ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная система образования нацелена на пробуждение и раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста через призму активного познания общества в разных видах деятельности. Диалогическое взаимодействие с миром изобразительного искусства устанавливается в процессе непосредственной творческо-созидательной, духовно-созерцательной, образовательной деятельности ребенка.

Основным и наиболее результативным средством воспитания подрастающего поколения является декоративно-прикладное искусство. Известные ученые в области педагогики, такие как Т.С. Комарова, А.П. Усова, Н.Б. Халезова отмечают, что прикладное искусство в силу своей многоплановости, предметности, яркости и наглядности близко дошкольникам, стимулирует развитие у них эстетического переживания и познавательной активности. Вследствие этого большая роль отводится знакомству дошкольников с принципами, средствами, приемами выразительности декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство затрагивает и активизирует различные качества личности дошкольника: трудовые, эстетические, нравственные, интеллектуальные. Предлагая детям рассмотреть произведения данного вида искусства, дошкольники проникаются уважением к народному мастерству, получают эстетическое удовольствие от многообразной гаммы красок, от богатства элементов. Все это стимулирует в них потребность самому научиться создавать прекрасное.

На занятиях декоративным рисованием старшие дошкольники получают некую свободу в оперировании выразительными средствами.

Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьяковой, Е.А. Флериной доказывают, что способность воспринимать и принимать прекрасное у детей активируется лишь в том случае, когда дошкольник является активным объектом эстетических воздействий, принимает участие в доступных ему формах художественной деятельности.

Развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, образное мышление, происходит благодаря декоративно-прикладному искусству. Приобщая детей к нему, педагоги способствуют развитию самостоятельности, внимания, наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, воспитывают художественное восприятие ценностей культуры. Наряду с этим декоративно-прикладное искусство создает благоприятную атмосферу для формирования положительного отношения к искусству, природе [1].

При организации художественно-творческой работы по декоративному рисованию старших дошкольников выделяют следующие этапы:

  • практический (самостоятельная художественная деятельность, совместная деятельность, лепка, рисование);

  • репродуктивный (составление узоров из отдельных знаков по образцам, расшифровка композиций);

  • когнитивный (рассматривание произведений народного искусства, тематические занятия).

Одним из наиболее интересных видов деятельности у дошкольников являются занятия по созданию орнаментов по заданной форме, например составление узоров на тарелочке, ложке, кухонной разделочной доске. Тандем субъективной ценности орнамента и его объективного значения для ребенка делает занятие по декоративному рисованию наиболее выгодной и успешной формой для организации изобразительной деятельности. Декоративное рисование близко и понятно ребенку, именно поэтому оно является необходимым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом обучаться, воспитывает у него самостоятельность.

Одним из значимых и легко воспринимаемых детьми образов народного декоративно-прикладного искусства являются образы-символы: животные, птицы, деревья, цветы.

В практической работе детям демонстрируются варианты использования природных форм, составления композиции узоров платка, игрушки, тарелки, полотенца. Усвоив данное умение, ребята начинают самостоятельно планировать свои варианты композиций [2].

Детям интересны демонстративные варианты, которые воспитатель предлагает на занятии, например, при составлении разнообразных узоров, декоративного оформления различных поверхностей. Можно применять формы, находящиеся в живой природе: листья и цветы растений, птиц, животных, насекомых. Усвоив определенные знания о создании орнамента, дети начинают действовать аналогично: учатся преобразовывать орнамент по заданным условиям, закрашивают в определенный цвет, изменяют последовательность тех или иных элементов.

Декоративное изображения стимулирует развитие у ребенка интереса к комбинированию, формирует готовность к составлению различных комбинаций, необходимых для оригинальности работы. Чувство ритма у детей развивается благодаря гармоничности форм, красочности. Так же это способствует развитию умения вписывать растительные и геометрические элементы в орнаментально-творческие композиции, влияет на художественное воспитание в целом.

Большое значение в декоративной работе имеет момент художественности. Иными словами, сможет ли ребенок уловить красивое в природе и применить это к своей композиции. Вследствие этого, немаловажная роль отводится развивающему и воспитательному значению – показ образцов народных орнаментов, таких как кружево, вышивка, произведений известных народных промыслов (Хохломы, Гжели, Полхов-Майдана).

В работе применяются различные игровые моменты-упражнения, которые в свою очередь способствуют активизации деятельности детей по созданию части элементов, мотивов, композиций, как на объемных игрушках, так и на плоскостных силуэтах.

Приобретаемые знания помогают ребятам выполнять задания по лепке, росписи игрушек, декоративных композиций, украшений из фольги. Специальные умения и навыки будут развиваться у ребенка при освоении традиционных элементов орнаментального искусства, приемов художественной техники (аппликации, роспись по дереву), принципов моделирования народного костюма, внутреннего и внешнего убранства традиционного жилища (изба, чум, юрта). Предметы декоративного и утилитарного назначения расширяют кругозор краеведческих знаний детей.

Изделия народных мастеров пропитаны художественно-образным началом это вызывает у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические переживания таящихся в них ценностей, стимулирует творческую деятельность, помогает осмыслить миропонимание народа и его национальное своеобразие.

В работе по развитию изобразительного творчества детей дошкольного возраста полезно будет осуществлять интеграцию на базе знакомства с декоративно-прикладным искусством с дифференцированными направлениями воспитательной работы (игры, развитие речи), включать детей в многоплановые виды деятельности (театрализованную, музыкальную). При организации такой работы важно обращать внимание на индивидуальные предпочтения ребенка, его интересы, склонности, на уровень развития изобразительной деятельности [3]. Интегративный подход к художественно-творческой деятельности детей может реализоваться при создании тематических композиций, которые в свою очередь будут передавать атмосферу и красоту народных праздников («Масленица»), в сюжетах народных сказок, легенд, былин («Русские богатыри»).

Немаловажное значение в художественно-творческом развитии детей имеют экскурсии в музеи (музей истории города, этнографический, художественный), по историческим местам города, встречи с народными мастерами, посещение мастер-классов. Это будет способствовать комплексному осмыслению истоков национально творчества, художественно-культурных особенностей региона, обогатит художественный и культурно-эстетический опыт детей, сформирует у них ценностное отношение к культурному наследию.

Таким образом, художественно-творческое развитие дошкольников в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством проходит плодотворно, если существует взаимосвязь между использованием комплекса игровых упражнений, видами изобразительной деятельности, ориентации на практическую и эстетическую значимость результата, направленную на формирование изобразительных умений и навыков, использования творческих заданий, активизации творчества детей в самостоятельной художественной деятельности.

Успешность творческой личности ребенка зависит от разнообразных условий, в которых проводится работа, методов, форм, приемов, содержания занятий и готовности педагога.

Литература:

  1. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду /Пособие для воспитателей детского сада /Т.С. Комарова. - 2-е издание. М.: Просвещение, 2014.

  2. Лихачев, Б.Г. Теория эстетического воспитания/ Б.Г. Лихачев. – Прогресс, М.: 2012.

  3. Ожерельева О.В. Эстетическое воспитание старших дошкольников в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства / О.В. Ожерельева. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Научный журнал: Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 54. – Часть 4., С. 118-125.

  4. Ушинский К.Д. У 94 Русская школа / Сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2015.

Просмотров работы: 263