Церкви были главными планировочными и визуальными доминантами города Борисоглебска. На нынешний день историческая застройка города практически не изменилась. Однако имеется ряд невосполнимых потерь, потеряны 10 церквей:
Соборный городской храм Преображения Господня
Храм Сретения Господня
Церковь полковая Преподобного Серафима Саровского.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Домовая Церковь в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова при техническом железнодорожном училище.
Домовая Церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского в Александровской мужской гимназии.
Часовня Преподобного Серафима Саровского.
Часовня в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть».
Покровская тюремная Церковь, домовая.
Борисоглебский Хренников Александро-Невский мужской монастырь.
К данному времени в городе сохранилось четыре культовых здания, а так же две домовые церкви.[1]
Знаменский храм
Знаменский храм размещен в привокзальной части города, недалеко от железной дороги. Здание церкви кирпичное, стены оштукатурены и окрашены в два цвета с выделением декоративных элементов побелкой. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы начала действовать с 1869 года в Станичной слободе, являющейся тогда пригородом Борисоглебска.
Казанская церковь
В 1703 году в Борисоглебске была создана деревянная Казанская Церковь. Находилась она на том месте, где стоит ныне каменный Казанский храм – на улице Садовой у городского кладбища. Деревянное здание кладбищенской часовни неоднократно горело. Пожар уничтожал приходские постройки дотла. Последний раз это бедствие постигло верующих в августе 1806 года.В 1811 году Консистория дала разрешение на строительство каменного здания храма. И старанием священника Евфимия Петрова была выстроена и освящена Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Никольский храм
Южным фасадом храм обращен к улице Октябрьской, западным- к Бланской.В 1895 году в солдатской слободе был построен. В 1992 году церковь освящена во имя Святого Николая Чудотворца.
Храм Бориса и Глеба
Находится при пересечении с улицей Народной, на месте, где в конце 17 века стояла Павловская крепость. Первая деревянная церковь Бориса и Глеба была построена здесь в 1703 г. В 1706 г. она сгорела, и вместо нее был выстроен деревянный собор, простоявший до 1784 года. С 1992 года администрацией города Борисоглебска были начаты реставрационные работы. 15 мая 1998 года состоялся первый крестный ход вокруг стен возрождающегося храма. 6 августа 2009 года, впервые за 90 лет, была совершена первая Божественная Литургия в восстановленном правом приделе в честь Успения Божьей Матери.
[2] Народные жилища так же являются памятниками архитектуры города. Рассмотрим несколько примеров:
Во второй половине 19- начале 20 в. Площадь по периметру застраивается кирпичными доходными и торговыми домами, банковскими, учебными заведениями , особняками. В 1899 г. в центре площади было возведено здание Мариинской гимназии, башни, и шпили которого стали играть заметную роль в панораме города.
Мариинская Женская Гимназия (пер. Суровикина, 1/48)
Построена в центре Новособорной площади в 1899 г. Нынешнее расположение гимназии- по линии застройки переулка, на некотором расстоянии от улиц Ленинской и Советской. Главным восточным фасадом здание обращено к ул. Ленинской.
Здание гимназии двухэтажное, кирпичное, стены оштукатурены. Это одна из красивейших построек города, напоминающая французские замки 16-17вв.Декоративная отделка фасадов здания насыщенна и включает в себя элементы ренессанса. Стены рустованы и завершены карнизом. Окна прямоугольные, в профилированных наличниках с замками.Тамбуры увенчаны балюстрадой открытых балконов. В интерьерах здания сохранились печи с белыми рельефными изразцами, украшенными растительным и геометрическим орнаментом, лепные карнизы и розетки в актовом зале, фигурные металлические ограждения лестниц.
Народный дом (ТЕАТР) (ул. Народная, 40)
Расположен при пересечении с ул. Свободы в «новой» восточной части города. Главным северным фасадом обращен к небольшой театральной площади.Строительство Народного дома началось в 1911 г. на средства купца Ефима Дмитриевича Мягкова. В 1915 г. состоялось торжественное открытие Народного дома.
В 1930 г. здание было занято драматическим театром, находящимся здесь и по сей день.Построенное из кирпича в формах неоклассицизма, здание Народного двухэтажное, с полуподвалом и подвалом. Первоначально фасады не были оштукатурены и декоративные детали соответствовали позднему модерну. В 1950-е гг. здание незначительно перестраивается, стены штукатурятся, декор акцентируется в стиле советскогопостклассицизма.
Особняк Полякова (ул. Свободы, 162)
[3] Построен в начале 20 века. Расположен в южной части улицы. В выразительном облике здания различные направления эклектики соединены с ярко выраженными формами раннего модерна.
Композиция фасадов слагается из частей с различной стилистикой форм (русский и восточный стиль, подражание классицизму, модерн). Главный фасад условно делится на три части. Центральная- входная, акцентирована портиком: две тосканские колонны, стоящие на постаментах, объединенных изящной балюстрадой. Фасадная грань кровли дополнена металлическим картушем с килевидным верхом. Южная и центральная части фасада объединены террасой, навес которой начинается от портика и поддерживается на углу третьей тосканской колонной. Все части фасада объединены общими декоративными деталями: разноцветными керамическими вставками, ступенчатыми накладками на лопатках, надцокольным карнизом с частыми кронштейнами, ажурной парапетной решеткой в стиле модерн.
Здание, в котором размещалась женская гимназия Оржевской (ул.Свободы 191)
Расположено в центре города, напротив театра. Построено в 1880-е гг. для купеческого клуба. С соседним зданием электро-театра ранее было соединено кирпичной двухэтажной вставкой с проездом во двор и галереей переходом по второму этажу.
Гимназия была учреждена в 1915 году, как частное женское училище, Серафимой Васильевной Оржевской, преподавательницей русского языка.Двухэтажное кирпичное, лицевой кладки здание- одно из самых выразительных общественных сооружений города, близкое по своей объемно-планировочной композиции к дворянскому особняку 19 века. Во внешнем убранстве фасадов использованы элементы русско-византийского стиля.
Таким образом, пространственное цветовое поле города помогает человеку различать здания, районы, ориентироваться в городском пространстве, создавать зрительный комфорт. Цветовой бассейн города- «вместилище цветовых гармоний», органически связанных с рельефом, массивами зелени и городской застройкой. Колористика города способна вызвать у человека эстетические эмоции. Эта эстетическая подоснова служит канвой конкретных художественно- композиционных цветовых решений отдельных объектов, комплексов и, по возможности, всего объемно-пространственного тела города. Подчеркнем, что цвет важен не только в виде отдельных произведений монументально-декоративного искусства, а прежде всего как система архитектурной полихромии. Лишь в этом случае реализуется художественно-эстетическая функция колористики города.
Список литературы:
Глазычев В.Л. Архитектура: Энциклопедия. – М.: Астрель, 2002. – 677 с.
Ткачёв В.Н. Архитектурный дизайн. - М.: Архитектура-С, 2006.Глазычев В.Л. Архитектура: Энциклопедия. – М.: Астрель, 2002. – 677 с.
Ожерельева О.В. Основы дизайнерского искусства: Учебное пособие для вузов. - Борисоглебск, 2008.