ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы исследования. Рыночная экономика не может существовать без планирования. Место финансового планирования в рыночной экономике определяется тем, что планирование – это одна из функций управления, поэтому финансовое планирование – функция управления финансами.

Современный рынок устанавливает серьезные требования к предприятию. Прежде всего, это связанно с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Более сложная и высокая подвижность процессов создают новые предпосылки для серьезного применения планирования. Возрастающие факторы роли планирования в современных условиях:

-Увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности

-Высокая нестабильность внешних условий факторов

-Новый стиль руководством персонала

Предприниматели в рыночной экономике не могут добиться стабильного успеха, потому что не каждый предприниматель планирует свою деятельность четко и эффективно. Для лучшего функционирования стоит постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, так и о собственных перспективах и возможностях.

Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса, материалов, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились.

В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом.

Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

Цель данной работы – изучить теоретические основы финансового планирования, рассмотреть процесс разработки финансового плана организации.

В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:

-Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;

-Познакомиться с методикой финансового планирования;

-Проанализировать финансовое состояние ООО «Мастер»;

-Разработать направления совершенствования механизма планирования.

Объектом исследования является состояние финансового планирования предприятия ООО «Мастер».

Предмет исследования – анализ долгосрочного финансового планирования на предприятии и разработка ряда рекомендаций по его совершенствованию.

Методы исследования. В данной работе были использованы следующие методы исследования: синтез, анализ, оценка, расчет.

Практическая значимость работы. В данной работе автор определил основные направления и показатели долгосрочного финансового планирования на предприятии, на которых строится анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. На основе чего автор применяет данную методику анализа к конкретному предприятию (на примере ООО «Мастер»). Данный практический опыт можно применять к анализу предприятий подобного типа, а так же в качестве учебного материала при изучении тем, связанных с финансовым планированием.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Введение содержит методологический аппарат исследования, а именно, актуальность, степень разработанности проблемы, цель, задачи, объект, предмет, методы, практическая значимость и структура исследования.

В первой главе «Финансовое планирование» рассматриваются теоретические основы долгосрочного финансового планирования, а именно, понятие, содержание, особенности организации, основные цели, задачи и принципы.

Во второй главе «Анализ финансового планирования предприятия на примере ООО «Мастер», которая носит практический характер, исследуется практический опыт применения долгосрочного финансового планирования на примере строительной компании ООО «Мастер». Здесь ООО «Мастер» анализируется как объект исследования с оценкой основных экономических показателей. Долгосрочное планирование рассматривается в области планирования доходов и расходов организации, планирования капитала и других показателей. Данный анализ определил основные направления для совершенствования данного вида планирования.

Глава 1. Долгосрочное финансовое планирование как объект финансовой политики: теоретический аспект

1.1. Определение, роль и результативность финансовой политики

Финансовая политика – является важным составным элементом общей политики развития предприятия, которая включает инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и другие. Если углубиться в понятие «политика» более глубоко – то это действия, направленные на достижение цели. Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками – а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения.

Таким образом, финансовая политика не ограничена решением подобных вопросов, таких, как анализ рынка, изготавливаются процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

В основе финансовой политики лежит – четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

При помощи разработанной финансовой политики можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применяется в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время на практике пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, валютную и т.д. для того чтобы избежать метода «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики предприятия, которая должна разрабатываться в комплексе и в рамках единых стратегических направлений[14, c.63].

Основными задачами конструктивной финансовой политики являются:

-обеспечение источников финансирования производства;

-недопущение убытков и увеличение массы прибыли;

-выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью

повышения его эффективности;

-минимизация финансовых рисков;

-рациональная организация финансовых потоков и расчётов,

обеспечивающих максимальную их отдачу и минимальный риск;

-рациональное распределение полученной прибыли в расширение

производства и потребление;

-поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости организации на основе экономического анализа[12, c.48].

Результативность финансовой политики можно достичь только при достижении поставленных целей или задач. Решения, определяющие финансовую политику, подразделяют на краткосрочные и долгосрочные. Мероприятия по организации и использованию финансов представляются как краткосрочные, если они рассчитаны на период не более 12 месяцев или период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Они нацелены на принятие текущих решений и на управление в режиме реального времени. Финансовые решения и мероприятия, преследующие цель достижения определённых результатов за период более 12 месяцев и превышающие операционный цикл, относят к долгосрочной политике.

Главная особенность стратегических целей руководства заключается в том, что они представляют собой глобальный критерий системы, в качестве которого выступает улучшение ключевых показателей организации, например максимизация прибыли или дохода от продажи продукции, работ, услуг. Поэтому особенностью стратегии является качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей организации. Стратегические решения как решения, связанные с изменением потенциала организации, имеют существенные последствия. Последствие возникает как результат выбора, повышения эффективности по мере накопления опыта. Такие цели чаще всего являются объектом долгосрочной финансовой политики[8, c.56].

В условиях рыночной экономики выживают только те фирмы, которые с помощью финансового планирования как бы видят на два шага вперед, прогнозируют финансовую ситуацию в зависимости от изменения различных внешних и внутренних факторов. Финансовая политика связана с желанием предотвратить возможные ошибки в финансовой деятельности, а еще, чтобы использовать все возможности (в рамках закона) для получения прибыли.

Для получения прибыли желательно учитывать последствия инфляции, изменения ситуации на рынке, нарушение договорных обязательств с партнерами и даже возможность изменения политической ситуации.

Финансовая политика предполагает своевременное выполнение обязательств перед бюджетом, различными фондами, банками и другими кредиторами, тем самым защищая фирму от применения к ней штрафных санкций.

1.2. Цели, задачи и направления формирования финансовой политики

Можно перечислить несколько задач, которые необходимо решить при организации долгосрочной финансовой политики:[11, с.4]

-Избежать финансовых трудностей и банкротства;

-Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

-Максимально увеличить объем продаж и сектор рынка;

-Минимизировать расходы;

-Максимизировать прибыль.

-Максимизировать рыночную стоимость фирмы

Объяснить значимость данных задач можно по-разному, объясняется в рамках существующих теорий.

В рамках традиционной экономической модели предполагается, что любая фирма существует для того, чтобы прибыль была максимальной

Цель на максимальную прибыль может подразумевать «конечную» или «среднюю» прибыль. Часто приводится понятие «нормальной» прибыли, т.е. прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. Действительно, прибыльность различных видов производств может существенно различаться, что не вызывает тем не менее стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный. В основе такого подхода лежит и весьма распространенная система ценообразования на производимую продукцию — «себестоимость плюс некая устраивающая производителя надбавка».

Другие исследователи выдвигают предположение, что в основе деятельности фирм и их руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры олицетворяют свое положение (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерами фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью.

В рамках данной теории применяются и другие формальные критерии, в частности, для оценки эффективности данной фирмы в целом очень распространенным является показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестиций» (ROI). Однако принятие решений на основе этих и подобных им показателей не всегда очевидно. (См. Приложение №1)

Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:

-критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

-обоснование (корректировка) стратегических целей;

-определение сроков действия финансовой стратегии;

-конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;

-распределение ответственности за достижение стратегических целей.

Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать ряд тактических задач.

Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.

Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.

Для обеспечения максимизации прибыли необходимо решение следующих задач:[10, с.5]

-наращивать объем продаж;

-эффективно управлять процессом формирования рентабельности;

-бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;

-осуществлять контроль над расходами,

-минимизировать период производственного цикла,

-оптимизировать величину запасов и др.

Второе стратегическое направление подразумевает решение таких задач как:

-минимизация финансовых рисков;

-синхронизация денежных потоков;

-тщательный анализ контрагентов;

-наличие необходимого остатка денежных средств;

-финансовый мониторинг и др.

Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от использования заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и др. меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность производства. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.

Стадия развития предприятия также оказывает существенное влияние на ранжирование его стратегических целей. Понятие цикла жизни позволяет определить различные проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых решений, которые позволят их успешно решить.

В период детства, когда обороты предприятия небольшие, предприятие главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на осуществление необходимых инвестиций для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.

В период юности рост объемов продаж, первые прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.

В период зрелости, когда предприятие уже заняло свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значительна, предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы.

В период старости, когда происходит замедление роста оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.

Кроме того, вектор стратегического развития предприятия зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. На крупных предприятиях, когда собственников много, например, крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не вовлечены в процесс принятия деловых решений, особенно на ежедневной основе, они остаются верны предприятию пока удовлетворяются их интересы.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на основные параметры функционирования предприятия.

Таким образом, финансовая политика – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Разработанная финансовая политика не может быть раз и навсегда определенной и незыблемой. Последние годы показали, насколько фундаментальными могут быть изменения в условиях хозяйствования. Кроме того, стремительные изменения продолжаются и в настоящее время на финансовых рынках, со стороны регулирования государством, в практике управления предприятием. Поэтому финансовая политика должна быть гибкой и учитывать изменения всех интересов и факторов, оказывающих на нее влияние.

В этой связи одним из основных принципов финансовой политики является то, что она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость

1.3. Анализ долгосрочного финансового планирования на основе бюджетирования

При постановке системы финансового управления как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе необходимо видеть различия в целях построения каждого из бюджетов.

Бюджет доходов и расходов (БДР) определяет экономическую эффективность деятельности предприятия. Данный бюджет формирует основной финансовый результат деятельности предприятия, т.е. его прибыльность. Однако надо иметь в виду, что на значения статей БДР и его итоговый результат непосредственным образом влияют положения внутренней учетной политики в части момента признания и правил соотнесения доходов и расходов.

Внутренняя учетная политика состоит из ряда «соглашений» о значимости тех или иных хозяйственных операций для оценки реальной эффективности деятельности компании. Данная политика не всегда совпадает с одноименным обязательным бухгалтерским документом, создаваемым с целью представления информации в налоговые органы. Предприятие во внутренней учетной политике может само выбрать любые основания признания доходов и расходов, кажущееся ему разумным для отражения действительной картины его деятельности. Критерием правильности этих допущений является управленческая полезность. Одним из таких критериев является способность прогнозировать по результатам построения БДР будущие денежные потоки, которые отражаются в бюджете движения денежных средств.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) носит более очевидный характер – он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств. БДДС определяет «платежеспособность» предприятия как разницу поступлений и «выбытий» денежных средств за период.

И, наконец, последний из финансовых бюджетов – Бюджет по балансовому листу (ББЛ), который определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.

Хотя результаты финансового планирования в краткосрочной и долгосрочной перспективе отражаются в одной и той же системе отчетов, необходимо иметь в виду, что каждая из этих подсистем (контуров) финансового управления может иметь свои методы планирования и структуризации отчетности.

То есть, финансовое планирование может осуществляться по одной из следующих схем:

БДР – ББЛ – БДДС (косвенным методом),

БДР – БДДС (прямым методом) – ББЛ.

Поэтому при составлении БДР важен выбор способа группировки затрат, исходя из которого бюджет можно строить в двух возможных форматах – по функциональному и по ресурсному принципу.

Прогнозы относительно каждого вида ресурса составляются не только теми подразделениями, которые эти ресурсы используют, но и теми, кто может оценить будущие тенденции изменений в их объемах и цене, а также реально повлиять на эти изменения (например, путем анализа рынка поставщиков). В краткосрочном БДР за планирование величины прямых производственных затрат отвечает только ЦФО производства. В долгосрочной же перспективе за прогнозирование этой группы затрат, наряду с производством и технологическим отделом могут отвечать отдел снабжения и планово-экономический отдел. Поэтому в целях долгосрочного планирования обычно создается специальный бюджетный комитет.

Переход от БДР к БДДС может совершаться следующими способами:

-с помощью коэффициентов инкассации или нормативов схем расчетов (как правило, при долгосрочном планировании). В этом случае определяются нормативы, касающиеся схем расчета за продукцию, материалы, услуги сторонних организаций. Коэффициенты инкассации определяют, как в процентном отношении соотносятся поступления (выплаты) по видам: предоплата и авансы полученные (выданные), текущие поступления (выплаты), погашение дебиторской (кредиторской) задолженности; финансовый политика долгосрочный хозяйственный-с помощью бюджетов платежей (как правило, при краткосрочном планировании). Исходя из того, что в каждой фирме существуют свои бизнес-правила и схемы расчета за продукцию, материалы и услуги сторонних организаций, разные сроки отсрочки, % предоплаты и т.п. плановые данные в бюджеты платежей могут заноситься на основе действующих договоров и экспертных оценок.

Задачи, стоящие перед ББЛ в краткосрочной и долгосрочной перспективе, определяют собой различия в структуре его статей и необходимую точность его моделирования.

В долгосрочной перспективе финансовое управление опирается на прогнозы будущего финансового положения компании, при этом выбираются и оцениваются целевые финансовые индикаторы, определяющие достижение стратегических целей. В краткосрочной перспективе постановка финансового экспресс-анализа деятельности и выбор индикаторов направлены на контроль эффективности текущего управления финансами за счет оперативного получения обобщенного представления о финансовом состоянии компании и тенденциях его изменения.

Структура статей ББЛ, если придерживаться, например, рекомендаций GAAP достаточно стандартна. Однако их детализация определяется принятыми методами финансового планирования, а также составом показателей, выбираемых для оценки финансового положения компании

1.4. Содержание долгосрочного финансового планирования на предприятии

Долгосрочным финансовым планированием охватывается временной период 1-3 года, но при этом такой временной интервал носит характер условный, потому что находится в зависимости от экономической стабильности и возможности проведения прогнозирования размеров финансовых ресурсов и направления их использования. В перспективное планирование включается разработка финансовой стратегии субъекта хозяйствования и прогнозирование результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

Содержание основных финансовых планов предприятия в рамках долгосрочного планирования, соответствующее современным условиям хозяйствования представлено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Содержание основных долгосрочных финансовых планов предприятия

Виды финансовых планов

Содержание

План финансовых результатов

План инвестиций

Плановый баланс активов и пассивов

План денежных поступлений и выплат

Плановые показатели на два, три и более лет, доходов, расходов и финансовых результатов организации

План на два, три и более лет, направлений и размера инвестиций, а так же источников их финансирования

План на два, три и более лет, величины активов и пассивов предприятия по укрупненным статьям

План на два, три и более лет денежных поступлений и выплат по укрупненным статьям

Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

Долгосрочное финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое). Все виды финансового планирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности.

Таблица 2

Виды долгосрочного финансового планирования

Виды финансового планирования

Перспективное финансовое планирование

Текущее финансовое планирование

Оперативное финансовое планирование

Формы разрабатываемых финансовых планов

Прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств;

План доходов и расходов по операционной деятельности; план доходов и расходов по инвестиционной деятельности;

Платежный календарь

Период планирования

1-3 года

1 год

Декада, квартал, месяц

В современных условиях перспективное долгосрочное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегии предприятия и прогнозирования финансовой деятельности. Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Финансовая стратегия должна также согласовываться с общей стратегией фирмы, хотя она тоже оказывает на общую стратегию определенное влияние [с.4, 143].Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на перспективу. Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации.

Информационной базой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия. Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей. Разрабатываемые конкретные виды текущих финансовых планов дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода[с.11, 208]

Текущее финансовое планирование состоит в разработке трех основных документов:

-плана движения денежных средств;

-плана отчета о прибылях и убытках;

-плана бухгалтерского баланса.

Основная цель этих документов – оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план создается на период в один год.

Для составления финансовых документов важно определить объем будущих продаж, обычно этот план составляется еще на этапе перспективного финансового планирования. На основе этих данных рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определяются и другие составные затраты на производство. И уже на основе этих данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках. С помощью этого отчета прогнозируется величина прибыли, которая должна быть получена в расчетном периоде [с.8, 94]

Далее разрабатывается план движения денежных средств. Этот план учитывает все поступления и платежи, затраты и расходы, показывает чистый денежный поток, то есть избыток или дефицит денежных средств на определенный момент времени. Фактически он показывает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение типов деятельности позволяет повысить эффективность управления денежными потоками. Цель разработки балансового плана формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде. По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности предприятия [с.6, 143]

Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами [с.12, 424].

Глава 2. Анализ долгосрочного финансового планирования предприятия на примере ООО «Мастер»

2.1.Характеристика ООО «Мастер» как объекта исследования

Компания "МАСТЕР" - мощная строительная организация, которая специализируется на возведении объектов промышленного и гражданского строительства.

В своей деятельности ООО «Мастер» руководствуется законодательными и нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, и Уставом учредителя.

Общество создано для выполнения работ, оказания услуг юридическим и физическим лицам с целью получения прибыли.

Основными видами деятельности общества являются: производство отдельных видов строительных материалов и изделий; выполнение строительно-монтажных работ; выполнение инженерных изысканий; осуществление коммерческой и торговой деятельности; оказание транспортных и других видов услуг.

ООО «Мастер» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражённое на самостоятельном балансе, включая имущество, переданное акционерами в счет оплаты акций. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Все производственные единицы, работающие по цеховой структуре управления, обеспеченны инженерными сооружениями, коммуникациями и средствами связи.

Основано в мае 2002 года. Численность работающих – 35 человек, в том числе специалистов – 30 человек.

Рис. 2.1. Структурная схема управления ООО «Мастер»

Предметом деятельности, основными целями и задачами являются:

-разработка проектно-сметной документации по электрозащите подземных металлических коммуникаций от электрохимической коррозии в соответствии с действующими нормами и правилами;

-выполнение по договорам с заказчиками проектно-сметной документации по проектированию систем газоснабжения жилого фонда, коммунально-бытовых предприятий, объектов сельскохозяйственного производства в городах, рабочих посёлках и населённых пунктах сельской местности;

-выполнение по договорам с заказчиком проектно-сметной документации на общестроительные работы (строительная часть проектов, разделы отопления, вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения и канализации, электротехническая часть проектов, привязка жилых и нежилых зданий и сооружений для нужд газовых хозяйств области);

-выполнение изысканий и проектов комплексной электрозащиты действующих металлических сооружений и коммуникаций, независимо от ведомственной принадлежности в соответствии с действующими нормами и правилами;

-участие в сдаче средств активной защиты в эксплуатацию и авторский надзор за их строительством;

-проведение экспертизы проектной документации на основании опыта эксплуатации средств электрозащиты;

-составление отчётности и предоставление её в установленные сроки; обеспечение сохранности материальных ценностей.2.2.Общий анализ финансового состояния ООО «Мастер»

Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче – к увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

Во время экономического анализа проходит оценка текущего и прошлого финансового состояния, результатов деятельности предприятия.

Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия, целью которой является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Для получения необходимой информации о финансовом положении любого предприятия проводятся:

1) Общий анализ финансового состояния предприятия, в ходе которого оцениваются размещение и использование средств предприятия (его активы) и источники формирования этих средств (пассивы) в целом по балансу предприятия и по отдельным группам показателей: активам, пассивам, имуществу, запасам и обобщающим показателям деятельности предприятия за период - финансовым результатам деятельности.

2) Определение финансовой устойчивости предприятия для правильного выбора в реальных экономических условиях надежного с точки зрения платежеспособности партнера, например, оценки возможности потенциального покупателя, своевременно оплатить поставленную предприятием продукцию или возможности возврата заемщиком кредита в оговоренный срок и с оговоренными процентами.

3) Определение ликвидности баланса - степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств (оценки кредитоспособности предприятия).

4) Расчет и анализ финансовых коэффициентов для выявления изменений финансового состояния предприятия за определенный период и сравнительного финансового анализа родственных предприятий.

5) Определение рентабельности и деловой активности предприятия осуществляется через расчет и анализ коэффициентов рентабельности и деловой активности (оборачиваемости) для оценки управления предприятием и изменений результатов деятельности предприятий.

Имущество - филиала ООО «Мастер» составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на балансе. Источником формирования имущества являются денежные и материальные взносы учредителей, доходы, получаемые от реализации товаров и услуг.

Вертикальный и горизонтальный анализ показателей отчетности наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре активного и пассивного капиталов в ООО «Мастер».

В анализ входит динамика таких показателей, как:

АКТИВ: основные средства, прочие в необоротные активы, запасы и затраты, НДС, дебиторская задолженность, денежные средства и прочие активы.

ПАССИВ: капитал и резервы, кредиторская задолженность, прочие пассивы.

На основании представленных данных можно сделать вывод о том, что в составе средств и источников ООО «Мастер» -произошли существенные изменения.Как отрицательную тенденцию следует отметить увеличение удельного веса дебиторской задолженности за 2013 год на 12,7 %, что свидетельствует об приостановлении поступлений платежей от дебиторов.

Отрицательным моментом также является уменьшение удельного веса денежных средств на 1,3 % и рост кредиторской задолженности к концу года на 1673 тыс. руб., т.к. предприятие по своим долгам стало рассчитываться медленнее и ее удельный вес в общем капитале увеличился на 42,8 %.

Произошло уменьшение запасов на 461 тыс. руб., это произошло вследствие снижения товарного остатка, который подтверждается увеличением «оприходованного» НДС на сумму 700,0 руб.

Все относительные показатели финансовой устойчивости, характеризующие состояние и структуру активов предприятия, и обеспеченность их источниками покрытия (пассивными) разделяют на следующие показатели:

1) Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами - характеризует степень обеспеченности СОС предприятия, необходимую для финансовой устойчивости:

2) Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами - показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлечении заемных:

3) Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, насколько мобильны собственные источники средств предприятия с финансовой точки зрения; он определяется путем деления собственных оборотных средств на сумму всех источников собственных средств:

4) Коэффициент автономии (финансовой независимости и концентрации собственного капитала) - свидетельствует о перспективах изменения финансового положения в ближайший период:

5) Коэффициент финансовой устойчивости. Значение этого коэффициента показывает удельный вес источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности длительное время; характеризует часть актива баланса, финансируемую за чет устойчивых источников, а именно, собственных средств, средне - и долгосрочных обязательств:

6) Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) отражает соотношение заемных и собственных средств предприятия, который характеризует структуру финансовых источников предприятия, а также степень зависимости от заемных источников:

7) Коэффициент финансирования (соотношение собственных и заемных средств), показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных.

ООО «Мастер» руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной Ответственностью» (ред. от 23.07.2013 N 210-ФЗ). Согласно этому:

- общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, также имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием места нахождения общества, имеет бланки установленного образца, товарный знак и знаки обслуживания;

- общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

- общество не отвечает по обязательствам своих участников;

- участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов;

- участники общества, которые внесли вклад в уставной капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.

Проведем анализ основных экономических показателей ООО «Мастер» за 2012-2013 гг. (таблица 4).

Таблица 2.1.

Основные экономические показатели ООО «Мастер»

Показатель

2013г.

2014г.

Изменения 2013г. к 2014г.

абсолют.

темп роста, %

Выручка от продажи продукции, тыс.руб.

145230

149083

+3853

103

Себестоимость продаж, тыс. руб.

116357

123500

+7143

107

Прибыль от продаж, тыс. руб.

11430

13379

+1949

108

Среднесписочная численность производственного персонала, чел

42

40

-2

97

Производительность труда, руб./чел

849,2

904,2

+60

107

Среднемесячная зарплата, тыс.руб.

132, 9

143,4

+10,5

109

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

3 050

3 318

+268

109

Фондоотдача, руб/руб.

17,2

16,4

-1

95

Рентабельность продаж, %

0,3

0,09

-0,1

90

Анализ основных экономических показателей, показанных в таблице 4, свидетельствует о том, что в 2014г. в сравнении с 2013г. объем продаж увеличился на 3853 тыс. руб. (или на 103,0%). Себестоимость услуг увеличилась на 7143 тыс. руб. (или на 107,0%). Прибыль от реализации услуг предприятия в 2013 году увеличилась на 1949 тыс. руб. (или 108,0%).

2.3.Механизм совершенствования управления финансовым планированием на предприятии ООО «Мастер»

В ООО «Мастер» в рамках долгосрочного планирования применяется расчетно-аналитический метод финансового планирования. Его сущность заключается в том, что на основе анализа достигнутого размера финансовых показателей производится планирование их величины на будущий период.

В таблице 2.2. представлен план доходов и расходов организации на 2014 год. Цель данного раздела финансового плана рассчитать чистую прибыль организации в планируемом периоде.

Таблица 2.2.

План доходов и расходов ООО «Мастер», тыс. руб.

Показатель

Отчетный период

Планируемый период

Изменение

1

Выручка от реализации продукции

147083

169067

21984

2

Переменные затраты

123500

143100

19600

3

Валовая прибыль

24781

12967

12536

4

Постоянные затраты

12431

18294

5863

6

Прибыль от реализации (продаж)

152

2673

2521

7

Прочие доходы

23

70

47

8

Прочие расходы

1436

1300

-24

9

Налогооблагаемая прибыль

-1261

1443

2704

1

Налог на прибыль

-

289

-

1

Чистая прибыль

-1261

1154

2415

В бюджете доходов и расходов отражена сумма чистой прибыли – 1154 тыс. руб., их них:

- 517 тыс. руб. - это распределенная прибыль, которая, предназначена для распределения между участниками фирмы ООО «Мастер», распределяется пропорционально (согласно процентному соотношению долей) их долям в уставном капитале общества(прибыль общества может распределяться, например, на выплату дивидендов, создание фондов и т.п.)

- 637 тыс. руб. - это нераспределенная прибыль, которая отражается в дальнейшем в балансе предприятия.

В 2015 году предприятие планирует стабилизировать финансовое положение и получить чистую прибыль в размере 1154 тыс. руб.

Как элемент улучшения краткосрочного планирования можно рассматривать бюджетирование.

Бюджет фирмы - это план, охватывающий все аспекты хозяйственных операций на определенный период и отражающий цели и политику фирмы, установленный высшим руководством для предприятия в целом и для каждого из его подразделений.

Проведение работ по постановке системы компанией надо осуществить поэтапно в следующем порядке:

  1. Проектирование финансовой структуры.

  2. Проектирование бюджетной системы.

  3. Разработка внутренней учетной политики.

  4. Разработка системы планирования.

  5. Разработка системы анализа.

  6. Регламентация.

Недостаточно просто разработать объекты и формы отчетности. Процесс составления планов - есть коллективный процесс работы менеджеров, в течение которого планы обсуждаются, корректируются, утверждаются.

Контроль является выбором системы стандартов и нормативов. Он определяет возможности анализа и тем самым является формальным языком, описывающим цели, которые мы реально можем достичь.

Существенная часть контроля в бюджетном управлении заключается в план-фактном сравнении данных. Контроль должен выполняться постоянно, в текущем режиме и для наиболее критических операций заявитель (желающий получить результаты операции) подает заявку на исполнение, указывая оперативные параметры, чего он хочет добиться.

Приведем пример: С целью максимизации притока денежных средств ООО «Мастер» следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием.

Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Наиболее распространенные варианты краткосрочного финансирования предприятием - продавцом:

  1. предоставление скидки ради скорейшего покрытия потребности в денежных средствах;

  2. получение кредита без предоставления скидки.

Важным аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что предприятие при этом получает возможность сократить не только дебиторскую задолженность, но и объем финансирования, то есть объем необходимого капитала.

Заключение

В заключение курсовой работы можно сделать ряд выводов. Финансовое планирование в организации является планированием всех доходов и направлений расходования денежных средств с целью обеспечения развития организации. Основными целями процесса финансового планирования выступают: установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации потребностью в них, выбор наиболее эффективных источников формирования финансовых ресурсов и оптимальных направлений их использования. В качестве основных методов планирования финансовых показателей рассмотрены методы: расчетно-аналитический; нормативный; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математического моделирования.

Под долгосрочным финансовым планированием понимается планирование на срок свыше одного года. В некоторых случаях в рамках планирования, превышающего год, выделяют средние сроки, составляющие от одного года до трех лет.

Долгосрочная финансовая политика должна быть направлена на осуществление структурных сдвигов, ускорение научно-технического прогресса, переориентацию общественного производства на удовлетворение социальных потребностей и повышение жизненного уровня населения.

В целом перспективным представляется осуществление бюджетных расходов на основе оптимизации их объема и структуры в меру увеличения доходов на базе роста эффективности материального производства, основу для которого создают новые экономические рычаги управления, развития и укрепления полного хозрасчета и самофинансирования во всех звеньях хозяйствования.

Одним из основных принципов долгосрочной финансовой политики является то, что она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость. Данный аспект в современных условиях финансового кризиса является наиболее актуальным.

При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей. Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

-делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

-проясняет возникающие проблемы;

-стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

-улучшает координацию действий в организации;

-создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

-увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

-способствует более рациональному распределению ресурсов;

-улучшает контроль в организации.

В рамках данной курсовой работы были решены задачи:

  1. Рассмотрена сущность и содержание финансового планирования;

  2. Ознакомление с методикой финансового планирования;

  3. Проанализировано финансовое состояние ООО «Мастер»

  4. Разработаны направления совершенствования механизма планирования.

Финансовым результатом деятельности предприятия за 2013 год был убыток. Проведенный анализ финансово-экономической деятельности ООО «Мастер» показал наличие отрицательной тенденции увеличения удельного веса дебиторской задолженности, уменьшение запасов и стоимости имущества фирмы. В целом положение предприятия не оптимистично. На конец отчетного периода финансовое состояние анализируемого предприятия характеризуется как кризисное, а проведенный рейтинговый бизнес-анализ финансового состояния показал наличие тенденции снижения эффективности управления бизнесом. Это явилось следствием ряда причин, главная из которых заключается в отсутствии стратегического подхода к управлению финансовым планированием на нашем предприятии.

В целях совершенствования механизма управления финансовым планированием необходимо внедрение оперативной системы бюджетного управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющие достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.

Это позволит предприятию в ближайшее время и короткие сроки стабилизировать финансовое состояние и выйти из кризисного положения. В рамках долгосрочного планирования и с целью повышения кредитоспособности ООО «Мастер» ,увеличения товарооборота и покупательской способности населения, привлечения оборотных средств, увеличения прибыли было предложено ввести новое направление с использованием системы «Товары в кредит».

В результате данного мероприятия, мы не только привлечем дополнительных покупателей, увеличим приток оборотных средств и получим прибыль, но и подтвердим звание лидера на рынке предоставления товаров и услуг населению. С целью максимизации притока денежных средств предприятию ООО «Мастер». Необходимо разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Проведена сравнительная оценка двух вариантов краткосрочного финансирования: Предприятию выгодно использовать скидки и совершать досрочную оплату. Система скидок способствует защите фирмы» от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Все предложенные рекомендации и предложения по совершенствованию финансового планирования на предприятии и его экономическая оценка имеют цель повысить платежеспособность ООО «Мастер» и улучшить его финансовое состояние, что в свою очередь имеет, несомненно, практическое значение для предприятия.

Список литературы
  1. Федеральный закон «Об оществах с ограниченной ответственностью от 14.02.1998 (ред. от 23.07.2013 N 210-ФЗ).

  2. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. - СПб.: Питер, 2012. – 265с.

  3. Братухина О.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2012. – 240с.

  4. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2013. – 652с.

  5. Горемыкин. В.А. Планирование на предприятии. Базовый курс. – М.:Юрайт - Издат, 2012. – 696 с.

  6. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Феникс, 2012. – 159 с.

  7. Дрогомирецкий И.И., Маховикова Г.А, Кантор Е.Л. Планирование на предприятии. – М.: Юрайт, 2014. – 140 с.

  8. Зенкина, И.В, Экономический анализ в системе финансового менеджмента: учебное пособие. / И.В. Зенкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 318 с.

  9. Ильин И.И. Планирование на предприятии. – М.: Инфра-М, 2012. – 668 с.

  10. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия. Учебник. – М.: Инфра-М, 2012. – 332 с.

  11. Кабанцева Н.Г. Финансы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 349с.

  12. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / Лысенко Д.В. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.

  13. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. 14-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2013. – 250 c.

  14. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 480с.

  15. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: Кнорус, 2012. – 656 с.

  16. Филатова Т.В. Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование. – М.: Кнорус, 2012 – 232 с.

  17. Финансы: Учебник / под ред. Романовского М.В. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 590с.

  18. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 479с.

  19. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник/М.И. Бухалков.-М.: ИНФРА-М – 2011.-400 с.

  20. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник.-3-е изд., испр.-М.: ИНФРА – М, 2010.- 416с.

  21. Васильева Л.С., Петровская М.В., Штейн Е.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Издательство: Инфра-М, 2010.-335с.

  22. Герасимова Е.Б., Мельник М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: М.-Проспект, 2013.-234 с.

  23. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник.-М.: информационно – издательский дом «Филинъ», 2012.-328с.

  24. Добровольский Е. Бюджетирование шаг за шагом/Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П. и др. – СПб.: Питер Пресс, 2008. Кузнецова Е.В Финансовое управление компанией/Е.В. Кузнецова.-М.: ДиС, 2008.-426с.

  25. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ – М.: «ПРИОР», 2008г. – 160с. Планирование на предприятии АПК/ С.Н.Тарамонов.- Ростов н/Д: Феникс,2008.-446с.

  26. Стажкова М.М. Финансовый анализ. – М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус – Кво 97», 2009. – 120с. Финансовый менеджмент. Бланк. И. А. – М.: Инфра-М, 2008. – 526 с. Финансы бюджетных организаций: Учебник/ Под ред.проф.Г.Б.Поляка.-М.: Вузовский учебник, 2009.-363с.

  27. Хоуп Д. Финансовый директор новой эпохи.: Пер. с английского. – М.: Вершина, 2008. Донцова, Л.В., Никифорова, Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности: Учебное пособие/ Л.В. Донцова, Н.А.Никифорова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009.-304 с.

  28. Васильева Л.С., Петровская М.В, Финансовый анализ: Электронный учебник: / Л.С.Васильева, М.В.Петровская. – Электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2012.- 345с.

  29. Экономика предприятия. Учебное пособие / В.П. Волков, А.И.Ильин, В.И. Станкевич – 2 изд. испр. – М :«Новое знание», 2009 Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2011 Экономика предприятия: Курс лекций./ О.И Волков, В.К. Скляренко, - М : «ИНФРА-М», 2014.- 258с.

Приложение №1.

Примером данного вопроса может служить следующее:

Предположим, что некая фирма достигла значения показателя ROI = 30%. Означает ли это, что представившуюся возможность размещения капитала с ROI- 25%, но в гораздо менее рисковое предприятие следует безоговорочно отвергнуть? Выбор не так прост, как кажется. В частности, новое инвестирование следует осуществить, если

(а) затраты на поиск источников финансирования меньше, чем 25%;

(б) фирма имеет временно свободный капитал и не может более выгодно разместить его в предприятие с той же степенью риска.

Предположим, что финансовый менеджер компании А делает выбор между двумя альтернативными инвестиционными проектами Р1 иР2:

Ожидаемый доход на вложенный капитал (руб.)

Проект

Год 1

Год 2

Год З

Всего

за 3 года

Р1

2,6

1,4

0,5

4,5

Р2

0,8

1,3

2,7

4,8

Основываясь на критерии максимизации суммарного дохода на капитал, следует предпочесть проект Р2. Однако, безупречен ли такой вывод? Очевидно, что в этом случае не учтена временная ценность денег. Если последнее принять во внимание, первый проект может оказаться более привлекательным, поскольку обеспечивает значительно большее поступление денежных средств в первый год; эти средства могут быть реинвестированы и принести дополнительный доход.

Просмотров работы: 809