ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ «ШКОЛА РОССИИ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ «ШКОЛА РОССИИ»

Ястребова О.Ю. 1, Никольская О.Л. 1
1ТГПУ Томск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На материалах ФГОС второго поколения (Начальное общее образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации». В связи с этим главной компетенцией младшего школьника является самостоятельность, которая базируется на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки.

Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать самостоятельность и формировать умение учиться. Обучающийся, который к концу начального образования не приобрёл данных качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, учебной нагрузкой.

Теоретико-методологической основой исследования явились идеи: о деятельностном походе к развитию личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концептуальные подходы к развитию познавательной активности и самостоятельности (В.В. Давыдов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.А. Цукерман); педагогические аспекты развития самостоятельности рассматриваются в работах Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, О.А. Рыдзе, М.Н. Скаткина, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова, С.Т. Шацкого, Т.И. Шамовой и др.; классические и современные работы по проблеме использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе (С. Робинсон, К. Вудворд, Дж. Дьюи, У. X. Килпатрик, Э. Коллингс, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, И.А. Сасова, М.Б.Романовская, Е.Н. Землянская, И.С. Сергеев).

Однако проблема формирования творческой, продуктивной самостоятельности школьников остается недостаточно разработанной в педагогике.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод об объективно существующих противоречиях:

• между потребностью общества в активных, предприимчивых, инициативных, продуктивно самостоятельных гражданах и недостаточным вниманием современной школы к условиям, необходимым для развития соответствующих качеств;

• между продуктивным характером самостоятельной активности и репродуктивным характером основных подходов ее развития в школе;

• между повсеместным вовлечением учеников младших классов в исследовательскую деятельность и недостаточной разработанностью эффективных методов, форм и методического инструментария для ее организации.

Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования и обращено к решению следующей проблемы: каковы условия развития самостоятельности младших школьников средствами исследовательской деятельности в учебно-методическом комплексе «Школа России»?.

Объект исследования: самостоятельность младших школьников.

Предмет исследования: формирование самостоятельности младших школьников средствами исследовательской деятельности в учебно-методическом комплексе «Школа России».

Цель исследования: проверить эффективность использования исследовательской деятельности как средства формирования самостоятельности младших школьников в учебно-методическом комплексе «Школа России».

Задачи исследования:

1. Изучить понятие самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе средствами исследовательской деятельности.

2. Выявить уровень развития самостоятельности младших школьников на констатирующем этапе исследования.

3. Разработать систему упражнений по содержанию исследовательской деятельности как средства формирования навыков самостоятельности.

4. Провести опытную работу по воспитанию навыков самостоятельности младших школьников на базе малокомплектной школе МКОУ «Трубачевская СОШ».

5. Обобщить результаты опытной работы.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие самостоятельности младшего школьника на основе исследовательской деятельности возможно, если:

- будут учитываться психолого- педагогические аспекты формирования самостоятельности младших школьников.

-применять разработанную поэтапную модель организации исследовательской деятельности младших школьников;

-выявлять специфику формирования самостоятельности у младших школьников;

Опытно – экспериментальная база: малокомплектная школа МКОУ «Трубачевская СОШ Шегарского района. В эксперименте участвовали обучающиеся 4 класса, всего 8 человек.

Цель проведения эксперимента: изучение уровня самостоятельности как качества личности младшего школьника и ее формирование. В эксперименте приняли участие 8 человек 4 класса.

На формирующем этапе исследования применялись следующие методы диагностики:

1. при изучении представлений ребят о формируемом качестве использовался метод опроса учащихся. Цель данного метода ̶ выявить представления детей о самостоятельности, самостоятельных людях.

2. Методика «Нерешаемая задача» Е.П. Ильина. Цель: выявить уровень самостоятельности учащихся.

3. Методика «Оценка собственной самостоятельности». Цель данной методики определить уровень оценки собственной самостоятельности.

Результаты распределения 4 класса по уровням сформированности самостоятельности представлены на рисунке 1.

Рис.1. Уровень самостоятельности учащихся 4 класса

Таким образом, в результате констатирующего эксперимента выявлено, что уровень развития самостоятельности младших школьников недостаточно сформирован.

Целью формирующего этапа экспериментального исследования было с помощью исследовательской деятельности сформировать у младших школьников самостоятельность.

Сроки формирующего этапа: октябрь 2016 г. - апрель 2017 г.

В задачи формирующего эксперимента входило:

1. Создание методической базы организации исследовательской деятельности младших школьников.

2. Реализация условий организации исследовательской деятельности младших школьников.

В работе мы использовали специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

С первых дней занятий рассматривались методы исследования, т.е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в Интернете и т.д.

Впоследствии, проводили уроки-тренинги, на которых дети учились, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Затем работали над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Предлагались задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применялись на практике.

Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?

Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»).

С ребятами учились проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Об эффективности организованной работы и анализе результатов исследовательской деятельности младших школьников пойдет речь в следующем параграфе.

Заключительным этапом опытной работы стало повторное исследование уровня самостоятельности учащихся 4 класса для проверки эффективности проделанной работы. Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе.

Контрольный эксперимент проводился в мае 2017 г.

На основе комплекса проведенных диагностических методик, после проведения математических расчетов распределение учащихся выглядело следующим образом:

Для наглядности результаты изображены на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень сформированности самостоятельности на контрольном и констатирующем этапе исследования

Как видно из диаграммы уровень самостоятельности учеников 4 класса на начало и конец исследования изменился. Повысился показатель сформированности изучаемого качества на высоком уровне.

На начальном этапе исследования он составлял 25%, к концу эксперимента повысился до 38%. Показатель среднего уровня самостоятельности остался без изменений, зато показатель низкого уровня сформированности самостоятельности снизился. В начале нашего эксперимента составлял 25%, а к концу исследования составил 13%.

Таким образом, можно сказать, что процесс формирования самостоятельности осуществляется успешно, если происходит опора на собственную активность школьника, включение его в систему основных видов деятельности.

Просмотров работы: 151