ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ ЛАМАРКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ ЛАМАРКА

Помещикова В.О. 1, Френкель Е.Э. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время на Земле обнаружено более 2 млн видов растений, животных и грибов, известно огромное разнообразие бактерий. На нашей планете обитают как высокоорганизованные организмы, так и примитивные, возникшие много десятков миллионов лет назад. Примитивные организмы хорошо приспособились к условиям окружающей среды, поэтому они стабильны в своей организации.

Биологическая эволюция представляет собой необратимое историческое развитие живой природы, которое сопровождается адаптациями (приспособлениями) всего живого к разнообразным и постоянно меняющимся условиям существования, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом.

Представления о сотворении живых организмов. Одним из первых древних учёных и философов, имеющих эволюционные взгляды, был Аристотель (384–322 до н.э.), поскольку признавал постепенное развитие природы [1]. В начальной стадии развития природы, по его мнению, была неорганическая материя, которая затем перешла в материю органическую, живую. Развитие природных существ, по его представлениям, сводится к их восхождению по»ступенькам лестницы» и осуществляется вследствие присущего материи стремления к совершенствованию.

В эпоху Средневековья все трактаты имели теологический характер (обращение к Богу, объяснение всех явлений жизни божественной волей). В Европе с VI по XVI в. был полный застой в развитии наук о природе. В сочинениях Средневековья растения или животные часто интересовали авторов не сами по себе, а как символы, обозначающие и выражающие идею Творца.

На протяжении тысячелетий люди были убеждены в постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности живой природы. Изначальная целесообразность соответствовала представлениям о том, что каждый вид организмов создан Богом с целью обитания в опредёленных условиях, для выполнения определённых функций. Такое воззрение, называемое креационизмом, отражает идею о едином акте творения.

Длительное время в науке накапливался фактический материал. В XVIII в. в связи с обилием научных фактов о многообразии растений и животных возникла необходимость привести описанные виды в систему. Огромную работу в этом направлении проделал шведский учёный К. Линней (1707–1778).

К. Линней [3] заложил основы науки систематики, ввёл в естественные науки понятие «система» – это иерархия включающих друг друга подразделений, создал первые системы растений в животных. Растения он поделил на классы в зависимости от строения цветка, в частности от количества тычинок [4]. Животных он разделил на три ступени и шесть классов, исходя из особенностей строения кровеносной системы. Линней считал, что название вида должно состоять из двух частей – названия рода и вида. Такая бинарная (двойная) номенклатура используется и по настоящее время. Будучи убежденным креационистом, т. е. сторонником неизменяемости видов, К. Линней оставался сторонником взглядов о постоянстве исходных видов, сотворенных Богом. Он создал искусственную систему, так как она не отражала эволюцию живого мира, ибо не была построена на основе их происхождения и родственных связей.

Предпосылки возникновения эволюционного учения. Принципиально иное миропонимание, базирующееся на идее исторического развития живой природы, пришло в биологию из космогонии и геологии. Благодаря трудам немецкого философа и учёного И. Канта, заложившего основу теории исторического развития Солнечной системы, и английского геолога Ч. Лайеля, разработавшего концепцию развития поверхности Земли (геологической эволюции), происходило осознание исторического развития природы. Стал формироваться исторический метод познания природы, ориентирующий исследователей не только на описание явлений, но и на их объяснение, на установление причин и следствий, этапов развития. Принцип историзма лег в основу эволюционного учения. Автором идеи исторического развития природы от неорганических тел до человека был А.И. Герцен.

К предпосылкам возникновения эволюционного учения можно отнести и успехи биологической науки в XVIII – начале XIX в.:

  • успехи палеонтологии, доказавшей, что животный и растительный мир древней Земли был представлен видами, существенно отличающимися от современных видов, но обнаруживающими сходство в пределах типа;

  • разработку клеточной теории, показавшей общность всех организмов на клеточном уровне и утверждавшей идею единства происхождения растительного и животного мира;

  • успехи эмбриологии, доказавшей, что эмбрионы различных систематических групп хордовых животных имеют сходные стадии развития, следовательно, утверждавшей единство происхождения всех хордовых животных;

  • развитие сравнительной морфологии и анатомии, показавших черты сходства в общем плане строения позвоночных, принадлежащих к разным систематическим группам;

  • открытие закона сохранения и превращения энергии;

  • результаты географических экспедиций, которые продемонстрировали огромное разнообразие видов животных и растений, а также уникальность флоры и фауны некоторых районов Земли.

Данные научные открытия не согласовывались с идеей постоянства видов и ждали своего объяснения с точки зрения эволюции.

Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка. Эволюционное учение – это учение о движущих силах исторического развития живой природы. Первая эволюционная теория в биологии была разработана французским учёным Жаном Батистом Ламарком [2].

Ламарк считал, что в основе исторического развития живой природы лежит изменчивость организмов. Он ошибочно полагал, что любое изменение организма наследуется потомками. Установив изменяемость видов, уч`ный попытался выявить те факторы, которые определяют ход эволюции организмов, т.е. движущие силы эволюции.

Согласно его теории, первые организмы произошли путём самозарождения из тел неорганической природы. В книге «Философия зоологии» (1809) он даёт обоснование «лестнице существ».

Движущими силами (факторами) эволюции, по мнению Ж.Б. Ламарка, являются внутреннее стремление организмов к прогрессивному развитию от простого к сложному, заложенное в них изначально, и влияние внешней среды на организмы. Внутреннее стремление организмов к совершенствованию обусловливает усложнение их организации и поднимает их на новую ступень развития. Такое ступенчатое повышение организации живых организмов Ламарк назвал принципом градации (от лат. gradatio – постепенное повышение). Упражнение или неупражнение органов ведет к приспособлению организмов к среде обитания, но не повышает уровня их развития (отклонение от градации).

Ж.Б. Ламарк считал, что реакции любого организма на изменение условий внешней среды изначально целесообразны. Например, у животных вслед за изменением условий среды тотчас перестраивается поведение, и посредством упражнения соответствующие органы изменяются в нужном направлении; эти изменения передаются по наследству.

Так, по Ламарку, длинные шея и ноги жирафа – результат того, что многие поколения его некогда коротконогих и короткошеих предков питались листьями деревьев, за которыми им приходилось тянуться всё выше и выше. Незначительное удлинение шеи и ног, происходившее в каждом поколении, передавалось следующему поколению, и так до тех пор, пока эти части тела не достигли настоящей длины, Ламарк приводит большое количество подобных примеров: длинная шея у лебедя и гуся, удлинённый язык у муравьеда и дятла, перемещение глаз на боковую часть головы у змеи и т.д. Ламарк также называет ряд примеров утраты органов по причине «неупотребления». К их числу он относит исчезновение конечностей у змей, органов зрения – у крота, слепыша. Особенно убедительным кажется ему пример с насекомыми, утратившими крылья, в случае, когда они ими не пользуются.

Несмотря на то, что понимание Ламарком движущих сил эволюции было ошибочным и во многом идеалистическим (это касается внутреннего стремления организмов к прогрессу и изначальной целесообразности любой реакции на изменение условий), его теория способствовала подготовке почвы для восприятия эволюционных взглядов.

Положения эволюционной теории Ламарка были слабо аргументированы, почему и не получили широкого распространения среди современников.

Тем не менее, заслуги его перед наукой велики, поскольку он впервые предложил целостную концепцию эволюции органического мира. Именно в привлечении внимания учёных к проблеме движущих сил эволюции и заключалась заслуга Ламарка, которую высоко в свое время оценил Ч. Дарвин.

Таким образом, сформировалось представление о процессах эволюции, её причинах и результатах.

Список использованных источников

1. Аристотель // Википедия [Интернет-ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C.

2. Ламарк, Жан Батист // Википедия [Интернет-ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA,_%D0%96%D0%B0%D0%BD_%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82.

3. Линней, Карл // Википедия [Интернет-ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B9,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB.

4. Растения // Википедия [Интернет-ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.

Просмотров работы: 4185