧПУ организует трудовые процессы, связанные с ремонтом механической части станков с ЧПУ.

Сервисный инженер выполняет комплексное техническое обслуживание, наладку, ремонт, проверку, испытание, монтаж и сдачу в эксплуатацию станков с ЧПУ.

Электромеханик осуществляет комплексное техническое обслуживание, наладку, ремонт, проверку, испытание, монтаж и сдачу в эксплуатацию аппаратуры передачи данных электронного оборудования.

Наладчик станков с ЧПУ выполняет наладку и регулирование станков с ЧПУ в соответствии с режимом, установленным технологическим процессом; проверяет правильность работы контрольно-измерительных приборов.

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике проводит ремонт, регулировку, монтаж, испытание, наладку, юстировку и тарировку аппаратуры, приборов, агрегатов станков с ЧПУ, выявляет и устраняет дефекты в работе аппаратуры.

Распределение численности сотрудников отдела по ремонту станков с ЧПУ ЗАО «РМЗ» приведено в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Организационная структура персонала по реализации бизнес-плана

№ пп

Наименование статей

Значение

1

Численность сотрудников, человек

25

2

В том числе численность ОПР, человек

20

3

В том числе численность АУП, человек

5

4

Средняя заработная плата, руб.

20 750

Профессии основных производственных рабочих:

1) Электромеханик,

2) Слесарь КИПиА,

3) Наладчик станков с ЧПУ,

4) Сервисный инженер.

Полная информация о сотрудниках отдела представлена в штатном расписании (Приложение 3).

Смета основных затрат отдела по ремонту станков с ЧПУ на 2016 год представлена в таблице 2.4.:

Таблица 2.4.

Смета основных затрат

№ п/п

Вид затрат

Значение, руб.

Примечание

1

ФОТ ОПР

4 500 000

ОПР 20 человек

2

ФОТ АУП

1 725 000

АУП 5 человек

3

ФОТ всего

6 225 000

 

4

ЕСН ОПР

1 170 000

 

5

ЕСН АУП

448 500

 

6

ЕСН всего

1 618 500

 

7

Аренда

1 800 000

500 кв. м. *300 руб. /кв. м *12 мес.

8

Реклама

114 960

из годового бюджета рекламной кампании

9

Покупка инструмента

1 000 000

 

10

Всего затрат

10 758 460

 

Эффективность и целесообразность реализации бизнес – плана рассчитаем на основании данных из таблиц 1 и 4 и с использованием формул 1,2,3. Расчет представлен в таблице 2.5.:

Таблица 2.5.

Основные показатели бизнес-плана

п/п

Показатель

Значение

Ед. изм.

1

Количество ППР

1 200

шт.

2

Количество АР

300

шт.

3

Количество ПНР

200

шт.

4

Цена ППР

10 000

руб.

5

Цена АР

20 000

руб.

6

Цена ПНР

30 000

руб.

7

Выручка ППР

12 000 000

руб.

8

Выручка АР

6 000 000

руб.

9

Выручка ПНР

6 000 000

руб.

10

Выручка всего

24 000 000

руб.

11

Затраты всего

10 758 460

руб.

12

Прибыль от реализации

13 241 540

руб.

13

Рентабельность продаж

55,17

%

В таблице 2.6. произведен расчет точки безубыточного производства по каждой предлагаемой ЗАО «РМЗ» услуги с использованием формулы 4.

Таблица 2.6.

Расчет точки безубыточности по реализации бизнес-плана

№ п/п

Показатель

Значение

Ед. изм.

Примечание

Точка безубыточного производства ППР

1

Затраты постоянные

5 088 460

руб.

 

2

Затраты переменные

3 222

руб.

ППР проводится 3 дня 1 рабочим

3

Цена

10 000

руб.

 

4

Точка безубыточности ППР

751

шт.

 

Точка безубыточного производства АР

5

Затраты постоянные

5 088 460

руб.

 

6

Затраты переменные

1 074

руб.

АР проводится

1 день 1 рабочим

7

Цена

20 000

руб.

 

8

Точка безубыточности АР

269

шт.

 

Точка безубыточного производства ПНР

9

Затраты постоянные

5 088 460

руб.

 

10

Затраты переменные

1 074

руб.

ПНР проводится 1 день 1 рабочим

11

Цена

30 000

руб.

 

12

Точка безубыточности ПНР

176

шт.

 

Таким образом, выручка, полученная после проведения 751 планово – предупредительного ремонта, 269 аварийных ремонтов, 176 пуско-наладочных работ, обеспечивает возмещение всех затрат, связанных с проведением указанных ремонтов и работ, но не дает возможности получить прибыль. Каждый последующий ремонт или работа будет приносить предприятию прибыль.

Реализация бизнес – плана на предприятие будет связана с различными рисками. Рассмотрим основные риски подробно.

Во-первых, существует риск повторной поломки отремонтированного оборудования, что приведет к недовольству заказчика, срыву его деятельности, судебным тяжбам и прочее. Необходимо в каждом конкретном случае при заключении договора на выполнение ремонтных работ указывать гарантийный срок на выполненный ремонт или причину отказа от предоставления гарантии с обязательным согласием заказчика с условиями гарантийного обслуживания.

Во-вторых, значителен риск невыполнения ремонтных работ по причине, заключающейся в виде поломке и ее сложности. Перед заключением договора на выполнение ремонтных работ необходимо ознакомиться с поломкой, ее сложностью, определить количество требуемых для выполнения ремонта запасных частей, ознакомить исполнителя с предстоящей работой и прочее. Не следует заключать договор на выполнение ремонтных работ, если нет уверенности в успешном исполнении своих обязательств.

В-третьих, возможен риск неплатежеспособности заказчика после выполнения работ. Для предупреждения риска необходимо работать с заказчиками по системе расчетов с предоплатой.

В-четвертых, существует риск невыполнения договорных обязательств по ремонту оборудования в связи с задержкой поставки запасных частей для проведения ремонта, изменением сроков ремонта, возникновением внештатной ситуации и прочее, что может привести к финансовым потерям (выплата неустоек, штрафов). Необходимо для предотвращения подобного риска заключать договора на «безопасных» для себя условиях.

2.3. Стратегия и перспективы развития промышленного предприятия с внедрением бизнес – плана

Любое предприятие стремится развивать свою деятельность, расширять производство или реализацию услуг, увеличивать прибыль, повышать благосостояние своих сотрудников. Без четкого планирования деятельности предприятие не сможете достичь этих целей. Важнейшим инструментом внутрифирменного управления является бизнес – план.

Стратегический план – это документ, содержащий базовые мероприятия развития деятельности промышленного предприятия на перспективу (не менее 10 лет). Как таковой (типовой) структуры стратегического плана, как, например, бизнес – плана инвестиционного проекта, в законодательно-нормативных документах Украины не предусмотрено. Стратегический план развития предприятия должен быть гибким, легко корректируемым и реальным для достижения поставленных задач.

Бизнес – план ЗАО «РМЗ» по развитию нового вида деятельности – ремонт и обслуживание оборудования с системами ЧПУ – позволит предприятию расширить объем оказываемых услуг, увеличить количество заказчиков, а как следствие позволит добиться желаемых финансовых результатов.

Структура стратегического плана ЗАО «РМЗ» может быть следующей:

  • Предположения о характере изменений внешней среды, тенденций развития отрасли и положения предприятия в отрасли.

  • Стратегические цели предприятия: миссия; основные долговременные цели развития и финансовые задачи.

  • Общая стратегия.

  • План действий по созданию и использованию конкурентных преимуществ.

  • Функциональные поддерживающие стратегии: производство; НИОКР; маркетинг и сбыт; финансы; трудовые ресурсы и другие показатели.

Вариант структуры стратегического плана развития предприятия может быть модифицированным и представлен в следующем виде:

  • Видение – краткое описание того, как предприятие хочет или намеривается быть воспринятым окружающим его миром.

  • Миссия – формулируется обозначение вида деятельности в целом или в разрезе миссии-предназначения, миссии-ориентации, миссии-политики;

  • Цели – стратегические, тактические, оперативные и текущие. Краткая и ясная формулировка положений, достижение которых обеспечит успешную реализацию выбранной стратегии

Таким образом, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность предприятия в течение продолжительного периода времени, давая себе отчёт в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Именно с внедрением бизнес – плана предприятие сможет развивать свой бизнес. Ведь любому предприятию необходимо в первую очередь прогрессивное развитие, а не стабильная стагнация. Бизнес – план является для предприятия начальным этапом прогресса его деятельности.

Таким образом, с внедрением бизнес-плана стратегия развития предприятия будет сформулирована следующим образом: предоставление всем заказчикам высококачественных услуг по ремонту любого промышленного оборудования в кратчайшие сроки с максимальной надежностью.

Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития – это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Бизнес – план нужен предприятию в первую очередь для того чтобы усилить свои конкурентные позиции на рынке.

Стратегия развития предприятия с внедрением бизнес – плана позволит укрепить положение фирмы на рынке, обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение заказчиков, и успешную конкуренцию.

Вывод.Рассмотрев две главы, вопросы разработки бизнес – плана мы можем сделать вывод, что бизнec – плaн нe имeeт cтpoгo peглaмeнтиpoвaнныx coдepжaния и стpyктypы и пpи eгo пoдгoтoвкe cлeдyeт oбpaтить внимaниe нa cлeдyющиe ycлoвия:

1. Бизнec – плaн дoлжeн быть пpoфeccиoнaльным. По coдepжaнию, внeшнeмy видy cyдят o кoмпeтeнции пpeдпpинимaтeля, paзpaбoтaвшeгo бизнec – плaн. Этoт дoкyмeнт дoлжeн быть пpocтым, пoнятным и дocтyпным для пoльзoвaния.

2. Бизнec – плaн дoлжeн быть paздeлeн нa глaвы. Он дoлжeн быть cocтaвлeн тaким oбpaзoм, чтoбы любoй инвecтop мoг лeгкo oтыcкaть в плaнe интepecyющиe eгo paздeлы, чacти, пyнкты. C этoй цeлью нeoбxoдимo пpeдycмoтpeть фyнкциoнaль-нoe пoдpaздeлeниe кaждoй глaвы. Для бoлee пoлнoгo и нaгляднoгo вocпpиятия инфopмaции peкoмeндyeтcя иcпoльзoвaть тaблицы, cxeмы, диaгpaммы, гpaфики.

3. Cлeдyeт зapyчитьcя oбъeктивнoй oцeнкoй бизнec – плaнa. Пpeждe вceгo нeoбxoдимo oзнaкoмить c ним вcex члeнoв пpeдпpинимaтeльcкoгo кoллeктивa. Бyxгaлтep или главный бyxгaлтep дoлжeн тщaтeльнo пpoвepить вce финaнcoвыe pacчeты. Пpи вoзмoжнocти зaключeния по бизнec – плaнy дoлжeн cдeлaть ayдитop. Дpyгими cлoвaми, ни oдин пoтeнциaльный инвecтop нe дoлжeн oбнapyжить кaкoй - либo oшибки в бизнec – плaнe.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бизнес – план – обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможности и перспективы и разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся командой управленцев. Письменное изложение бизнес – плана делает процесс его разработки более эффективным, а сам план – систематизированным и сжатым.

Овладение искусством разработки бизнес-плана необходимо, по крайней мере, в силу следующих причин:

– новые экономические условия требуют новых предпринимателей и дают им возможность попытаться реализовать свои «предпринимательские наклонности». Однако многие из этих людей никогда не руководили каким-либо коммерческим предприятием и потому крайне слабо представляют весь круг проблем, связанных с предпринимательством в условиях рыночной экономики;

– меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычной ему борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. К тому же, старый опыт получен ими в условиях командно-административной системы хозяйствования и, скорее, может быть оценен отрицательно, чем положительно (привычка ожидать команду «сверху», безынициативность, безответственное отношение к «чужим деньгам», искусственная выживаемость убыточного предприятия и так далее.);

– бизнес – план является связующим звеном между организатором производства и инвестором;

– бизнес – план позволит, прежде всего, самому отчетливо увидеть перспективы своего бизнеса, оценить существующую экономическую ситуацию и возможности, определить эффективные направления развития компании и все необходимые действия по достижению поставленных целей, проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.

– бизнес – план будет служить стандартом, с которым будут сверяться результаты практической деятельности по его реализации, и будут вноситься необходимые коррективы в эту деятельность. Он позволит сотрудникам четко понять свои задачи и увидеть собственные личные перспективы, связанные с общим для всех бизнесом, оценить свой личный вклад в достижение поставленных целей.

Бизнес – планирование окажется полезным для установления приоритетов и индивидуальных рабочих заданий на первый год работы предприятия.

Бизнес – планирование представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и другие.). Соответственно, его необходимо тщательно проработать. Причем, обязательно совместными усилиями, при участии непосредственного руководителя проекта и всех заинтересованных лиц.

Таким образом, значение бизнес – планирования для экономической деятельности предприятия в современных условиях трудно переоценить. Оно является основой стратегического планирования и необходимой базой для принятия грамотных управленческих решений.

Бизнес – планирование предприятия, как форма организации ЗАО «РМЗ» направлена на открытие нового вида деятельности – ремонт и обслуживание оборудования с системами ЧПУ, включающего планово-предупредительный ремонт (ППР) станков с ЧПУ, аварийный ремонт (АР) станков с ЧПУ, пуско-наладочные работы (ПНР) станков с ЧПУ.

Бизнес – план ЗАО «РМЗ» позволит предприятию расширить объем оказываемых услуг, увеличить количество заказчиков, а как следствие позволит добиться желаемых финансовых результатов.

Стратегия развития предприятия с внедрением бизнес – плана такова: предоставление всем заказчикам высококачественных услуг по ремонту любого промышленного оборудования в кратчайшие сроки с максимальной надежностью. Данный бизнес – план позволит укрепить положение фирмы на рынке, обеспечить привлечение заказчиков и получение прибыли.

Механизмы бизнес – плана помогают нам понять и раскрыть всю суть бизнес – планирования, насколько важны эти процессы для предприятия во всех аспектах экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика. – 2013. – 245 с.

2. Бабич Т.Н. Планирование на предприятии: Уч. Пос. – М.: КНОРУС. – 2014. – 234с.

3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Уч. Пос. – М.: ИНФРА-М. – 2014. – 240с.

4. Бухалков М.И. Планирование на предприятии учебник. – М.: ИНФРА-М. 2013. – 234 с.

5. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Э., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: Фиминь. – 2012. – 345с.

6. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2014. – 367с.

7. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное пособие. – М.: Софит. – 2012. – 296 с.

8. Дафт Р.С. Связи с общественностью: проекты – СПб., – 2012. – 342с.

9. Ерохина Е.А. Теория экономического развития. – М., – 2014. – 288 с.

10. Игнатьева А.В., Максимовец М.М. Исследование систем управления предприятием – М.: «ЮНИТИ – ДИАНА» – 2012. – 367с.

11. Кезин А.В. Менеджмент. – М., – 2013. – 236 с.

12. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. – М., – 2012. – 288с.

13. Локтинов М.В. Планирование – М.: «Генезис» – 2013. – 356с.

14. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Бизнес-планирование. – М., – 2014. – 267с.

15. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: Уч. пос. - М.: «Дело и сервис»., – 2014. – 278с.

16. Попова В.М., Лепунова С.И. Бизнес – планирование. Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР., – 2012. – 235с.

17. Спицинадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. Пособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес процесса» – 2013. – 346с.

18. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес – планирования. Уч. пос. – М.: Издательство РИОР., – 2012. – 327с.

19. Савельев А.В. Онтологическое расширение теории функциональных систем// Журнал проблем эволюции открытых систем. – 1-е издание. – М., – 2014. – 186 с.

20. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие. – М.: изд. РДЛ, – 2014. – С. – 96.

21. Официальный сайт ЗАО «РМЗ» Режим доступа: http:// www.novosibirsk.remontno-mekhanichesky.ru

Приложение 1

Приложение 2

Составляющие бизнес – плана

Наименование раздела

Состав раздела

Цель

Результаты и выводы бизнес-плана предполагаемого проекта. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах прибыли.

Объективная оценка продукции, деятельности предприятия. Анализ объема продаж (выполненных работ)

Резюме

Функциональные особенности, местоположение, условия использования территории

Основание для анализа и расчетов

Исходные данные и характеристика

Прогноз конъюнктуры рынка

Стратегия маркетинга

Конкуренция

Определение затрат

План производства

Организация работ и финансирования

Рынок сбыта

Определение доходов

Финансовый план

Формирование потока чистых средств

Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности

Страхование коммерческого риска

Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере

Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели.

Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов

Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования

Производственный прогресс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству и качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.

Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов

Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура

Виды производства, себестоимость работ (Услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса инфляции

Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности.

План и структура управления (например, недвижимость на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п.

Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат, рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта

Типы риска условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков

Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм

Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, производственных возможностей

Оценка потребительских свойств товара. Анализ товара конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции

Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям

Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства

Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпа прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры

Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) т. п.

Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ Баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.

Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов

Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций

Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования

Прогноз конъюнктуры рынка

Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели.

Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, производственных возможностей

Стратегия маркетинга

Конкуренция

Определение затрат

План производства

Организация работ и финансирования

Рынок сбыта

Определение доходов

Финансовый план

Формирование потока чистых средств

Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности

Страхование коммерческого риска

Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов

Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования

Производственный прогресс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству и качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.

Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов

Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура

Виды производства, себестоимость работ (Услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса инфляции

Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности.

План и структура управления (например, недвижимость на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п.

Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат, рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта

Типы риска условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков

Оценка потребительских свойств товара. Анализ товара конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции

Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям

Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства

Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпа прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры

Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) т. п.

Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ Баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.

Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов

Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций

Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования

Конкуренция

Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования

Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям

Определение затрат

производственный прогресс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству и качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.

Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства

План производства

Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования.

Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов

Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа).

Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

Организация работ и финансирования

Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов

Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

Рынок сбыта

Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура

Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпа прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры

Определение доходов

Виды производства, себестоимость работ (Услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса инфляции

Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) т. п.

Финансовый план

Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности.

Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ Баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.

Формирование потока чистых средств

План и структура управления (например, недвижимость на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п.

Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов

Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности

Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат, рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта

Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций

Страхование коммерческого риска

Типы риска условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков

Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования

Приложение 3

Различные виды бизнес-планов в зависимости их назначения

 

Бизнес – план

 

 

Действующему

По бизнес – линиям (продукция, работы)

По предприятию

Новому

Финансовое оздоровление

Развитие

Производственного подразделения

Всего предприятия

 

Приложение 4

Штатное расписание отдела по ремонту станков с ЧПУ на 2015 год.

Унифицированная форма № Т-3

Утверждена постановлением Госкомстата РФ

от 5 января 2004 г. № 1

Код

Форма по ОКУД 0301017

ЗАО «РМЗ»

по ОКПО

Штатное расписание №12 15.12.2015 УТВЕРЖДЕНО

Приказом организации от 25.12.2014 № 25

На период 2015 года с 01.01.2015 Штат в количестве 25 единиц

Структурное подразделение

Должность (специальность, профессия),

разряд, класс (категория) квалификации

Количество

штатных единиц

Оклад, руб.

Надбавки, руб.

Всего, руб.

(гр. 5 гр. 6 гр. 7

гр. 8)

1

2

3

4

5

6

7

Отдел по ремонту станков с ЧПУ

Начальник отдела по ремонту станков с ЧПУ

1

1

30000

7500

37500

 

Зам. начальника отдела по ремонту станков с ЧПУ

1

1

25000

6250

31250

 

Ведущий специалист по техническому перевооружению станков с ЧПУ

1

1

20000

5000

25000

 

Ведущий инженер участка по ремонту электрической и электронной частей станков с ЧПУ

1

1

20000

5000

25000

 

Ведущий инженер участка по ремонту механической части станков с ЧПУ

1

1

20000

5000

25000

 

Сервисный инженер

3

5

15000

3750

18750

 

Эл. механик

3

5

15000

3750

18750

 

Наладчик станков с ЧПУ

3

5

15000

3750

18750

 

Слесарь по КИПиА

3

5

15000

3750

18750

Итого

 

25

175000

43750

218750

Руководитель кадровой службы личная подпись расшифровка

Главный бухгалтер личная подпись расшифровка

1 Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика. – 2013. – С. – 45.

2 Бабич Т.Н. Планирование на предприятии: Уч. Пос. – М.: КНОРУС. – 2014. – С. – 67.

3 Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Уч. Пос. – М.: ИНФРА-М. – 2014. – С. – 120.

4 Бухалков М.И. Планирование на предприятии учебник. – М.: ИНФРА-М. 2013. – С. – 34.

5 Горемыкин В.А., Бугулов Э.Э., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: Фиминь. – 2012. – С. – 120.

6 Головань С.И Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2014. – С. – 100.

7 Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное пособие. – М.: Софит. – 2012. – С. – 96.

8 Дафт Р.С. Связи с общественностью: проекты – СПб., – 2012. – С. – 32.

9 Ерохина Е.А. Теория экономического развития. – М., – 2014. – С. – 18.

10 Игнатьева А.В., Максимовец М.М. Исследование систем управления предприятием – М.: «ЮНИТИ – ДИАНА» – 2012. – С. – 157.

11 Кезин А.В. Менеджмент. – М., – 2013. – С. – 400.

12 Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. – М., – 2012. – С. – 23.

13 Локтинов М.В. Планирование – М.: «Генезис» – 2013. – С. – 345.

14 Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Бизнес-планирование. – М., – 2014. – С. – 209.

15 Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: Уч. пос. - М.: «Дело и сервис»., – 2014. – С. – 209.

16 Режим доступа: http:// www.wikipediy.ru

17 Попова В.М., С.И. Лепунова Бизнес – планирование. Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР., – 2012. – С. – 161.

18 Спицинадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. Пособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес процесса» – 2013. – С. – 163.

19 Сергеев А.А. Экономические основы бизнес – планирования. Уч. пос. – М.: Издательство РИОР., – 2012. – С. – 96.

20 Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие. – М.: изд. РДЛ, – 2014. – С. – 96.

21 www.wikipediy.ru

22 www.novosibirsk.remontno-mekhanichesky.ru

Просмотров работы: 241