ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЖЕНИЮ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЖЕНИЮ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Природа окружает ребенка с ранних лет и является источником, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям, а познание различных природных явлений идет в единстве, во взаимосвязи со средой обитания, что способствует выработке на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Познание природы способствует развитию творчества и самостоятельности, учит вдумчиво относиться к природе.

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чудного понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты и писатели в своих произведениях. И поэтому важным методом в воспитании является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

Так же незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: музыка, народное творчество, живопись.

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Ценно то, что оно побуждает философское отношение к жизни. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы, формируют ценностные ориентации в дошкольном возрасте, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни [1]. Так же в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях: человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт, он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен; все увиденное стремиться потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно по-своему ярко и образно охарактеризовать.

В самом деле, разве воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства не пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, любых жизненных ситуациях во взаимоотношениях с окружающим миром.

Тема природы в данное время очень актуальна. Не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе [4].

Природа всегда оказывала огромное влияние на художников. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.

Работы знаменитых русских художников-пейзажистов А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи, сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, доступным нашему восприятию.

Поэтому проблема воспитания интереса к изображению родной природы в произведениях живописи разных художников приобретает в настоящее время особую актуальность.

С ростом и развитием ребенка его познавательный интерес все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Современные отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) считают, что развитие познавательного интереса происходит в деятельности, где прослеживается генетическая линия его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес [3] .

Анализ содержания программ «Детство» и «От рождения до школы» показал, что в них предусматривается приблизительно одинаковый объем знаний, умений и навыков по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с пейзажной живописи. Этот объем заключатся в следующем: познакомить с произведениями пейзажной живописи, их авторами, индивидуальной манерой авторов, развивать эмоциональный отклик на произведения, умение выразить свое отношение к произведению через речь, или через художественную деятельность, формировать нравственно-эстетические ценности средствами пейзажного искусства. Это подтверждает то, что пейзажная живопись является активным средством воздействия на педагогический процесс формирования всесторонне развитой личности.

Данными программами предусматривается разный перечень художественных произведений пейзажной живописи. Наиболее полный и разнообразный по содержанию предлагается программой «Детство».

Таким образом, подбор художественный произведений в жанре пейзажной живописи по программе «Детство» отличается разнообразием имен русских художников, работавших в разные исторические периоды, имеющих разную творческую манеру.

Для выявления уровня сформированности познавательного развития мы пользовались методиками и тестами Л.А. Венгер, Н.А. Вершининой, Л.С. Выготского. Полученные результаты позволили сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень познавательного развития, что говорит о необходимости его развития.

Нами была разработана программа по развитию интереса к изображению природы у детей старшего дошкольного возраста.

Приведем пример занятия.

Тема: «Красота вокруг нас»

(продолжение темы) – рисование с натуры простых по форме цветов – одуванчиков, тюльпанов, ромашек, фиалок. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (А. Пластов «Колокольчики и ромашки», «Сенокос», А. Герасимов «Полевой букет», И. Шишкин «Лесные дали») и беседа о красоте вокруг нас.

Задачи: воспитывать любовь к окружающей природе; развивать способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека; углублять чувство сопереживания при восприятии цветов и чтении стихотворения о природе; продолжать развивать умение рисовать с натуры разнообразные цветы (анализ и изображение формы, пропорции, очертаний); осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и литературы.

Оборудование: лист бумаги, акварель, кисти, баночка с водой, палитра, салфетка и подстава для кистей; цветы – одуванчики, тюльпаны, ромашки, репродукции картин А. Пластова «Колокольчики и ромашки», «Сенокос», А. Герасимова «Полевой букет», И. Шишкина «Лесные дали».

Ход занятия

1. Проверка организации рабочих мест.

2. Беседа о цветах

Цветы создают красоту вокруг нас. Бесчисленное множество цветов (полевые, садовые, комнатные) украшают природу, быт человека, украшают глаз. Художники часто изображают цветы: Гуго Ван де Рус «Натюрморт», К. Купецио «Анютины глазки», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», А. Пластов «Колокольчики и ромашки».

3. На картине Пластова А. – буйное цветение трав – колокольчиков, ромашек, васильков в яркий день.

  • А какое сейчас время года?

  • Назовите приметы мая. Что расцветает в мае в садах и лугах?

Звучит стихотворение И. Сурикова «Полдень»:

Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не взглянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы

  • Мы будем рисовать с натуры первые весенние цветы – одуванчики с листиком. Посмотрите на букет желтых одуванчиков, стоящих на столе.

  • На что похожи желтые цветы?

  • Почему их называют золотыми?

  • Рассматривание 1-2 цветков: ровный стебель, резной листок, форма цветка как солнышко.

3. проводится быстрое тренировочное упражнение «Веселые краски».

4. На палитре делается проба красок разных оттенков (все желтые, синие, имеющиеся в наборе), смешать желтый с синим, чтобы получить зеленый.

Проба краски делается разными приемами: отдельными мазками, прижимая кисть к бумаге (примакивание), прямыми и изогнутыми линиями. Все эти приемы могут быть использованы при рисовании цветов для передачи характерной формы и поверхности лепестков и листьев. Пробу красок на палитре сравниваем с цветовой окраской стоящих перед нами цветов.

Показ и объяснение последовательности рисования цветов проводится сразу кистью, без пометки карандашом.

5. Самостоятельная работа – рисование кистью с натуры одуванчика с листилом.

6. Подведение итогов занятия.

Выставка рисунков «Наша поляна с одуванчиками».

Тема: «Осенние фантазии»

Выразительные возможности других материалов (живописные: акварель; графические: пастель, мелки)

Цель: выполнить декоративную осеннюю композицию в смешанной технике.

Задачи: познакомить детей с произведениями изобразительного искусства И. Левитан «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень»; научить детей составлять декоративную композицию из осенних листьев, передавать пропорции и форму листьев; расширять знания о разнообразии графических художественных материалов, их выразительных возможностях; развивать чувство цвета, художественный вкус; воспитывать дизайнерское и художественное видение, эстетическое отношение к природе; укрепление межпредметных связей.

Оборудование, материалы, инструменты: листы акварельной бумаги формата А-4, маленькие осенние листья простой формы, акварельные краски, пастель, кисти № 6, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые.

Зрительный ряд: презентация «Осенние листья», репродукции художников И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень», наглядное пособие с разными материалами, практический показ техники графического рисунка, художественные материалы, П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).

Ход занятия

Проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач занятия.

Отгадывание загадки: «Падают с ветки золотые монетки». (Листья осенью). Просмотр слайдов.

Беседа об осени, красоте осенних листьев.

– А, кто из вас ребята, гулял по осеннему парку, лесу? Чем отличаются листья летом и осенью? (Ответы детей). Назовите цвета осенних листьев (показ натуральных листьев, слайдов).

– Лиловый, золотой, багряный, медовый, жёлто-оранжевый, охристый, томатный, пурпурный и другие.

Чтение стихотворений об осени И. Бунина «Лес, точно терем расписной», Э. Федоровской «Осень на опушке краски разводила».

Беседа по сравнению репродукций Исаака Левитана «Золотая осень» и Василия Поленова «Золотая осень»

 
«Золотая осень» Поленова – символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника – холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатлённых художником приокских лугов.

 
Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье! «).

И. Левитан «чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы» (Бенуа). Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни.

«Один из немногих среди русских художников, И. Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, отдаваться их необъяснимому очарованию» (Бенуа).

Начиная с картины «Осенний день. Сокольники», И. Левитан создал много картин, посвященных русской осени, которые в совокупности образуют уникальную, чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками «осеннюю сюиту». На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии. По свидетельству исследователей, в творческом наследии художника около ста «осенних» картин, не считая этюдов, эскизов, многочисленных рисунков и набросков.

Но, пожалуй, наиболее популярна среди этих работ именно картина «Золотая осень», отличающаяся яркостью, повышенной декоративностью.

В повести о И. Левитане писатель Константин Паустовский дал очень емкую, но удивительно образную оценку этим работам: «Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром».

И. Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. Осень на картинах И. Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. И. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: «...одинокие золотые берёзы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю».

Объяснение последовательности выполнения работы в цвете. Освоение техник «по-сырому», графическими материалами

Графические материалы: пастель, мелки, восковые и акварельные, цветные карандаши. (Объяснить их отличия от акварели, гуаши и других художественных материалов). Красочные материалы бывают разными: акварель даёт прозрачные, нежные работы; пастель – бархатистые, «пушистые», мягкие; гуашь – глубокие, густые и «объёмные». Один и тот же мотив, например «Осень», исполненный в разных материалах, будет звучать по-разному. Педагог показывает детям особенности работы пастелью (мелками). Останавливается на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешения, работы штрихом и плашмя.

Пастель – очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение получается мягким, нежным, неярким и пушистым. Пастель – мелок мягкий и бархатистый. Рисовать можно по-разному: плашмя или остро заточенным мелком. Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветные переходы получаются воздушными и прозрачными. Рисовать пастелью любили многие художники, например, французский художник Эдгар Дега. Посмотри, какие разные оттенки у синего цвета на его картине «Голубые танцовщицы»! Изображения, сделанные пастелью, иногда кажутся погружёнными в дымку.

Цветные карандаши – твёрдые. Когда рисуете, нажимаете на них сильно. Цветные карандаши – более жёсткие по сравнению с пастелью. Каким бы мелком ты ни рисовал, цветовое пятно должно состоять из многих

оттенков. Например, рисуя листья, мы будем использовать не только зелёный, но желтый, оранжевый, красный и другие цвета.

– Ребята, а сейчас мы подготовим цветовой фон для нашей композиции. Представим, что наш лист – это небо. Основной фон смачиваем водой, а затем «по-сырому» начинаем добавлять краску синего, сине-фиолетового и других оттенков. Создадим цвет неба. Нашу работу оставим высыхать, так как затем мы будем рисовать пастелью.

Самостоятельная работа

– Изобразите осеннюю композицию из осенних листьев. Показ образцов выполненных работ. Сначала разложим осенние листики небольшого размера на наш фон. Представим, что листья кружатся, летят. Их можно обвести по контуру простым карандашом лёгкими тонкими линиями. А затем приступаем к работе пастелью. Напоминаю, пастелью можно штриховать и тушевать. (Практический показ работы пастелью).

Требования к работам: удачная композиция в листе; отдельные штрихи-мазки должны составлять живописную, плотную красочную фактуру; аккуратность, завершённость, выразительность; дать работе название.

Подведение итога урока, выставка работ, анализ работ.

Результаты итоговой диагностики указывают на значительные позитивные изменения в уровнях развития познавательного интереса в экспериментальной группе, разработанный комплекс мероприятий для развития интереса старших дошкольников является эффективным.

На занятиях по рисованию природы у детей дошкольного возраста можно воспитать интерес к изображению природы.

Дети сумели в своих работах правильно компоновать изображение, использовать колорит, осознанно подбирали техники и материалы, находили живописные приёмы для передачи фактуры, выразительности образа дерева, земли, неба. Значительно увеличилось количество объектов и тематика рисунков.

Литература:

  1. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.

  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, 3.А. Михайлова и др. С-Пб.: Детство-пресс, 2000.

  4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.

  5. Ожерельева О.В. Игровые технологии в ознакомлении детей с изобразительным искусством родного края (на материале города Борисоглебска): учебное пособие /О.В. Ожерельева; М-во обр. и науки РФ, БФ ФГБОУ ВО «Воронеж. гос. ун-т». Тамбов: Принт-Сервис,2016. 94 с.

Просмотров работы: 246