РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из главных факторов эстетического развития ребенка является его художественная деятельность, в процессе которой он изображает окружающую среду и ее явления. Он, использует разные средства выразительности, наиболее ярким из которых является цвет.

Представления о цвете являются важным составляющим звеном сенсорного воспитания. Благодаря знакомству с цветом дети начинают ярче видеть окружающий мир, их речь становится богаче, начинает развиваться наблюдательность и мышление.

Цвет как свойство предметов и явлений познается детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие исследователи детского изобразительного творчества и психологи, такие как: А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова.

С первых дней жизни ребенку поступает огромная цветовая информация. Но мир цветов открывается не сразу. В первый год жизни, у ребенка цвета слиты в одну палитру, он не выделяет их как отдельные характеристики предмета. Это все говорит о том, что нужно проводить специальные работы по цветовосприятию и цветоразличению. «Ребёнок, – по выражению К.Д. Ушинского, – мыслит красками, звуками, ощущениями вообще».

Сначала дети овладевают ограниченной палитрой цветов, которая расширяется, по мере их взросления. Изобразительная деятельность формирует детей со всех сторон. Эта деятельность развивает, углубляет и направляет эмоции, пробуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие. Одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности детей седьмого года жизни является рисунок, его красота и цветовая выразительность. Цвет – это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности.

Разнообразие чувств, которые испытывает ребенок во время занятий изобразительным искусством, получение новых знаний, приобретаемых в процессе деятельности, играют огромную роль для его творческого развития. Цветовая палитра служит показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития.

Хорошо развитое чувство цвета, помогает сильнее ощутить красоту окружающего мира, гармонию красок, почувствовать духовный комфорт. Цвет оказывает на людей различное эмоциональное воздействие, одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают.

Дошкольник, познавая окружающий мир, в том числе и цветовую гамму, должен овладеть определенными понятиями цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Рисование играет огромную роль в одном из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом.

По мнению Е.А. Флериной, И.С. Якиманской, именно в возрасте 6-7лет очень активное развитие творческих способностей у детей, в котором закладываются предпосылки для дальнейшего развития его художественной деятельности.

Так Т.С. Комарова и Н.П. Сакулина, рассматривая вопросы сенсорного воспитания ребенка, выделяют задачи развития у детей цветового восприятия, которые включаются в занятия по изобразительной деятельности, дидактические игры. Существует множество различных игр на развитие восприятия цвета. К примеру: «Кошки мышки», «Краски», «Светофор». Они очень хорошо помогают развитию цветового восприятия. Так же в трудах Л.А. Венгера, и Э.Г. Пилюиной были разработаны дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию [1].

В исследованиях Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной раскрыта эволюция цвета в детских рисунках, а также отмечается, что система воспитания, воздействующая на ребенка, во многом определяет то, как он пользуется цветом в своих рисунках.

Долго считалось, что восприятие цвета человеком и развитие у него чувства цвета не подлежит изучению, а тем более воспитанию и развитию.

Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; умение передавать цвет в рисунке, аппликации; сочетать и подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветовой гаммы, а также выражать свою индивидуальность к цвету. Чувство цвета – не только проявление художественных способностей человека, но и способ отражения окружающего мира. Выбор цвета ребенком во время рисования – показатель его психического состояния и творческого самовыражения.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что дети старшего дошкольного возраста могут воспринимать, различать и использовать в изобразительной деятельности значительно большее количество цветов и оттенков, чем это определялось ранее в методических пособиях (Л.А. Венгер, Т.С. Комарова, Э.Г. Пилюгина) [3] .

Литература:

  1. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. 2005. №1. – С. 35-43.

  2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  3. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников /Под ред. Т.С. Комаровой А.В. Размысловой. М.: Просвещение, 2002. 148 с.

Просмотров работы: 221