МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ

Муртазина А.К. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лекция - устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения. Такую трактовку этого набора букв дает нам толковый словарь Ожегова. В контексте этой статьи прямой интерес для нас представляет первая часть толкования - изложение учебного предмета.

Лекция это одна из старейших форм учебного процесса, которая позволяет дать основной объем учебной дисциплины для большого числа людей, с минимальными экономическими затратами.

Помимо вышеперечисленных положительных особенностей у этой формы учебного процесса существуют недостатки одна из них то, что для качественной передачи информации необходим высокий уровень мастерства преподавателя-лектора, это связано с тем, что чем больше слушателей, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.

Для лекции существует характерные цели такие как, формирование познавательной деятельности слушателей, организация интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Лекция выполняет методологическую, информационную, мотивационную, организационную и воспитательную функции.

По расположению в структуре образовательного процесса лекции подразделяются на:

  • вводную,

  • установочную,

  • текущую,

  • обзорную,

  • заключительную.

В вводной лекции дается в целом представление об учебном предмете. Установочная лекция ставит перед собой цель ознакомить студентов с основными положениями курса и заключает в себе программный материал для самостоятельного изучения. Установочная лекция характерна для очно-заочного обучения. Текущая лекция и обзорная, первая из них дает системное изложение учебного материала, вторая нацелена на восстановление ранее полученных знаний, знакомство с новым материалом. Заключительная лекция проводится для повтора, закрепления и формирования выводов по пройденному курсу.

По способу проведения лекции можно подразделить на следующие типы:

Лекция-беседа – лекция проводится в вопросно-ответной форме;

Проблемная лекция – в течении лекции ведется решении проблемной ситуации;

Лекция-визуализация – лекционный материал подается в виде презентации, преподаватель комментирует демонстрируемый материал;

Бинарная лекция – проводится в виде беседы двух преподавателей рассматривающих проблему с двух разных позиции;

Лекция-провокация – ведется с намеренно расставленными в ходе изложения ошибками, с целью поддержания внимания студентов;

Лекция-конференция – проводится как выступления студентов с заранее оговоренной проблемой и системой докладов.

При подготовке лекции желательно придерживаться четко сформулированного плана по составлению лекции:

1. Ознакомление с нормами ФГОС ВО, учебной программы.

2. Выделение целей и задач лекции.

3. Разработка плана проведения лекции.

4. Подбор литературы.

5. Отбор учебного материала, ЦОР, демонстрационного и лабораторного оборудования.

6. Составление конспекта лекции.

7. Определение методов и приемов поддержания интереса студентов.

8. Рефлексия и самоанализ – переосмысление материалов лекции, продумывание того, как можно повысить ее эффективность.

  1. Иванова А. Д. Педагогическая практика магистрантов: практикум / А. Д. Иванова ; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: РИК УГАТУ, 2017. – 77 с.

  2. Долганова О.В, Петрова О.О., Шарохина Е.В., Педагогика: конспект лекций.М.: ЭКСПО, 2008.

  3. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.

  4. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г. – 300 с.

Просмотров работы: 253