НАУЧНЫЙ МЕТОД В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАУЧНЫЙ МЕТОД В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

Кистанкин А.Д. 1, Френкель Е.Э. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматриваются проблемы:

о различиях естественнонаучных и гуманитарных методов познания;

об элементах научного метода;

становление научного метода;

элементы познания;

вклад античности в формирование научого метода;

«псевдонаука» –определение, отличительные признаки, корни и специальные функции.

Основные различия между естественнонаучным и гуманитарным методом познания:

  1. Естественнонаучное знание объективно, гуманитарное- субъективно

  2. Гуманитарное знание исторично, естественнонаучное- необязательно

  3. Предмет гуманитарно-художественного познания индивидуален, предмет естественнонаучного познания- типичен

  4. Гуманитарный метод, в отличие от естественнонаучного, создает не только знание, но и мнение, оценку познаваемого предмета

  5. Гуманитарный неизбежно участвует в исследуемом процессе, естествоиспытатель остается сторонним наблюдателем

  6. Гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная на язык терминов и чисел

Научный метод

Получение систематических, объективных, достоверных и точных знаний о природных объектах и явлениях происходит благодаря научному методу, который в свою очередь не может существовать без определенных элементов:

  • Наблюдение за природой

  • Систематизации

  • Классификации

  • Эмпирическое обобщение (обобщение, полученное из опыта, из непосредственных наблюдений)

  • Индукция (метод познания, основанный на выведении общих следствий из частных посылок)

  • Гипотеза (предположение о причине той или иной закономерности, о сущности того или иного объекта)

В научном методе гипотеза должна: быть проверяемой, логически непротиворечивой обладать общностью и предсказательной силой.

  • Теория (высшая форма организации научного познания, дающая точное и целостное представление о закономерностях определенной области действительности)

  • Закон природы (связь между свойствами материальных объектов и/или обстоятельствами происходящими с ними событий.

Вклад античности в формирование научного метода

С давних времен люди наблюдали за природой, но только со временем они начинали замечать закономерностей в ней. Таким образом, у них начали появляться разные методы познания природы и всего вокруг. Первым методом стало абстрагирование (метод познания, основанный на том, что не учитываются несущественные стороны и признаки изучаемого явления)

С развитием метода абстрагирования появляется новый метод- дедукция (метод познания, основанный на выведении частных следствий из общих посылок)

Таким образом, греческие мыслители вышли на такое понятие, как логика. Логические доказательства греки ценили больше наглядной очевидности, но они не имели представления и понятия эксперимента по проверке теории.

Таким образом, начиналось становление научного метода. А родоначальниками современной науки считаются Френсис Бэкон, Галилео Галилей, Уильям Гарвей.

Псевдонаука

Псевдонаука- социально-психологический феномен, который, выполняя общественные функции, не связанные с получением достоверного и практически эффективного знания, претендует на статус и авторитет науки.

Отличительные признаки:

  • Утверждения псевдонаук не согласуется с установленными фактами, не выдерживают объективной, практической проверки

  • Псевдонаучные знания фрагментарны и не вписываются в какую- либо интегральную карту мира

Также для псевдонаук характерны:

  • Некритический анализ исходных данных (Достоверными фактами считаются легенды, мифы и т.д.)

  • Пренебрежение противоречащими фактами ( Рассматривают лишь тот материал, который идёт в пользу доказуемой концепции)

  • Отсутствие законов (Нет определенной концепции, а есть сценарий, по которому по мнению автора развиваются те или иные события)

  • Нарушение общепринятых этических норм (Ненастоящие результаты экспериментов, поддельные решения, оскорбления своих оппонентов)

Использованные источники

1. Свиридов, В.В.Концепции современного естествознания : учеб. пособие для вузов / В.В. Свиридов, Е.И. Свиридова ; под ред. В.В. Свиридова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 358 с. – Серия : Университеты России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://urait.ru/uploads/pdf_review/872BAF83-C167-499B-B50E-2E88BAD95C1B.pdf

2. Френкель, Е.Н. Концепции современного естествознания : физические, химические и биологические концепции : учеб. пособие / Е.Н. Френкель. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 246 с.

Просмотров работы: 243