СУРРОГАТЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ, КАК БАРЬЕРЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СУРРОГАТЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ, КАК БАРЬЕРЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Ахметшин Р.О. 1
1Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире вопрос мотивации стоит крайне остро. Люди все чаще замечают, что не занимаются вещами, необходимыми им для улучшения собственного уровня жизни. Определенный процент людей действительно не знает, что нужно делать, в каком направлении двигаться, чтобы разобраться со своими проблемами, или изменить свою жизнь в лучшую сторону. Однако многие либо прекрасно осведомлены, либо примерно понимают, что именно им нужно изменить. Но значительная масса людей не прикладывает достаточных усилий для достижения своих целей. В случае со студентом, все достаточно просто – необходимо выполнять задания вовремя, вникать в изучаемый материал и запоминать его в долгосрочной перспективе, тогда профессиональная компетентность будущего специалиста улучшится и повысится уровень жизни. Тем не менее, повсеместно можно наблюдать безответственных студентов, пропускающих занятия, списывающих работы и отчисляющихся из-за лени, а не отсутствия способностей. Почему это происходит?

Происходит это по двум причинам: 1) у человека либо отсутствует цель, либо она слишком размыта и невозможно определить, что она достигнута; 2) человек довольствуется суррогатными достижениями вместо реального результата. В данной статье рассматривается второй случай.

Одной из причин падения мотивации является замещение истинных целей, развивающих человека, целями – суррогатами.

СУРРОГА́Т - Продукт, предмет, лишь отчасти, по некоторому сходству являющийся заменой другому, обычно неполноценный. [1]

Одним из главных мотиваторов человека является полученный результат. Человек понимает, что его действия привели его к желаемому результату, что дает ему уверенность в своих силах и осознание реальности достижения своих целей. Однако зачастую человек сталкивается с отложенным результатом, когда он получает желаемое только спустя некоторое время. Иногда ожидание результата настолько затягивается, что человеку начинает казаться, что его усилия были потрачены в пустую. Подсознательно он начинает искать деятельность, приносящую результат в кратчайшие сроки, что позволяет повысить свою самооценку быстро. И вот здесь, очень часто, он сталкивается с целями – суррогатами, предлагающими результат здесь и сейчас, несмотря на то, что практическая ценность такого результата стремится к нулю.

В данном случае суррогатами можно назвать такие виды деятельности, как просмотр фильмов, просмотр спортивных соревнований, пристрастие к социальным сетям и видеоиграм.

При просмотре спортивных соревнований, человек получает ложное чувство причастности к победе своей команды.

Кинематограф позволяет получить эмоции в связи с какими-то событиями, которые на самом деле не происходят. Зрители смотрят на происходящее с точки зрения героя и начинают отождествлять себя с ним.

Социальные сети дают иллюзию общения, при этом коммуникационные навыки человека, его обаяние, манеры совершенно не развиваются. В результате пользователь социальных сетей, даже если он пишет четко, ясно, лаконично, «не лезет за словом в карман», всегда может поставить интернет собеседника на место, попадая в реальную социальную среду, начинает путаться в словах, волнуется, и не может вести диалог на равных с собеседником.

Видеоигры здесь заслуживают отдельного внимания. В них игрок уже не пассивный зритель, а непосредственный участник действия. Игры предоставляют спектр возможностей, создающих виртуальный аналог жизни, со своими виртуальными достижениями и одобрением людей (пусть и не всегда настоящих, но подсознание достаточно легко обмануть). Здесь человек постоянно достигает целей, получает удовлетворение, глушит свою потребность в действии. Что же происходит на самом деле? Человек просто сидит на одном месте несколько часов. Вы можете сказать, что при изучении учебников или написании конспектов человек тоже в большинстве своем неподвижен. Однако в этом случае изучаются непосредственная теория и приемы решения различных практических задач, происходит инвестирование в себя, в свою возможность достигать реальных целей. В компьютерных играх же (или в большинстве из них), все действия очень упрощены. Игрок не научится стрелять без промаха, класть плитку, выживать на необитаемом острове или управлять самолетом (не считая специализированных симуляторов, которые не интересны рядовому обывателю ввиду своей сложности).

Почему люди добровольно продолжают пользоваться суррогатами? Потому, что в мире все движется по пути наименьшего сопротивления. Для достижения цели необходимо затратить несравнимо разное количество усилий. Ввиду эффекта «отложенного результата» , появляется ощущение того, что затраченные усилия не вознаграждаются, как уже было сказано выше. В случае со студентами, результат их работы не будет заметен в ближайшие несколько лет, и необходимо, чтобы отдавали себе в этом отчет и не позволяли отсутствию скорого видимого результата повлиять на свою мотивацию. К сожалению, на данный момент не разработаны общепринятые действующие методики борьбы с феноменом суррогатных целей. Единственным способом борьбы с данной проблемой пока остается индивидуальное осознание человеком ее наличия, определение суррогатных целей и отказ от них.

Список использованной литературы

  1. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org

  2. Электронный ресурс http://lpgenerator.ru

Просмотров работы: 198