ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Василенко А.Е. 1, Кучер М.И. 1, Сапходоева О.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Вооружённые силы являются составной и неотъемлемой частью государства. Их деятельность в мирное время должна проводиться в соответствии с государственной программой «Экологическая безопасность России» (1995г.) и международными договорами в области охраны ОС. Поэтому важно установить нормирование антропогенных нагрузок на природу при осуществлении военной деятельности, чтобы не перейти ту черту, за которой восстановление нарушенных экологических систем станет невозможным. С другой стороны, перед ВС РФ ныне поставлена необычная задача: сыграть главную роль в деле уничтожения оружия, подпадающего под действие международных конвенций.

Экологические проблемы современных воин

В перечне важнейших причин и источников экологических проблем человечества, предложенном экспертами Королевской академии наук Швеции, Агентства по охране окружающей среды США и Министерства окружающей среды Франции, первое место занимает война.

Причины обострения экологических последствий современных военных действий (или военно-экологических проблем): с одной стороны, созданное оружие способно причинять природе такой вред, который превышает ее возможности к самовосстановлению, с другой – множество индустриальных объектов по всему миру вполне сопоставимы, в случае их разрушения, с оружием массового поражения, становясь источниками экологических катастроф. Таким образом, объединив потенциал науки, техники и экономики, современное общество получило возможности как уничтожения противника вместе с окружающей средой, так и разрушения окружающей среды с целью уничтожения противника.

Воздействие войны на природу можно подразделить на четыре составляющие:

1) прямой урон ландшафту (бомбовые удары большой мощности);

2) загрязнение воды, воздуха и почвы выделяемыми веществами, в том числе и радиоактивными;

3) намеренное разрушение окружающей противника среды с целью его демаскировки или создания ему экономических и прочих трудностей;

4) разрушение потенциально опасных индустриальных объектов, например, атомной, химической, нефтеперерабатывающей промышленности.

Мировое сообщество осознало войну как экологическое бедствие и, не будучи в силах покончить с ней, пытается сделать так, чтобы природа страдала от военных действий как можно меньше. В праве – форме общественного сознания – антиэкологическая направленность современной вооруженной борьбы отразилась в экологизации правил её ведения: в конце 70-х годов на международном уровне были продекларированы специальные (природоохранные) нормы, которые должны применяться при вооружённых конфликтах. Но ещё в начале 20-го века, когда люди еще особо не задумывались об ущербе окружающей среде, государства-участники IV Гаагской конференции договорились, что если во время войны случай (для нас – охрана окружающей среды) не предусмотрен в принимаемых ими документах, то действует международное право.

Таким образом, между образованными народами цивилизованные (если можно употребить это слово применительно к военным действиям) правила ведения войны допускают удары только по военным объектам с целью получения явного военного преимущества. При этом разрушительная сила удара не должна распространяться за пределы военного объекта.

Международно-правовая защита окружающей среды в вооружённых конфликтах в стадии формирования, и рано говорить о действенных завоеваниях в этой сфере, наоборот, надо признать, что рост экоцидности военных действий намного опережает процесс экологизации правил их ведения. Но начало этому процессу положено. Использование крылатых ракет, военного флота, стратегической авиации изменяет характер современной войны: она становится войной экологической с большим привкусом войны химической. Военные флоты с размещенной на них тактической авиацией отравляют акватории морей и океанов. В результате бомбёжек ядовитые смоги от пожаров на нефтеперерабатывающих и химических заводах, смешиваясь с выбросами крылатых ракет, подвергают химическому воздействию мирных жителей, загрязняют окружающую среду не только в самой стране, где идёт война, но и далеко за её пределами.

Кроме косвенного загрязнения окружающей среды во время военных действий, во второй половине ХХ века неоднократно применялось и прямое её отравление. Например, во время войны в Индокитае(1961–1975 г.) авиация США для демаскировки партизан уничтожала посевы риса, распыляя диоксинсодержащие гербициды.

Первыми жертвами таких войн становятся те, кто их ведёт. Так было, например, с летчиками ВВС США, которых признали жертвами вьетнамской войны. После завершения операции «Буря в пустыне» (1991 г.) у многих участников военных действий против Ирака возникли расстройства здоровья, названные «необъяснимыми заболеваниями» или «болезнями ветеранов войны в заливе».

Одной из причин «болезни ветеранов» называются контакты военнослужащих с обеднённым ураном, который используется в боеголовках авиабомб и снарядов (неядерных). Причины необъяснимых заболеваний военнослужащих держатся в секрете. Это позволяет, во-первых, не выплачивать компенсации за нанесённый здоровью ветеранов ущерб, а во-вторых – скрыть радиационное поражение гражданского населения.

Ещё одна из вероятных причин болезни «ветеранов войны в заливе» – воздействие на организм военнослужащих компонентов ракетного топлива крылатых «изделий», когда при старте ракеты происходит выброс топлива.

Проведённые обследования районов падения ступеней ракет-носителей «Союз», работающих на таком же углеводородном топливе, как и крылатые «Томагавки», свидетельствуют о том, что мирные жители подвергаются комбинированному воздействию ракетного топлива и добавок к нему при его распылении во время полёта «изделия», причем не только в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей, но и вдоль трасс полёта.

Знакомство с составом углеводородного топлива ракет (которое принято считать экологически чистым), может повергнуть в шок жителей загрязнённых им районов. Это энергетические добавки – стронций, алюминий, магний; ускорители горения – медь, хром, железо; огнезащитные материалы – фосфор; трассирующие добавки – барий, цирконий. Вся эта химическая смесь распыляется во время полёта крылатой ракеты и «припудривает» обширные территории вдоль трассы. А авария только одной крылатой ракеты в Юго-Восточном Алтае (май 1997 г.) привела к химическому загрязнению территории в 5 тыс. кв. км, что вызвало поражения различной тяжести – от легких до смертельных – у 20 тыс. человек.

В районах ведения боевых действий с применением крылатых ракет следует ожидать наиболее тяжёлых последствий химического воздействия на мирных жителей, поскольку там суммируется эффект от выбросов крылатых ракет и пожаров на химических и нефтеперерабатывающих заводах. Наука долго недооценивала низкоуровневое химическое воздействие не только хлорорганических соединений, но и органических веществ, выброс которых в окружающую среду растёт во время всех военных операций. Можно с полной уверенностью сказать, что там, где ведутся бои, почвы, растительность, водоёмы будут загрязнены разнообразными химическими веществами, включая диоксин. Эти вещества мигрируют далеко за пределы театра военных действий, годами удерживаются в почве, растительности, накапливаются в животных и попадают в организм человека.

Экологическая война не может быть локальной, она не знает границ.

Загрязнение ОС нефтепродуктами в ВС

Вооруженные силы РФ являются одним из крупных экологопользователей. В соответствии с законом «Об обороне», земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооружённым Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Серьезным источником загрязнения окружающей среды является ракетно-космическая деятельность Вооружённых Сил. За многие годы эксплуатации полигонов в ряде районов РФ образовались очаги загрязнения от падения отделяющихся частей ракет с остатками компонентов жидкого ракетного топлива. Остаётся сложной радиационно-экологическая ситуация в районах базирования Северного и Тихоокеанского флотов и в морях, омывающих северное и дальневосточное побережье страны, в результате деятельности атомного флота и эксплуатации ядерных реакторов, сброса и захоронения радиоактивных отходов в море. На береговых технических базах ВМФ в настоящее время скопилось большое количество отработанного ядерного топлива, твёрдых и жидких радиоактивных отходов, подводных лодок и надводных кораблей с ядерными и энергетическими установками, выведенными из боевого состава флота. Острую проблему для Вооружённых Сил РФ представляет загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Около 50 % складов и их оборудование устарели. В результате утечки нефтепродукты попадают в поверхностные воды и в подземные горизонты, где образуют линзы. Образовались и требуют ликвидации линзы нефтепродуктов в ряде гарнизонах Мирный, Котлас и др. Из-за нехватки судов-сборщиков льяльных и балластных вод, а также береговых (плавучих) станций по их переработке остаётся высоким (5–10 ПДК) уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота. Серьёзную проблему представляет состояние очистных сооружений бытовых отходов в военных гарнизонах. Очистку проходят примерно 28 млн. куб. м сточных вод, сбрасываемых объектами Министерства обороны. Плановые задания по вводу в эксплуатацию очистных сооружений в гарнизонах из года в год не выполняются. Из-за насыщенности Вооружённых Сил РФ радиотехническими средствами возникла проблема защиты населения от электромагнитных излучений. До сих пор острой проблемой для Вооружённых Сил РФ является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и химического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые по международным договорам и соглашениям. Сложность решения этих задач определяется отсутствием оптимальных технологий утилизации, которые учитывали бы в полной мере требования экологической безопасности. Ухудшение состояния окружающей среды оказывает негативное влияние на жизнедеятельность Вооружённых Сил РФ, снижает их боевую готовность.

Экологические проблемы производства ГСМ. Влияние разливов горюче-смазочных материалов при лесозаготовительных работах на окружающую среду. Лесозаготовительные предприятия оказывают комплексное воздействие на окружающую среду: атмосферу, животный и растительный мир, водную экосистему, почвенный покров. Снижение негативного техногенного воздействия на природу при лесозаготовке возможно при строгом соблюдении лесозаготовителем существующих нормативов по всей технологической цепочке от валки до вывозки древесины; при эксплуатации и содержании техники в соответствии с технико-экологическими требованиями, увеличении объёмов зимней лесозаготовки, исключении работ в период распутицы, особенно после оттаивания почвы. В результате разливов горюче-смазочных материалов (ГСМ) при их хранении на делянках, заправке техники, вытекания жидкости из гидравлических систем и неплотного соединения агрегатов при работе техники происходит загрязнение почвы. Малые объёмы углеводородов в почве быстро разлагаются бактериями и не представляют опасности, однако при попадании в водотоки и при разливах больших объёмов ГСМ меняются физические свойства воды и почвы. Площади, находящиеся под постоянным воздействием разливов ГСМ, не образуют дернового горизонта более пяти лет. Самыми критическими местами загрязнения почвы и воды являются заправки и пункты хранения ГСМ, места временного размещения, хранения и транспортировки отходов, площадки временного отстоя техники. Зачастую при работе с техникой вследствие ошибок операторов происходит обрыв шлангов и утечка гидравлической жидкости. Объём гидравлического масла, выливающегося при подобном обрыве, зависит от вида машины: на манипуляторе – от 10 до 50 л, на харвестере, форвардере, скиддере и валочно-пакетирующей машине – от 100 до 300 л (зачастую оператор не сразу замечает, что произошёл обрыв маслопровода). Масла – тяжелые дистиллятные и остаточные фракции нефти, подвергнутые специальной очистке. Масла разделяют на смазочные и несмазочные. Смазочные масла по назначению подразделяют на моторные – для двигателей внутреннего сгорания, авиационные, автотракторные (автолы) и дизельные индустриальные. Несмазочные масла используются для технологических целей и при эксплуатации механизмов: электроизоляционные – трансформаторные, конденсаторные, кабельные – для гидравлических систем, для технологических целей – закалочные, поглотительные жидкости, мягчители и пр. В соответствии с Приказом МПР РФ от 18 июля 2014 г. № 445 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», отходы отработанных моторных, трансмиссионных, гидравлических, трансформаторных (не содержащих полихлорированные дифенилы и терфенилы), индустриальных масел, шлама нефтеотделительных установок и всплывающей пленки из нефтеуловителей, отработанные автомобильные фильтры относятся к отходам 3-го класса опасности: умеренно опасным отходам. Степень вредного воздействия на окружающую среду отходов 3-го класса опасности средняя. При этом экологическая система нарушается. Период её восстановления – не менее 10 лет после снижения вредного воздействия указанных отходов. Компонентный состав жидких отходов, содержащих нефтепродукты: нефтепродукты (углеводороды) – 70,0–98,2 %; присадки – 0,0–12,0 %; механические примеси – 0–1,0 %; вода – 0–2,0 %.Опасными компонентами отходов 3-го класса опасности (масла гидравлические отработанные, масла индустриальные отработанные, масла моторные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла трансформаторные отработанные, не содержащие галогены, отработанные автомобильные фильтры) являются нефтепродукты.

Опасные свойства нефтепродуктов – их токсичность и пожароопасность. По токсичности отработанные нефтепродукты относятся к 4-му классу опасности, однако вопросы токсичности нефти и нефтепродуктов ещё далеко не проработаны, что объясняется сложным, комплексным химическим составом этих продуктов и различиями в химических свойствах. Некоторые фракции нефтепродуктов обладают чётко выраженным канцерогенным действием. Острое отравление большинства видов рыб наступает при концентрации эмульгированных нефтепродуктов 16–97 мг/л. Токсичность водорастворимых нефтепродуктов также зависит от химического состава. Многокомпонентные фракции вызывают острое отравление водных гидробионтов при концентрации 25–29 мг/л и подострое отравление при концентрации 15–19 мг/л. При содержании в подобных фракциях нафтеновых кислот до 65 % гибель рыб наступала при концентрациях от 0,03 до 0,1 мг/л. Рыбохозяйственные предельно допустимые концентрации (ПДК) нефтепродуктов в пресноводных водоёмах – 0,001 мг/л, в морских – 0,05 мг/л. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов отработанных нефтепродуктов в воздухе рабочей зоны – 300 мг/м3. Нефтепродукты относятся к числу наиболее вредных химических загрязнителей. Наличие 2 г нефти и нефтепродуктов в 1 кг почвы делает её непригодной для жизни растений и почвенной микрофлоры; 1 л нефти и нефтепродуктов лишает кислорода 40 тыс. л воды; 1 т нефти и нефтепродуктов загрязняет 12 км2 водной поверхности. При наличии 0,2–0,4 мг/л нефтепродуктов вода приобретает нефтяной запах, который не устраняется даже при фильтровании и хлорировании. Плохо очищенные нефтесодержащие стоки способствуют образованию на поверхности водоёма нефтяной плёнки толщиной 0,4–1 мм. Загрязнение почвы нефтепродуктами влияет на весь комплекс морфологических, физических, физико-химических, биологических свойств почвы, определяющих ее плодородные и экологические функции. Под влиянием нефтепродуктов увеличивается число водопрочных частиц почвы размером более 10 мм, происходит агрегирование почвенных частиц, содержание глыбистых частиц увеличивается, а содержание агрономически ценных мелких частиц уменьшается. Почвы, насыщенные нефтепродуктами, теряют способность впитывать и удерживать влагу. Гидрофобные частицы нефтепродуктов затрудняют поступление влаги к корням растений, что приводит к их физиологическим изменениям. Изменение физических свойств почвы приводит к вытеснению воздуха нефтепродуктами, нарушению поступления воды, питательных веществ, а это является главной причиной торможения роста растений и их гибели. Скорость просачивания и бокового распространения нефтяного масла в почве составляет 10-2–10-5 м/с и снижается с ростом водонасыщенности почвы. В химическом составе гумуса, загрязненного нефтепродуктами, происходят активные изменения. Количество углерода в нем резко возрастает, одновременно повышается и соотношение углерода и азота в гумусе C/N (наиболее благоприятное – от 1/10 до 1/20), в загрязнённой почве соотношение C/N колеблется от 1/50 до 1/420 в зависимости от количества привнесённого углерода и типа почвы, что приводит к ухудшению азотного режима почвы и нарушению корневого питания растений. Одновременно с ухудшением азотного режима происходит сокращение содержания подвижных форм фосфора и калия. Продукты трансформации нефтепродуктов резко меняют состав углеродистых веществ, из которых состоит почвенный гумус. Доля всех собственных компонентов гумуса сокращается. В загрязненных нефтепродуктами почвах происходит изменение окислительно-восстановительных условий, повышение подвижности гумусовых компонентов и ряда микроэлементов. Загрязнение почвы нефтепродуктами даже в незначительных количествах приводит к снижению урожайности зерновых культур и замедлению роста репродуктивных органов растений. Снижение концентрации кислорода в почве способствует развитию анаэробных микроорганизмов, затормаживает развитие аэробной микрофлоры. Даже слабое загрязнение почвы нефтепродуктами приводит к уменьшению численности почвенных микроорганизмов. Восстановление их численности наблюдается через несколько месяцев после загрязнения, в дальнейшем возможен даже некоторый рост за счёт использования углерода нефтепродуктов в качестве питательного вещества. Однако интенсивный рост микроорганизмов, усваивающих растворимые соединения, сильно обедняет почву ростовыми веществами. Загрязнения почв нефтепродуктами создают новую экологическую обстановку, в которой количество микроорганизмов приближено к фоновому, но численность нефтеокисляющих бактерий ещё долгое время превышает те же группы в незагрязненных почвах. Нефтяное загрязнение почв подавляет фотосинтетическую активность растительных организмов, что сказывается прежде всего на развитии почвенных водорослей. Нефтепродукты вызывают массовую гибель почвенной мезофауны: наиболее токсичными для неё оказываются легкие фракции нефтепродуктов. После попадания на поверхность почвы жидкие нефтепродукты, пропитывающие почву, обволакивающие корни, листья, стебли растений и проникающие сквозь мембраны клеток, в первую очередь нарушают водно-воздушный баланс почвы. Следствием нарушения водно-воздушного баланса является усиление эрозии почвы. Оно, в свою очередь, приводит к ухудшению состояния растительности и падению продуктивности земель. Постепенное повышение концентрации нефтепродуктов на поверхности почвы в совокупности с процессами испарения и разложения их легких фракций приводит к накоплению трудно разлагаемых углеводородов, таких как твёрдые парафины, циклические углеводороды, ароматические углеводороды, смолы и асфальтены, которые запечатывают поры почвенного покрова. При случайном разливе жидких масел, содержащих нефтепродукты, место разлива засыпают песком или сорбентом, который затем аккуратно собирают в прочный пластиковый пакет и помещают в специальный контейнер с плотно закрывающейся крышкой. Песок или сорбент, загрязненный нефтепродуктами, в дальнейшем передаётся на утилизацию, по договору, специализированному предприятию, имеющему лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и специализирующемуся на обезвреживании замазученных грунтов. В случае попадания ГСМ на почву загрязнение обрабатывается препаратом, содержащим микроорганизмы, разрушающие жидкие углеводороды. Если загрязнение значительное, то проводится рекультивация почвы. Бактерии, содержащиеся в препарате, в процессе жизнедеятельности при наличии в почве кислорода, азота, фосфора перерабатывают углеводороды в малотоксичные или безвредные кислородсодержащие соединения вплоть до углекислого газа, ликвидируя таким образом нефтяное загрязнение. Сорбентами называются вещества, которые обладают способностью поглощать газы, парообразные или растворенные вещества из воды, почвы и с поверхностей. Существуют гранулированные и волокнистые твёрдые сорбенты. У каждой разновидности сорбентов есть свои достоинства, но главное, что нужно отметить, это способность быстрого поглощения их волокнистыми материалами тех или иных веществ. Также различают органические, неорганические и синтетические сорбирующие материалы.

Экологические проблемы уничтожения химического оружия

Впервые химическое оружие (ХО) было применено во время первой мировой войны. При этом результатом стало более миллиона пострадавших, в большинстве своем со смертельными и тяжелыми поражениями.

В июне 1925 г. представители 34 стран подписали в Женеве Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. Через 10 лет итальянцы в ходе боевых действий нанесли 19 массированных химических ударов по войскам и населению Эфиопии. В 1937–1945 г. Япония применила ХО во время войны против Китая, в результате чего поражения получили более 50 тысяч человек.

В годы второй мировой войны угроза применения ХО со стороны немецкой армии была вполне реальной, тем более что в 1943 г. мощность химической промышленности Германии по производству отравляющих веществ (ОВ) составляла более 30 тыс. т в год. Лишь стремительное наступление советских войск да боязнь ответного более мощного удара удержало Гитлера от соблазна применить ХО.

После войны ХО получает новое развитие. Испытываются и непрерывно внедряются смертельные ОВ нервнопаралитического действия, психохимические вещества, токсины и фитотоксиканты. При этом основным средством доставки ОВ к поражаемым объектам становится авиация, а позднее – баллистические ракеты и в перспективе – крылатые ракеты.

Начиная с 1961 г. американцы широко применяли ХО в Индокитае. Всего было израсходовано свыше 100 тыс. т химикатов (в основном фитотоксикантов), что обернулось для данного региона тяжёлыми экологическими и генетическими последствиями. В военном конфликте Ирана и Ирака обе стороны многократно использовали химическое оружие. Известно, что из 70 наиболее интенсивных военных конфликтов современности в 20 использовались ОВ.

Важную роль в совершенствовании ХО сыграло создание бинарных боеприпасов. В отличие от традиционных (унитарных) видов этого оружия, они легко производятся (компоненты изготавливаются в разных местах), легко транспортируются на большие расстояния и при необходимости легко уничтожаются.

В США разработка бинарного ХО началась в 1962 г. С появлением нового вида боеприпасов, обнаружить производство которых очень трудно, возросла опасность неконтролируемого распространения ХО по всему миру, усилилась угроза его скрытного накопления.

За годы военного противостояния в СССР и США было произведено и накоплено огромное количество ХО: на складах в США его находилось около 30, а в СССР – около 40 тыс. т. Этого количества достаточно, чтобы многократно уничтожить всё живое на планете.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения ХО и его уничтожении была открыта для подписания в Париже 13 января 1993 г. В 1997 г. – Россия ратифицировала указанный международно-правовой документ.

Согласно принятой Конвенции, каждое государство обязуется: никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать или не сохранять ХО, не передавать его кому бы то ни было, не применять его и не производить любых военных приготовлений к его использованию. Конвенция содержит положения, запрещающие применять в военных целях гербициды, а также использовать для пресечения уличных беспорядков боевые химические средства.

Государство-участник должно начать уничтожение ХО не позднее чем через два года и завершить его не позднее чем через десять лет после вступления для него в силу Конвенции, т.е. после ратификации.

Процесс уничтожения ХО включает в себя несколько этапов

Первый этап. По истечении не более двух лет должно завершиться апробирование первого объекта по уничтожению ХО и по истечении не более трёх лет – уничтожено не менее 1 % его запасов.

Второй этап. По истечении пяти лет должно быть уничтожено 25 % ХО.

Третий – через 7 лет – 40 %.

Четвертый – через 10 лет – 100% запасов ХО.

При этом каждое государство-участник самостоятельно определяет технологию уничтожения ХО. В то же время запрещается затопление боеприпасов в водоёмах, захоронение в земле и сжигание на открытом воздухе. При необходимости в связи с возникающими трудностями сроки завершения уничтожения ХО могут быть продлены на пять лет. Таким образом, следует ожидать, что у ряда присоединившихся к Конвенции государств, в частности России, ХО сохранится еще в течение нескольких лет.

При выполнении требований Конвенции перед руководством государств-участников встаёт ряд сложных проблем.

1. Выбор базовой технологии уничтожения. Дело в том, что известные технологии (включая нетрадиционные, основанные на использовании энергии ядерного взрыва для разрушения химических боеприпасов и деструкции отравляющих веществ) не являются экологи­чески чистыми. Поэтому вопрос о наличии отработанной, безопасной во всех отношениях и экологически приемлемой технологии уничтожения ХО до сих пор вызывает противоречивые суждения, тем более, что сроки и стоимость выполнения программы во многом зависят именно от базовой технологии.

Выбор районов для размещения объектов по уничтожению ХО. Это весьма щекотливый вопрос, для его решения необходимо учитывать не только результаты экологической экспертизы, но и факторы политического, географического, экономического и демографического характера, а главное — отношение к этому процессу населения и местных органов власти. А они настроены, как правило, резко против.

Сложность контроля. Средства контроля ХО имеют существенные недостатки и не в полной мере удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. При этом серьезную трудность в контрольной деятельности будет представлять обнаружение скрытного производства и накопления бинарных химических боеприпасов, поскольку их компоненты (относительно безвредные) могут производиться в одних местах, а сборка и снаряжение ими средств доставки в других.

Проблема химического терроризма. Ныне все химические боеприпасы и их компоненты размещены на складах семи военных арсеналов в шести субъектах РФ. Все арсеналы, согласно военным источникам, охраняются достаточно надёжно. Однако в процессе перевозки ХО к местам уничтожения полностью исключить возможность хищений практически невозможно. Кроме того, вполне реально производство некоторых видов ОВ в «домашних условиях»: в небольших институтских или производственных лабораториях. На возможность этого указывает скандал, разгоревшийся в Японии и связанный с деятельностью одной из религиозных сект, которая не только сумела изготовить ОВ, но и применить его в токийском метро.

Проблема защиты персонала объектов и местного населения. В Институте биохимической физики Российской академии наук, изучая действие малых и сверхмалых доз разнообразных биологически активных веществ на живые клетки и живые организмы, установили негативный эффект сверхмалых доз, который проявлялся не сразу, а через некоторое время. Такие дозы обладают как бы «отложенным» действием. В 1997 г. в США было отмечено воздействие сверхмалых доз нервнопаралитических ОВ на здоровье американских солдат, которые ещё в 1991 году невольно подверглись их воздействию в Ираке, когда авиация разбомбила склады химического оружия этой страны.

Если официально будет признано наличие причинной связи между отдаленными заболеваниями и влиянием малых доз ОВ, придётся пересмотреть всю систему защитных мер от ХО. В силу этого и российские, и американские программы и технологии уничтожения арсеналов ХО должны быть соответственно пересмотрены с учетом данных о действии сверхмалых (в тысячи раз меньших, чем вызывающие острое отравление) доз отравляющих веществ на все живые организмы, и прежде всего человека.

Рассмотрим еще ряд возникших проблем. Согласно Конвенции, каждое государство-участник имеет право производить и использовать любые токсичные химикаты в целях, не запрещаемых ею: «Ничто в настоящей Конвенции не должно использоваться как препятствие праву любого государства-участника на исследование, разработку, производство, приобретение, передачу или использование средств защиты от химического оружия».

Это право на защиту от ХО исходит из предположения, что в военных конфликтах ближайшего будущего угроза его применения в известной степени сохраняется. А раз так, каждое государство обязано проявлять заботу о поддержании на должном уровне системы защиты войск и населения от ХО и проводить необходимую работу по её совершенствованию.

Укажем, что, опять-таки согласно Конвенции, государства, подписавшие и ратифицировавшие её, могут прибегнуть к применению ХО только в особых случаях: когда сложится чрезвычайная ситуация, угрожающая высшим интересам данного государства, и оно воспользуется предусмотренным Конвенцией правом выхода из числа государств-участников. В то же время государства, не присоединившиеся к Конвенции (некоторые арабские государства), считают себя свободными от обязанности не разрабатывать, не производить, не передавать другим странам ХО, что, естественно, предполагает реальную опасность его использования в военных конфликтах.

Существует также опасность, что открытая публикация материалов по технологиям синтеза бинарных ОВ и конструктивных схем боеприпасов может стимулировать их производство в других странах.

Имеются сведения об успешных работах, направленных на поиск новых физиологически активных веществ (ФЛВ). Одной из целей таких исследований вполне может быть создание новых типов ОВ, по отношению к которым неэффективны существующие средства индикации, дегазации и антидотной терапии. Таким образом, существует вероятность, что эти страны в обход Конвенции смогут не только сохранить, но и повысить свой военно-химический потенциал за счёт более эффективных (при сравнительно одинаковой токсичности) ОВ, маскируя их производство и накопление под раз­работку пестицидов и других химикатов. Наконец, крупные достижения биотехнологии и генной инженерии, а также исследования, ведущиеся на стыке биологии и химии, создают предпосылки для разработки нового вида оружия – биохимического, не подпадающего под запрет конвенций о биологическом и химическом оружии.

Прямым свидетельством того внимания, которое Правительство РФ уделяет экологическим проблемам ВС, явилось Постановление Правительства РФ № 1310 (1996 г.) «О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации», а также ряд федеральных целевых программ (ФЦП) по наиболее важным направлениям.

Экологическое обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации

Система экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ формируется в соответствии с Концепцией экологического обеспечения Вооружённых Сил РФ, утверждённой начальником Генерального штаба Вооружённых сил 2 февраля 1993 года. Создание и функционирование этой системы обусловливается следующими факторами:

а) наличие постоянной войсковой деятельности, отрицательно влияющей на экосистему, и необходимость комплексного решения экологических проблем армии и флота;

б) соблюдение требований законодательства РФ по обеспечению защиты окружающей среды в ходе повседневной деятельности Вооружённых Сил, усиление внимания органов государственной власти, общественности и международного сообщества к вопросам экологической безопасности военно-промышленного комплекса;

в) необходимость учёта влияния экологической обстановки на деятельность Вооружённых Сил РФ в мирное и военное время;

г) участие Вооружённых Сил РФ в программах уничтожения ядерного, химического и обычного вооружения и повышение значимости экологических аспектов этих программ.

Под экологическим обеспечением Вооружённых Сил РФ понимается комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических и организационно-технических мероприятий, осуществляемых ими в мирное и военное время, направленных на сохранение и восстановление окружающей среды в ходе деятельности Вооружённых Сил РФ и обеспечение решения задач войсками и силами флота в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов.

Целью экологического обеспечения Вооружённых Сил РФ является достижение экологической безопасности деятельности Вооружённых Сил РФ и защита личного состава, вооружения и военной техники в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов.

Основными принципами экологического обеспечения Вооружённых Сил РФ являются:

- сохранение жизни и здоровья человека и окружающей среды при решении задач Вооруженными Силами РФ в мирное время;

- выполнение боевых задач Вооружёнными Силами в военное время с учетом, по возможности, экологических аспектов и соблюдения международных актов по экологии;

- соблюдение требований национального экологического законодательства;

- научно обоснованное сочетание потребностей повышения боевого потенциала Вооружённых Сил РФ и необходимости обеспечения их экологической безопасности.

Основными задачами экологического обеспечения Вооружённых Сил в мирное время являются:

1) контроль за состоянием окружающей среды и прогноз экологической обстановки в районах дислокации и боевой подготовки войск и сил флота, включая создание автоматизированной системы экологического мониторинга в Вооруженных Силах;

2) нормативно-правовое обеспечение деятельности Вооружённых Сил с учетом требований их экологической безопасности, включая обеспечение выполнения в Вооружённых Силах РФ законодательных и нормативных актов государства в области охраны экосистемы страны; разработку норм и правил по экологической безопасности с учётом специфики деятельности Вооружённых Сил; экологическую паспортизацию военных объектов и др.;

3) планирование и осуществление мероприятий экологического обеспечения в повседневной деятельности и в ходе боевой подготовки войск и сил флота, включая строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию природоохранных сооружений и установок; организацию сбора и утилизации экологически опасных отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности и боевой подготовки; проведение работ по восстановлению экосистемы в местах дислокации и боевой подготовки войск и др.;

д4) ликвидация последствий экологических катастроф и чрезвычайных ситуаций, произошедших в результате деятельности войск и сил флота или в местах их дислокации;

5) проведение экологических экспертиз, оценка ущерба окружающей среде в результате действий войск и сил флота;

6) участие в экологическом обеспечении процесса утилизации и уничтожения ядерного, химического и обычного вооружения;

7) разработка и осуществление мероприятий по защите здоровья и боеспособности личного состава армии и флота в условиях воздействия на них неблагоприятных экологических факторов;

8) военно-научное обеспечение основных направлений экологического обеспечения Вооружённых Сил РФ;

9) оснащение Вооружённых Сил РФ приборами и оборудованием для контроля состояния и восстановления экосистемы;

10) подготовка специалистов, экологическое обучение и воспитание военнослужащих.

Таким образом, экологическое обеспечение является элементом повседневной деятельности Вооружённых Сил РФ в мирное время.

Заключение

В Вооруженных Силах Российской Федерации нужно следить за экологией и предотвращать экологические проблемы и экологические катастрофы. Должно развиваться внедрение ресурсосберегающих технологий, утилизацию отходов, установку отчистных сооружений, сокращение сточных вод, а также не допускать проливов ГСМ и РТ.

Список использованных источников

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2000.

2. Довгуша В.В., Кудрин И.Д., Тихонов М.Н. Введение в военную экологию. – М.: МОРФ, 1995.

3. Кучер М.И. Экология : учеб. пособие / под ред. проф. Е.Э. Френкеля. – Вольск: ВВИМО, 2015. – 265 с.

4. Приказ МПР РФ от 18 июля 2014 г. № 445 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»

5. Харуэлл М., Хачиссон Т. Последствия ядерной войны. – М.: Мир, 1988.

6. Экология: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Денисова. – 2-е изд., исправленное и дополнительное. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону, 2004.

7. https://xreferat.com/112/3297-1-ekologicheskie-problemy-voennoiy-deyatel-nosti-v-mirnoe-vremya.html

Просмотров работы: 779