ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы исследования. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия играет для хозяйствующего субъекта немалую роль, потому что инвесторы уделяют внимание данной характеристике предприятия большое значение, при этом они изучают показатели финансово-хозяйственной деятельности как минимум за 3-5 лет. Для верной оценки инвестиционной привлекательности предприятие оценивается как часть отрасли, а не как отдельный хозяйствующий субъект, при этом исследуемое предприятие сравнивается с другими предприятиями в данной отрасли.

Активность деятельности инвесторов зависит от устойчивости финансового состояния и экономической составляющей предприятий, в которые они готовы направить свои инвестиции. Главным образом эти параметры характеризуют инвестиционную привлекательность предприятия.

Практически любое направление бизнеса в нынешнее время имеет высокий уровень конкуренции. Чтобы сохранить позиций и достигнуть лидерства компании должны постоянно развиваться, осваивать новые технологии и расширять сферы деятельности. Иногда наступает момент, когда руководство организации понимает, что дальнейшее развитие невозможно без дополнительных инвестиций. Приток инвестиций дает организации конкурентные преимущества и является сильнейшим средством роста. Главной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть следствием любого выбранного способа инвестиций при грамотном управлении должен увеличиться рост стоимости компании, а так же показатели её деятельности.

Инвестиционная привлекательность немаловажна для инвесторов, так как анализ предприятия и его инвестиционной привлекательности позволяет свести риск ошибочного вложения средств к минимуму.

Степень разработанности проблемы. Вопросы планирования инвестиционной привлекательности предприятия рассматриваются в различной литературе по менеджменту, планированию и специальной литературе по инвестициям следующими авторами: Валинурова Л.С., Бочаров В.В., Адрианов Д.В., Богатин Ю.В., Швандар В.А., Вахрин П.И., Гуськова Т.Н., Игонина Л.Л., Катасонов В.Ю., Киселева Н.В., Крылов Э.Н., Власова В.М., Егорова М.Г., Марголин А.М., Савицкая Г.В., Сергеев Н.В., Веретенникова И.Н., Яновский В.В., Левченко Н.А., Фатхутдинов Р.А., Компанейцева Г.А., Иванов А.С.

Целью данной работы является анализ системы планирования инвестиционной привлекательности хозяйственной деятельности предприятия на основе определенных показателей с целью развития их в современных рыночных условиях (на примере монополизированного предприятия ОАО «Газпром»).

Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

  1. раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;

  2. определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;

  3. привести алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия;

  4. проанализировать инвестиционную деятельность предприятия на примере ОАО «ГАЗПРОМ»;

  5. провести анализ инвестиционной привлекательности предприятия на примере ОАО «ГАЗПРОМ»;

  6. разработать пути повышения инвестиционной привлекательности на предприятии.

Объект исследования в работе: инвестиционная привлекательность предприятия как фактора его конкурентоспособности.

Предметом исследования в работе является анализ системы планирования инвестиционной деятельности организации на примере ОАО «Газпром».

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, оценка, расчет.

Информационная база исследования: учебная, методическая, периодическая литература, интернет-источники, статистические ежегодники, документы предприятия (отчеты по инвестиционной привлекательности ОАО «Газпром»).

Практическая значимость работы: на основе теоретического анализа содержания и алгоритма инвестиционной привлекательности предприятия автор провел практический анализ показателей инвестиционного планирования различных показателей. В результате проведенного анализа автором предлагаются методы повышения инвестиционной привлекательности монополизированного предприятия ОАО «Газпром».

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении отражается методологический аппарат исследования, а именно актуальность, степень разработанности, цель, задачи, объект, предмет, методы, практическая значимость и структура исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия» Раскрываются теоретические аспекты, показатели, методики и факторы инвестиционной привлекательности современного предприятия.

Во второй главе «Анализ системы планирования инвестиционной деятельности ОАО «Газпром»». Приводится общая характеристика предприятия ОАО «Газпром», производится анализ её инвестиционной привлекательности на основе полученных данных за определенный период времени, а так же даются рекомендации по повышению качества планирования инвестиционной привлекательности компании.

В заключении сделаны основные выводы исследования.

Глава 1. Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия

  1.  
    1. Понятие, содержание, показатели и факторы инвестиционной привлекательности современного предприятия

В экономической литературе есть достаточное количество работ различных ученых, которые посвящены проблемам определения и понимания «инвестиционной привлекательности» предприятия.

В данных работах нет цельного мнения относительно определения и оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Мнения отечественных авторов по этой теме немного отличаются, но в то же значительно дополняют друг друга.

Изучив имеющиеся подходы к сущности инвестиционной привлекательности предприятия, можно систематизировать и объединить существующие интерпретации в четыре группы по следующим признакам:

  1.  
    1. инвестиционная привлекательность как условие развития предприятия;

Инвестиционная привлекательность предприятия – это состояние его хозяйственного развития, при котором с высокой долей вероятности в приемлемые для инвестора сроки инвестиции могут предоставить удовлетворительный уровень прибыльности или может быть достигнут иной положительный эффект.

  1.  
    1. инвестиционная привлекательность как условие инвестирования;

Инвестиционная привлекательность – обобщающая характеристика преимуществ и недостатков инвестирования отдельных направлений и объектов с позиции конкретного инвестора.

  1.  
    1. инвестиционная привлекательность как совокупность показателей;

инвестиционная привлекательность предприятия – совокупность экономических и финансовых показателей предприятия, которые определяют возможность приобретения максимальной прибыли в результате вложения капитала при меньшем риске вложения средств.

  1.  
    1. инвестиционная привлекательность как показатель эффективности инвестиций [11, с. 35].

Эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность – инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее – инвестиционная деятельность, и напротив.

Таким образом, если обобщить выше предложенную классификацию, то можно выразить наиболее общее определение инвестиционной привлекательности предприятия - это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности [10, с. 3].

С позиций инвесторов, инвестиционная привлекательность предприятия – это система количественных и качественных факторов, которые характеризуют платежеспособный спрос предприятия на инвестиции.

Спрос на инвестиции (в совокупности с предложением, уровнем цен и степенью конкуренции) определяет конъюнктуру инвестиционного рынка.

Для того чтобы получить верную информацию для разработки стратегии инвестирования, необходим системный подход к изучению конъюнктуры рынка, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата государства) и заканчивая микроуровнем (оценкой инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта). Данная последовательность позволяет инвесторам решить проблему выбора именно таких предприятий, имеющие наилучшие перспективы развития в случае реализации предлагаемого инвестиционного проекта и могут обеспечить инвестору рассчитываемую прибыль на вложенный капитал с имеющихся рисков. Одновременно инвестором рассматривается принадлежность предприятия к отрасли (развивающиеся или депрессивные отрасли) и его территориальное расположение (регион, федеральный округ). Отрасли и территории, в свой черед, имеют собственные уровни инвестиционной привлекательности, включающие в себя инвестиционную привлекательность предприятий.

Таким образом, любой объект инвестиционного рынка обладает своей инвестиционной привлекательностью и в то же время находится в «инвестиционном поле» всех объектов инвестиционного рынка. Инвестиционная привлекательность предприятия кроме личного «инвестиционного поля» чувствует инвестиционного воздействие отрасли, региона и государства. В свою очередь, совокупность предприятий образует отрасль, влияющую на инвестиционную привлекательность целого региона, а из привлекательности регионов формируется привлекательность государства. Все изменения, которые происходят в системах более высокого уровня (политическая нестабильность, перемены в налоговом законодательстве и остальные) непринуждённо сказываются на инвестиционной привлекательности предприятия.

Инвестиционная привлекательность зависит как от внешних факторов, которые характеризуют уровень развития отрасли и региона расположения анализируемого предприятия, так и от внутренних факторов – деятельности внутри предприятия.

Когда инвестор принимает решение о размещении средств, ему предстоит оценить множество факторов, которые определяют эффективность будущих инвестиций. Учитывая диапазон вариаций сочетания различных значений этих факторов, инвестору приходится оценивать совокупное влияние и результаты взаимодействия этих факторов, то есть оценивать инвестиционную привлекательность социально-экономической системы и на ее основе принимать решение о вложении средств.

Потому возникает необходимость количественной идентификации состояния инвестиционной привлекательности, а так же следует учесть, что для принятия инвестиционных решений показатель, который характеризует состояние инвестиционной привлекательности предприятия, должен обладать экономическим смыслом и при этом быть сопоставимым с ценой капитала инвестора. Таким образом, можно сформулировать требования, предъявляемые к методике определения показателя инвестиционной привлекательности:

-показатель инвестиционной привлекательности обязан учитывать все значимые для инвестора факторы внешней среды;

-показатель должен отображать ожидаемую доходность вложенных средств;

-показатель должен быть сравним с ценой капитала инвестора.

Методика оценки инвестиционной привлекательности, которая была построена с учетом данных требований, позволит обеспечить инвесторам качественный и обоснованный выбор объекта вложения капитала; контролировать эффективность инвестиций; корректировать процесс реализации инвестиционных проектов и программ в случае неблагоприятной ситуации [6, с. 101].

Инвестиционный потенциал предприятий России характеризуется удовлетворительным уровнем развития производственного потенциала, в частности, ростом материально-технической базы предприятий; ростом объема промышленной продукции и ростом спроса на продукцию российских предприятий; ростом активности предприятий на рынке ценных бумаг и непосредственно повышением стоимости российских акций; снижением эффективности управления деятельностью предприятия, что отражается в значениях показателей, которые характеризуют финансовое состояние предприятий; достаточным объемом и квалификацией рабочей силы; неравномерностью развития предприятий различных отраслей промышленности. Активность российских инвесторов снижается, в то время как интерес зарубежных инвесторов к промышленным предприятиям экономики России увеличивается [8, с. 174].

Инвестиционные риски являются одним из основных факторов инвестиционной привлекательности предприятия.

Инвестиционные риски содержат в себе следующие разновидности рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды – это риск наступления прямого финансового ущерба (недополученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия.

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Риск снижения доходности включает следующие подвиды: процентные риски и кредитные риски.

Существует масса классификаций факторов, которые определяют инвестиционную привлекательность. Их можно поделить на:

- производственно-технологические;

- ресурсные;

- институциональные;

- нормативно-правовые;

- инфраструктурные;

- экспортный потенциал;

- деловая репутация и другие.

Каждый из вышеперечисленных факторов может быть охарактеризован разными показателями, которые часто имеют одну и ту же экономическую природу.

Другие факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия классифицируются на:

- формальные (рассчитываются на основании данных финансовой отчетности);

- неформальные (компетентность руководства, коммерческая репутация) [10, с. 4].

Инвестиционная привлекательность с точки зрения отдельного инвестора, может обусловливаться разным набором факторов, имеющих наибольшее значение в выборе того или иного объекта инвестирования.

  1.  
    1. Методика оценки показателей инвестиционной привлекательности предприятия: основные подходы

В текущих условиях хозяйствования сложились несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Первый основывается на показателях оценки финансово-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятия. Второй подход применяет понятие инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и методы оценки инвестиционных проектов. Третий опирается на оценке стоимости предприятия. Каждый подход и каждый метод имеют свои достоинства, недостатки и границы применения. Таким образом, чем больше подходов и методов будет использовано в процессе оценки, тем больше вероятность того, что итоговая величина будет объективным отражением инвестиционной привлекательности предприятия [10, с. 4].

Инвестиционная привлекательность предприятия содержит в себе:

- общую характеристику технической базы предприятия;

- номенклатуру продукции;

- производственную мощность;

- место предприятия в отрасли, на рынке, уровень его монопольности;

- характеристику системы управления;

- уставный фонд, собственники предприятия;

- структуру затрат на производство;

- объемность прибыли и направления ее использования;

- оценку финансового состояния предприятия [3, с. 96].

Управление любым процессом должно основываться на объективных оценках состояния его протекания. Основная характеристика инвестиционного процесса - состояние инвестиционной привлекательности системы. В связи с этим необходима оценка инвестиционной привлекательности экономических систем. Основные задачи оценки инвестиционной привлекательности экономических систем:

- определение социально-экономического развития системы с позиций инвестиционной проблематики;

- определение влияния инвестиционной привлекательности на приток капиталообразующих инвестиций и социально-экономическое развитие экономической системы;

- разработка мероприятий по регулированию инвестиционной привлекательности экономических систем.

Дополнительные задачи:

- выяснение причин, воздействующих на инвестиционную привлекательность экономических систем;

- мониторинг инвестиционной привлекательности [11, с. 87].

Одним из важнейших факторов инвестиционной привлекательности предприятий является наличие нужного капитала или инвестиционного ресурса. Структура капитала определяет его цену, однако, она не является необходимым и достаточным условием эффективного функционирования предприятия. Вместе с тем, чем меньше цена капитала, тем привлекательнее предприятие. Цена (стоимость) капитала характеризует ту норму рентабельности (порог рентабельности) или норму прибыли, которую должно обеспечить предприятие, чтобы не снизить свою рыночную стоимость.

Доходность вложенных средств определяется как отношение прибыли или дохода к вложенным средствам. На микроуровне в качестве показателя дохода может быть использован показатель чистой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия (формула 1).

К1 = П / И, (1)

где К1 – экономическая составляющая инвестиционной привлекательности предприятия, в долях единицы;

И – объем инвестиций в основной капитал предприятия;

П – объем прибыли за анализируемый период.

Если информация об инвестициях в основной капитал отсутствует, в качестве экономической составляющей рекомендуются использовать рентабельность основного капитала, так как этот показатель отражает эффективность использования средств, которые вложены ранее в основной капитал.

Показатель инвестиционной привлекательности объекта инвестиций рассчитывается по формуле 2:

Si = Н / Фi, (2)

где Si – показатель инвестиционной привлекательности (стоимости) i-го объекта;

Фi – ресурсы i-го объекта, участвующего в конкурсе;

Н – значение потребительского заказа.

В предоставленном случае роль главного параметра всей системы оценок выполняет потребительский заказ. От того, в какой мере правильно он будет сформирован, зависит степень достоверности рассчитываемых показателей [6, с. 177].

В пределах предприятия привлечение дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи – внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Реализация инвестирования в российские предприятия характеризуется следующими взаимосвязанными условиями: низкой конкурентностью со стороны предприятий – получателей инвестиций; высоким уровнем информационной асимметрии и частыми случаями использования инсайдерской информации; низкой информационной прозрачностью компаний; высоким уровнем конфликтности между инвесторами; отсутствием механизмов защиты интересов инвесторов от недобросовестных действий менеджеров предприятия.

В таблице 1.1. проведено сравнение некоторых методик, которые используются в отечественной и мировой практике. Как видно из проведенного сравнения, во многих методиках одним из важнейших факторов оценки и прогнозирования будущего состояния рассматриваемой организации играет оценка ее системы управления. Эта тенденции идет в одном русле с теоретическими исследованиями, которые напрямую согласовывают состояние организации с эффективностью ее менеджмента и контроля со стороны акционеров за принятием управленческих решений.

Таблица 1.1.

Сравнительный анализ методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Название методики

Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи количественных показателей

Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи качественных показателей

Цель проведения анализа

Система комплексного экономического анализа МГУ им. М.В. Ломоносова (КЭА)

Анализ использования производственных средств;

Анализ использования материальных ресурсов;

Анализ использования труда и заработной платы;

Анализ величины и структуры авансированного капитала;

Анализ себестоимости продукции;

Анализ оборачиваемости производственных средств;

Анализ объема, структуры и качества продукции;

Анализ прибыли и рентабельности продукции;

Анализ рентабельности хозяйственной деятельности;

анализ финансового состояния и платежеспособности

Анализ организационно-технического уровня, социальных, природных, внешнеэкономических условий производства

Оценка эффективности деятельности предприятия

Методика Банка Франции

Оценка деятельности;

Оценка кредитного дела;

Оценка платежеспособности

Оценка руководителей

Оценка надежности предприятия как кредитополучателя

Методика Бундесбанка

Оценка рентабельности окупаемости;

Оценка ликвидности

Нет

Оценка надежности предприятия как кредитополучателя

Методика Банка Англии

Рыночный риск;

Прибыль;

Пассивы

Рыночный риск;

Бизнес;

Контроль;

Организация;

Управление

Оценка надежности коммерческого банка

Методика Федеральной резервной системы США

Капитал, активы, доходность, ликвидность

Менеджмент

Оценка надежности коммерческого банка

Однако, как видно из приведенного анализа методик, ни одна из них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.

Рассматривая методику КЭА, стоит отметить, что ее сильной стороной является то, что она представляет наиболее полные и детальные рекомендации по анализу финансового состояния на основании финансовой отчетности компании, а также наиболее полный набор финансовых показателей, ориентированных на оценку финансового состояния и эффективности бизнеса анализируемой компании.

В ходе оценки инвестиционной привлекательности оценивается эффективность инвестиций.

Эффективность инвестиций определяется с помощью системы методов, которые отражают соотношение связанных с инвестициями затрат и результатов. Методы позволяют судить об экономической привлекательности инвестиционных проектов и экономических преимуществах одного проекта перед другим.

По виду хозяйствующих субъектов методы могут отражать:

- экономическую эффективность с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в реализации проектов регионов, отраслей и организаций;

- коммерческую эффективность (финансовое обоснование) проектов, определяемую соотношением финансовых затрат и результатов для проектов в целом или для отдельных участников с учетом их вкладов;

- бюджетную эффективность, отражающую влияние проекта на доходы и расходы соответствующего федерального, регионального и местного бюджетов [7, с. 219].

Предприятия со средней степенью инвестиционной привлекательности отличаются активной маркетинговой политикой, которая направлена на эффективное использование имеющегося потенциала. При чем, те предприятия, система управления на которых, ориентирована на рост стоимости, успешно позиционируют себя на рынке, те, на которых не уделяется должного внимания факторам формирования стоимости, теряют свои конкурентные преимущества. Предприятия с инвестиционной привлекательностью ниже среднего характеризуются низкими возможностями приращения капитала, что связано, прежде всего, с неэффективным использованием имеющегося производственного потенциала и рыночных возможностей.

Предприятия с низкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными, ибо вложенный капитал не прирастает, а только выступит в качестве временного источника поддержания жизнеспособности, не определяя экономического роста предприятия. Таким предприятиям повысить инвестиционную привлекательность возможно лишь за счет качественных изменений в системе управления и производства, в частности в переориентации производственного процесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит поднять имидж предприятий на рынке и выработать новые, либо развить имеющиеся конкурентные преимущества.

Потенциального инвестора, партнер и непосредственно руководство предприятия интересует не только динамики изменения инвестиционной привлекательности предприятия за прошедший период времени, но так же тенденции изменения ее в будущем. Знать тенденцию изменения предоставленного показателя – значит, с одной стороны, быть готовым к затруднениям и принять меры для стабилизации производства, или, с другой стороны, использовать момент роста показателя инвестиционной привлекательности для привлечения новых инвесторов, своевременного ввода новых и усовершенствования устарелых технологий, расширения производства и рынка сбыта, улучшения эффектности работы предприятии в слабых местах и так далее.

Таким образом, во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности предприятия одним из главных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния рассматриваемой организации выступает оценка ее системы управления, но ни одна из них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, которые влияют на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.

  1.  
    1. Алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия

Построение системы мониторинга контролируемых показателей захватывает следующие основные этапы [8, с. 298]:

  1. Возведение системы информативных отчетных показателей основывается на данных финансового и управленческого учета.

  2. Разработка системы обобщающих (аналитических) характеристик, которые отражают фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, исполняется в точном соответствии с системой финансовых показателей.

  3. Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано образовать систему носителей контрольной информации.

  4. Определение контрольных периодов по каждому виду, любой группе контролируемых показателей. Конкретизация контрольного периода группам показателей определяется «срочностью реагирования», необходимой для результативного управления инвестиционной привлекательностью предприятия.

  5. Определение размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется в абсолютных и в относительных показателях. В относительных показателях все отклонения делятся на три группы:

- положительное отклонение;

- отрицательное «допустимое» отклонение;

- отрицательное «недопустимое» отклонение.

6. Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным «центрам ответственности».

Введение на предприятии системы мониторинга дозволяет значительно повысить эффективность всего процесса управления инвестиционными процессами, а не только в части формирования инвестиционной привлекательности.

Основой формирования системы мониторинга является разработка системы индикативных показателей, которые позволяют выявить появление и сложность проблемы. В содержательном плане система показателей ориентирована на исследование признаков, которые характеризуют зависимость управления инвестиционной привлекательностью предприятия от внешней и внутренней среды, оценку их качества и прогнозирование.

Всю систему показателей мониторинга инвестиционной привлекательности разумно разбить на следующие группы [8, с. 314]:

  1. Показатели внешней среды. Для предприятий внешней среды, которые функционируют в условиях рынка, свойственен ряд отличительных признаков: во-первых, одновременно учитываются все факторы; во-вторых, предприятия должны принимать во внимание многоаспектный характер управления; в-третьих, агрессивная политика цен; в-четвертых, динамизм развития рынка, когда позиции конкурентов и расстановка сил изменяются с нарастающей скоростью.

  2. Показатели, характеризующие проявление социальной эффективности предприятия на общественном уровне. Социальная эффективность выделяется из всей группы социально-экономических показателей как ее сторона, отражающая влияние мер экономического характера на наиболее глубокое удовлетворение потребностей общества.

  3. Показатели, характеризующие уровень профессиональной подготовки персонала; показатели, характеризующие уровень организации труда; социально-психологические характеристики.

  4. Показатели, характеризующие эффективность развития инвестиционных процессов на предприятии. В рамках оценки инвестиционной привлекательности предприятий наибольший интерес вызывает группа показателей, которые отражают эффективность управления инвестиционными процессами.

Учитывая вышесказанное, при формировании системы мониторинга инвестиционной привлекательности следует:

1) Учитывать факторы формирования инвестиционной стоимости;

2) Потенциальные возможности предприятия в вырабатывании его инвестиционных ресурсов, кадровый, производственный, технический потенциал предприятия, возможности привлечения внешних ресурсов;

3) Эффективность развития инвестиционных процессов, которая определяет экономический рост предприятия.

Данный алгоритм построен на отслеживании изменений рыночной стоимости. В условиях информатизации и автоматизации процессов функционирования предприятия реализация данного алгоритма не требует организационно-экономических преобразований на предприятии.

Осуществляемый таким образом мониторинг инвестиционной привлекательности позволит не только определить проблемные участки в формировании условий активизации инвестиционных процессов на предприятии, но и выявить вероятные изменения в экономическом потенциале предприятия и минимизировать вероятность разрушения стоимости компании.

Глава 2. АНАЛИЗ системы планирования ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Газпром» 2.1 Общая характеристика предприятия

ООО «Газпром» - динамично развивающееся нефтяное предприятие, ведет собственную работу с 2005 года и входит в состав ОАО «Газпром нефть», как одна из основных компаний.

Коллектив ООО «Газпром» - сплоченная команда специалистов, которые заинтересованы в окончательном эффекте своего труда. Такой подход к делу способствует обществу прогнозировать будущее, проектировать многообещающие планы и окупать их.

Немало времени в «Газпром» уделяется вырабатыванию потенциалов профессионального уровня и умений работников, а также привлечению в свою команду квалифицированных и одаренных экспертов.

Компания инвестирует средства как в увеличение значения мастерства сотрудников, одобрение их желания к развитию, так и во введение инициатив и инноваций, нацеленных на улучшение управленческой работы.

Анализируя финансовое состояние компании, нужно проанализировать его главные экономические показатели, которые представлены в таблице 2.1

.

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели деятельности «Газпром» за 2013 - 2015 гг., млн. руб.

Наименование

Показателей

2013

Год

2014

Год

2015

год

Отклонения

2015 -

2013

2015 -2014

1. Выручка от оказанных услуг, млн. руб.

64895

59948

135596

3999

66702

2. Себестоимость оказанных услуг, млн. руб.

57345

1223

117605

2603

57657

3. Прибыль (убыток) от продаж, млн. руб.

-1831

1530

6580

3054

5357

4. Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб.

8345

1222

7243

-6815

5713

5. Чистая прибыль (непокрытый убыток), млн. руб.

10950

55

4945

-9728

3723

6. Среднесписочная численность работников, чел.

46

2513

66

9

11

7. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб.

2402

0,87

2383

111

130

8. Затраты на рубль оказанных услуг, руб. (п. 2/п.1)

0,88

27,42

0,86

-0,01

-0,01

9. Фондоотдача основных фондов, руб. (п. 1/п.7)

27,02

146,89

56,9

0,4

29,48

10. Производительность труда на 1 рабочего, млн. руб. /чел. (п. 1/п.6)

141,08

1,78

282,49

5,81

135,6

11. Рентабельность продаж, % (п. 3/п. 1*100%)

-

87,01

4,85

1,78

3,07

12. Рентабельность продукции, % (п. 2/п. 1*100%)

88,37

87,01

86,73

-1,36

-0,28

инвестиционный привлекательность ресурс финансовый

Главными факторами, которые влияют на итоги деятельности предприятия, являются выполнение плана оказанных услуг и уровень цен. Если сравнить выручку «Газпром» за 2013 год с выручкой 2014 года, тогда можно увидеть, что произошло увеличение на 3999 млн. рублей (6,16%). В период с 2014 года по 2015 год вышло увеличение на 66702 млн. рублей (96,82%)

Увеличение выручки определено ростом масштабов деятельности «Газпром», появлением новых клиентов, как на внутренних, так и на внешних рынках.

Себестоимость оказанных услуг в 2015 году составила 117605 млн. рублей, что на 60260 млн. рублей больше по сравнению с 2013 годом и на 57657 млн. рублей, чем в 2014 году.

Увеличение себестоимости продукции в 2015 г. на 66702 млн. рублей или 96,82% связано с увеличением материальных затрат, фонда оплаты труда, но тем не менее рост себестоимости оказался более медленным (96,18%), чем выручка от оказанных услуг (96,82%). Кроме того, незначительное увеличение себестоимости связано, в основном, с экономией на энергоресурсах.

С ростом выручки от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от продаж «Газпром» за 2014 год так же увеличилась на 3054 млн. рублей. В 2013 году в связи с большими управленческими расходами в «Газпром» наблюдается убыток в размере 1831 млн. рублей

В бухгалтерской отчетности за 2014 год перечислены причины, которые привели к росту прибыли от продаж «Газпром»: расширение рынков сбыта производимых услуг, снижение управленческих расходов, присутствие благоприятных макроэкономических факторов для оказания услуг. Если сравнить 2015 год с 2013 годом, то прибыль от продаж увеличилась на 5357 млн. рублей

С учетом операционной деятельности на конец рассматриваемого периода предприятие получило чистую прибыль в размере 4945 млн. рублей, т.е. есть источник пополнения оборотных средств.

В структуре совокупных доходов, полученных от осуществления всех видов деятельности предприятия, наибольший удельный вес приходился на доходы от основной деятельности. Стоит отметить, расходы от прочей деятельности предприятия растут быстрее, чем доходы по этим видам деятельности.

Рассматривая затраты на один рубль выручки от реализации, то они составили в 2015 году 0,86 рублей, что на 0,02 рублей и на 0,01 рублей ниже, чем в 2013 и 2014 году соответственно, т.е. случилось снижение стоимости производственных запасов.

Количество персонала «Газпром» увеличилась на 11 человек, темп роста составил 104,35%, увеличение численности произошло в итоге повышения объемов производства. За период 2015 года производительность труда стабильно растет, составляя 282,49 млн. рублей на человека.

Фондоотдача показывает, какой объем продукции приходится на один рубль основных фондов и тем самым характеризует эффективность использования основных фондов. На предприятии основные фонды используются эффективно, так как фондоотдача повышается из года в год.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли получает предприятие с 1 рубля оказанных услуг. С ростом прибыли от продажи продукции, рентабельность продаж растет: в 2014 году на 1,78 %, в 2015 году на 4,85%. Рост рентабельности продаж свидетельствует о повышении эффективности использования имущества.

Устойчивость финансового положения в существенной степени зависит от целесообразности и точности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия величина активов и их структура претерпевают постоянные изменения, данные, о динамике которых можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Для начала по данным бухгалтерской отчетности проанализируем имущественное положение «Газпром» за 2013 - 2015 гг. Для этого нужно изучить изменение состава и структуры имущества предприятия.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом имущество компании повысилось на 1961 млн. рублей (5,09%), а в 2015 году по сравнению с 2014 годом возросло на 10892 млн. рублей (26,93%).

Рассматривая структуру имущества «Газпром» можно увидеть, что на конец 2013 года в имуществе предприятия наибольший удельный вес занимали внеоборотные активы. Так в 2013 году на их долю приходилось 51,18% всего имущества. Внеоборотные активы в 2014 году по сравнению с 2011 годом уменьшились на 3145 млн. рублей (15,97%), а в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 2797 млн. рублей (16,9%).

В оборотных активах за все три года замечается увеличение: в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 5106 млн. рублей (27,18%), в 2015 году на 13689 млн. рублей (57,29%). Имущественная масса увеличилась в основном, за счет роста оборотных активов. Сказанное подтверждается данными об изменениях в составе имущества предприятия.

Структура оборотных активов также изменялась: на конец 2013 года доля оборотных активов в общей сумме имущества составляла – 48,82%, на конец 2014 года – 59,08%, на конец 2015 года – 73,21%. Повышение доли оборотных активов определяет тенденцию к повышению оборачиваемости всей совокупности активов предприятия и создает благоприятные условия для финансовой деятельности предприятия, повышения эффективности производства при прочих равных условиях.

Уменьшение внеоборотных активов «Газпром» в 2015 году по сравнению с 2013 годом вызвано, главным образом, уменьшением долгосрочных финансовых вложений на 3229 млн. рублей (22,58%). Высокая доля долгосрочных финансовых вложений свидетельствует о финансово-инвестиционной стратегии развития предприятия. При этом, в 2014 году случилось понижение стоимости основных средств на 545 млн. рублей, а сумма отложенных налоговых активов понизилась на 2605 млн. рублей.

2.2 Анализ планирования инвестиционной привлекательности ОАО «Газпром»

Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее значимых аспектов функционирования любой коммерческой организации, т. е. деятельность любой фирмы так или иначе связана с вложением ресурсов в всевозможные виды активов, покупка которых необходима для реализации основной деятельности данной фирмы. Таким образом, это является условием для обновления имеющейся материально-технической базы, наращивания объемов производства, освоения новых видов деятельности.

В наши дни каждое предприятие связано с использованием инвестиций, потому что главный целью любой организации является рост объемов производства и увеличение прибыли. Ибо предприятия, как правило, не располагают достаточными финансовыми ресурсами для поддержания производства на уровне требований динамично развивающегося рынка, перед ними постоянно возникает двуединая задача: с одной стороны, обосновать перед будущими инвесторами привлекательность и необходимость модернизации или ввода новых основных фондов, а с другой - доказать привлекательность осуществления инвестиционных вложений.

Экономическое оздоровление компании по действующему законодательству сможет исполняться методом регенерации его платежеспособности или же методом ликвидации.

Ключевым признаком, который описывает присутствие настоящей способности у ОАО «Газпром» вернуть собственную платежеспособность на протяжении явного периода, является коэффициент регенерации платежеспособности. Раз даже 1 из коэффициентов менее норматива (коэффициент текущей ликвидности менее 2, коэффициент обеспеченности менее 0,1), то рассчитывается коэффициент регенерации платежеспособности за период 6 месяцев.

Так как в ОАО «Газпром» коэффициент текущей ликвидности в 2013 году - 1,23, в 2014 году - 1,32, то можно сделать расчет коэффициента регенерации платежеспособности ОАО «Газпром».

Коэффициент восстановления платежеспособности (КВОС) ориентируется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к сумме практической ценности коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и конфигурации ценности данного коэффициента между завершением и началом отчетного периода в перерасчете на период возобновления платежеспособности, установленный одинаковым 6 месяцев:

КВОС = КТЕК. ЛИК 2014 6 / Т (КТЕК. ЛИК 2014 - КТЕК. ЛИК 2013) / КТЕК. ЛИК

КВОС = 1,32 6 / 30 ( 1,32 - 1,23 ) / 2 = 1,33

Коэффициент регенерации платежеспособности в ОАО «Газпром» является 1,33, это ниже его нормативного значения (>=1). Из данного можно сделать вывод, что у предприятия ОАО «Газпром» как и прежде отсутствует настоящая вероятность возобновления платежеспособности в наиближайшие 6 месяцев.

Платежеспособность является основным признаком при оценке привлекательности организации в инвестиционном плане, в результате этого ОАО «Газпром» будут принимать меры по увеличению ликвидности. В критериях прогрессивной рыночной экономики более правильными будут следующие пути увеличения ликвидности:

- обеспечение ликвидного равновесия фирмы (доведение коэффициентов ликвидности до необходимого значения);

- обеспечение необходимого объема личных денег и прироста их в нужных объемах сначала с помощью первоочередного направления выгоды на пополнение личных используемых денежных средств;

- достижение подходящего значения рентабельности работы;

- квалифицированное управление активами, ведение платежного календаря в автоматизированном режиме;

- внедрение вторичных источников закрытия долга (залога, поручительств, страхования, заклада);

- оптимизация состояния используемых активов (имея целью недопущения недостаточной состава равновесия);

- поддержание оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности на особом рациональном уровне;

- обеспечение оптимизационного применения личных средств;

- оптимизация налоговых затрат;

- проведение комплексного анализа ликвидности и выгоды;

- внедрение современных денежных инструментов с целью увеличения ликвидности активов (реализация векселей к получению, реализация векселей банку до истечения срока, факторинг и др.);

- постоянное проектирование и моделирование важного объема ликвидных средств методом учета всех грядущих платежей (заработная оплата, проценты, налоги, вложения, закрытие долгов) и учета валютных притоков (от реализации продукции, имущества, приобретенных процентов, целевого финансирования);

- организация внутреннего нормирования коэффициентов ликвидности, необходимого для конкретно данной компании с учетом специфики состава равновесия, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности и др.;

- определение необходимости в валютных активах для претворения в жизнь текущей хозяйственной работы;

- обеспечение убыстренного оборота валютных активов;

- обеспечение рентабельного применения на время независимых остатков валютных активов и др.

ОАО «Газпром» находится в некрепком экономическом состоянии, так как присутствует недостаток личных используемых средств, а еще недостаток личных используемых средств с долгосрочными заемными средствами, ибо предприятие не обладает долговременными обязательствами. В виде рекомендаций по увеличению экономической стабильности ОАО «Газпром» следует отметить:

- снижение дебиторской задолженности;

- ускорение оборачиваемости собственных используемых средств.

В общем, для успешной работы ОАО «Газпром» возможно порекомендовать применение следующих успешных механизмов:

- стратегический маркетинг с его ориентацией на перспективу, на ускоренное, стойкое становление в критериях конкурентной борьбы. Он включает исследование совместной концепции становления, выбор стратегических решений в разных областях, стратегическое проектирование, стратегический контроллинг, управление портфелем значимых бумаг, перестройку организационных структур согласно со стратегическими целями, исследование мощной стратегии менеджмента в связи с совместной концепцией становления, обособление управления и контролирования за реализацией многообещающих программ, формирование групп стратегического становления, разрабатывающих новейшие планы, виды бизнеса, программы менеджмента, компанию особого одобрения данных групп;

- целенаправленное составление и воплощение инновационной работы, гарантирует рыночным субъектам текущую и многообещающую конкурентоспособность. Введение технических исследований, современные конфигурации (новые виды продукции, виды услуг, обновленная маркетинговая работа, новые сферы работы и так далее) и переустройства (автоматизация и компьютеризация работы, переход на другой научно-технический уровень и так далее);

- продуктивное управление персоналом, которое включает изучение концепции кадрового маркетинга организации, расширение стратегических компонентов в работе менеджеров, превалирование социально-экономических и социально-психологических аспектов политики руководства над административными; формирование и функционирование эластичных действенных обществ (команд), незамедлительно реагирующих на градации рыночной обстоятельства и направленных на бескризисную работа и др.;

- вырабатывание и становление прогрессивной системы управления денежными средствами, нацеленной на расширение как тактических, но и стратегических вопросов работы. Она должна обеспечить успешную реализацию денежной политики в единстве ее частей: учетная политика, налоговая, управление активами, политика инвестиционного плана, управление издержками, включая амортизационную политику и т.д.

Предложения по увеличению привлекательности инвестиционного аспекта:

- Насколько возможно уменьшать задолженность организации, как дебиторскую, но и кредиторскую: немного ужесточить политику организации к большим дебиторам, высвобождая валютные средства, искать новые информаторы личных средств для закрытия кредиторской задолженности, при этом, не прибегая к заемным средствам и отнюдь не затягивая предприятие в долговую яму.

- Исполнять экономию текущих расходов (на горючее, энергию, сырье, материалы и так далее). Переменные расходы вырастают или убывают согласно размеру производственных процессов. Уменьшение переменных потерь возможны с помощью приобретения материальных запасов и систем по наиболее низким стоимостям, снижения автотранспортных затрат и т.д. Неизменные расходы не идут по стопам за динамикой размера производства. К данным затратам относятся амортизационные отчисления, оклады управленческих работников, административные затраты и т. п. Понизить эти потери вероятно с помощью пересмотра политики начисления амортизации, связанной с повышением срока эксплуатации основных производственных фондов.

- Стремиться к ускорению оборачиваемости денежных средств, а так же предельной его отдаче, выражающейся в увеличении суммы выгоды на 1 рубль денежных средств. Рост прибыльности денежных средств может быть достигнут с помощью разумного и бережливого использования всех ресурсов, недопущения их перерасхода и утрат. Таким образом, капитал вернется к своему первоначальному состоянию в большей сумме, т. е. с прибылью.

2.3 Рекомендации по повышению качества планирования инвестиционной привлекательности компании ОАО «Газпром»

Деятельность предприятия, которая направлена на обеспечение стабильного развития, основывается на абсолютном признании корпоративной ответственности за свои действия перед всеми заинтересованными сторонами.

Стабильное развитие - это экономический рост и конкурентоспособность, социальная ответственность и защита окружающей среды.

Компания концентрирует свои усилия на четырех направлениях:

- росте эффективности, надежности и безопасности производства;

- проведении активной рыночной политики;

- увеличении эффективности финансово-экономической деятельности;

- усовершенствовании системы управления Компанией.

Наши цели: рост надежности производства на основе модернизации и реконструкции, а также за счет повышения качества ремонта и эффективной эксплуатации; совершенствование технико-экономических и экологических показателей работы на основе перспективной технологии; строительство новых объектов с использованием современных технологий и оборудования.

Достижения: Надежность и качество работы.

Планы: Инвестиционная программа Компании включает ряд проектов реконструкции и модернизации оборудования, строительства новых блоков.

В течение семи лет Компания собирается реализовать проекты по строительству семи филиалов.

Предварительная оценка объемов финансирования инвестиционной программы Компании составляет около 73 млрд. рублей. В наше время она является одной из крупнейших инвестиционных программ в российской экономике.

Проведение активной рыночной политики.

Цели: увеличение объемов сбыта произведенных ресурсов, с учетом оптимального расхода; построение эффективной системы мониторинга и прогнозирования рынков сбыта и конкурентной среды; приобретение дополнительных доходов за счет выхода на рынок дополнительных услуг.

Компания сделала работу по оптимизации и регламентации деятельности подразделений, которые обеспечивают мониторинг рынков сбыта в режиме реального времени.

Планы: Компания в ближайшие два года проведет исследования технико-экономические оценки различных вариантов расширения географии деятельности в Центральной России и Сибири, а также перспектив экспортных поставок.

Компания собирается провести реформу системы сбыта, для того чтобы исключить неэффективных посредников, а так же повысить эффективность личных продаж.

В 2016 году Компания собирается ввести в эксплуатацию автоматизированную систему коммерческого диспетчирования, позволяющую в режиме реального времени проверять работу подразделений и уменьшить удельный расход ресурсов.

Повышение эффективности финансово-экономической деятельности.

Цели: повышение качества управления предприятием, обеспечение прозрачности хозяйственных операций на всех стадиях; создание системы бюджетного планирования, учета и контроля, интегрированной в цельную корпоративную информационную систему.

Достижения: В 2015 году суммарная выручка Компании составила 19,7 млрд. рублей, суммарная чистая прибыль - 1,474 млрд. рублей.

В настоящее время Компания реализует программы по сокращению издержек, а также диверсификации кредитного портфеля и расширения источников финансирования проектов, включая использование лизинга.

В Компании введена единая унифицированная система бюджетирования, которая основана на принципах прозрачности и оперативности управления финансовыми потоками. Эта система интегрирована во все производственные и управленческие процессы.

Планы: По итогам 2016 года Компания планирует приобрести положительный финансовый результат.

Выручка Компании за этот период составит около 22 млрд. рублей. Начиная с 2015 года внедряются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО); разрабатывается дивидендная политика, которая учитывает долгосрочное развитие Компании.

Совершенствование системы управления Компанией.

Цели: оптимизация системы стратегического управления; обеспечение высокого уровня корпоративного управления; построение системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами; создание эффективной единой автоматизированной системы управления Компанией, включая модернизацию АСУТП (автоматизированная система управления технологическими процессами) и улучшение корпоративной системы связи.

Достижения: На очередном общем собрании акционеров, состоявшемся в июне 2015 года, был избран совет директоров. В его составе 11 человек и один независимый директор. При совете директоров действуют четыре комитета: Комитет по стратегии и развитию, Комитет по надежности, Комитет по кадрам и вознаграждениям, Комитет по аудиту.

В 2015 году советом директоров была принята стратегия развития Общества на 2016 - 2017 гг.

В 2015 году в Компании был создан проектный офис, главный задачей которого является разработка и внедрение эффективных решений в сфере управления. К настоящему времени проведены инжиниринг и реинжиниринг базовых бизнес-процессов, разработка и оптимизация организационно- функциональной структуры Компании; уточнены распределения функций подразделений, прав и ответственности руководителей и исполнителей.

Планы: В соответствии с ИТ-стратегией ведется работа по созданию автоматизированной системы управления, развитию системы АСУТП и совершенствованию корпоративной системы связи.

В настоящее время создается Инжиниринговый центр Компании, основной задачей которого является организация работ по строительству объектов в соответствии с международными стандартами.

Планируется, что в третьем квартале 2016 года совет директоров утвердит Кодекс корпоративного управления ОАО «Газпром», а в 2016 году Компания получит публичный рейтинг корпоративного управления. ОАО «Газпром» в неразрывной взаимосвязи с производственной и экономической деятельностью. Главными направлениями социальной политики являются развитие взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и местными сообществами в регионах присутствия, повышение уровня образования, охрана здоровья, развитие кадрового потенциала Компании.

Заключение

Мною была рассмотрена сущность категории «инвестиционная привлекательность». Таким образом, можно сформулировать определение инвестиционной привлекательности – это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддерживания его конкурентоспособности. Инвестиционная привлекательность предприятий является существенным механизмом привлечения инвестиций в экономику.

Инвестиционная привлекательность зависит от внешних (уровень развития региона и отрасли, расположение данного предприятия) и внутренних (деятельность внутри предприятия) факторов.

Одним из важнейших факторов инвестиционной привлекательности предприятия являются инвестиционные риски (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь).

Факторы, которые оказывают влияние на инвестиционную привлекательность предприятия, делятся на: производственно-технологические; ресурсные; институциональные; нормативно-правовые; инфраструктурные; деловая репутация и другие.

Инвестиционная привлекательность с точки зрения отдельного инвестора может обусловливаться разнообразным набором факторов, которые имеют большое значение в выборе объекта инвестирования.

В текущих условиях хозяйствования выработались несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Первый основывается на показателях финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Второй подход применяет понятие инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и методы оценки инвестиционных проектов. Третий подход базируется на оценке стоимости предприятия. Каждый из этих методов обладает своими достоинствами и недостатками, и чем больше подходов и методов будет применяться в процессе оценки, тем больше вероятность того, что итоговая величина будет объективным отражением инвестиционной привлекательности предприятия.

В работе приведен алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия.

Анализ инвестиционной привлекательности предприятия был проведен на примере предприятия ОАО «Газпром».

ОАО «Управляющая компания «Газпром»» является одним из лидеров на российском рынке.

В общем, для удачной работы ОАО «Газпром» можно посоветовать применение следующих успешных механизмов:

- стратегический маркетинг с ориентацией на перспективу, на ускоренное, стойкое становление в критериях конкурентной борьбы;

- целенаправленное составление и воплощение инновационной работы, гарантирует рыночным субъектам текущую и многообещающую конкурентоспособность;

- продуктивное управление персоналом, которое включает в себя исследование концепции кадрового маркетинга организации, расширение стратегических компонентов в работе менеджеров;

- формирование и становление прогрессивной системы управления денежными средствами.

Среди выявленных путей повышения инвестиционной привлекательности предприятия, можно выделить такие, как: разработка долгосрочной стратегии развития, а также бизнес-плана; проведение юридической экспертизы; создание положительной кредитной истории; проведение мероприятий по реформированию или реструктуризации предприятия. Предприятие вырабатывает программу мероприятий повышения инвестиционной привлекательности, отталкиваясь от индивидуальных особенностей и сформировавшейся конъюнктуры рынков капитала.

Список литературы

  1. Адрианов Д.В. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М.: «Экономика», 2012. – 189 с.

  2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 286 с.

  3. Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.

  4. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной деятельностью. – М.: КНОРУС, 2013. – 384 с.

  5. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 384 с.

  6. Гуськова Т.Н. Оценка инвестиционной привлекательности объектов статистическими методами. – М.: ГАСБУ, 1999. – 278 с.

  7. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. К.В. Балдина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 288 с.

  8. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. – М.: «Анкил», 2011. – 328 с.

  9. Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012. – 432 с.

  10. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий / Трясицина Н.Ю. // Экономический анализ. – 2015. - №18 – 5 с.

  11. Крылов Э.Н., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2014. 192 с.

  12. Марголин А.М. Инвестиции6 Учебник. – М.: Издательство РАГС, 2014. – 464 с.

  13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 1999. – 688 с.

  14. Сергеев Н.В., Веретенникова И.Н., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 400 с.

  15. Левченко Н.А. Процесс формирования благоприятного инвестиционного климата на промышленном предприятии // Известия вузов. Северо-Кавказский регион, 2014. № 4. С. 61-63.

  16. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2014. - 672 с.

  17. Компанейцева Г.А. Инвестиционная привлекательность: уровни, методы, оценки, направления повышения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2015. -№S11. – С. 11–15. – URL:http:e-koncept.ru/2015/75177.htm.

  18. Инвестиционная привлекательность ОАО «Газпром» // URL:http//www.gazprom.ru/about/

Просмотров работы: 607