АНАЛИЗ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ

Поздина В.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сфера услуг не имеет четко выраженных границ, как это характерно, например, отрасли материального производства. Во многом «размытость» границ сферы услуг, на наш взгляд, обусловлена их значительным видовым многообразием, разнообразной субъектной структурой, а также неконкретностью определения самой сферы услуг, которая характеризуется множеством трактовок. Особенности сферы услуг логично вытекают из специфических характеристик самой услуги. Так, услуги следует рассматривать как определенный результат процесса, обусловленного экономической полезностью, проявляющийся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Услуга должна рассматриваться и с точки зрения формы экономических отношений. [1]

Заглядывая в историю России в период командно-административной системы экономики можно было увидеть тенденцию развития именно производства, когда во многих странах Европы и Северной Америки активно развивалась сфера услуг. При этом в СССР наблюдались все предпосылки для установления сферы услуг в качестве ведущей в экономике страны, так как были сделаны прорывы и достижения в сферах образования, медицины, культуры и т.д.

Такое положение во многом сказывается из-за системы управления экономикой, а именно отсутствием как таковых рыночных отношений в корне, также наличием монополий во всех секторах и отраслях экономики. Также негативным фактором было и то, что государство, как производитель услуг проявлял негибкость по отношению к изменению спроса и предложения на рынке, тем самым в экономике существовали отрасли с низкой рентабельностью и степенью спроса у людей, следует отметить и отсутствие конкуренции на рынке услуг, что в свою очередь не давало выбора потребителям в приобретении какой-либо услуги. [2]

Ситуация стала меняться в постсоветский период с переходом России к смешанному типу экономики. Это благоприятно сказалось на развитии сферы услуг, однако в середине 90-х годовых из-за спада производства и сокращения располагаемого дохода населения экономика вошла в стадию кризиса, до степени, когда был объявлен дефолт. Все это негативно сказывалось на развитии сферы услуг. Многим людям приходилось пренебрегать определенными видами услуг с целью экономии, люди перешли на вид самообслуживания. Однако статистические показатели зафиксировали рост теневой экономики в сфере услуг. Это сказывалось на том, что люди, не имея юридического статуса выступали в роли продавца услуг по заниженной цене с целью получения хоть небольшого, но заработка.

За время развития рыночных отношений, сфера услуг в Российской Федерации достигла наиболее качественного и весьма конкурентоспособного мирового уровня. В новых социально-экономических условиях особую актуальность приобретает государственное регулирование деятельности отечественной сферы услуг и отдельных сервисных отраслей. Такое регулирование необходимо для обеспечения оптимального сочетания государственных контролирующих мер и справедливых конкурентных условий для производителей услуг, а также для защиты прав потребителей. В связи с этим среди направлений государственного регулирования наиболее важными являются законодательное регулирование (Законы РФ «Об образовании», «О защите прав потребителей», Федеральные законы «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «Об аудиторской деятельности», законодательство в отношении ряда других профессиональных услуг). [3] При этом стоит отметить что почти 50% малых предпринимателей осуществляют свою деятельность именно в секторе сервиса и услуг.

Можно просмотреть анализ долевого соотношения ВВП России для наглядности вышесказанных слов.

Рисунок-1. Доля отраслей в ВВП России, в %.

Данные Росстата показали, что сфера услуг в совокупности приносит наибольший вклад в развитие ВВП России. Ее доля составляет 17,3% от всего ВВП страны. Не смотря, на то, что львиную долю доходов занимает производство и добыча полезных ископаемых, мы видим, что их доля из года в год начинает падать, это сказывается на политике государства, которая ориентировочно направлена на развитие предпринимательства и уход от «нефтяной иглы» в структуре доходов. Вызвано это всплеском активности на рынке услуг. Согласно данным Росстата данный вид деятельности за 9 месяцев 2016 г. принес ВВП России 9,4 трлн. рублей, увеличившись с 2012 г. на 3,1 трлн. рублей. [4]

Таблица 1.

Доля отраслей в ВВП России в %, за исключением налогов

 

2012

2013

2014

2015

2016

Гостиницы и рестораны

1

1

0.9

0.9

0.9

Госуправление

6.4

6.7

8.6

8.3

8.2

Добыча полезных ископаемых

11.1

10.4

9.1

10.1

9.6

Домашние хозяйства

0

0

0.6

0.7

0.7

Здравоохранение

3.7

4

3.9

4.1

4.2

Коммунальные услуги

1.6

1.7

1.6

1.6

1.7

Обрабатывающие производства

15

15.1

13.7

13.9

13.7

Образование

3

3.1

2.8

2.7

2.6

Операции с недвижимостью и др. услуги

12

12.1

16.8

17.3

17.3

Оптовая и розничная торговля

18.8

17.4

16.1

15.9

15.8

Происзводство эл/энергии, воды, газа

3.4

3.5

2.9

2.7

2.9

Рыболовство

0.2

0.2

0.2

0.3

0.3

С/Х

3.8

3.8

4

4.3

4.4

Строительство

6.8

7

6.5

5.4

5.2

Транспорт и связь

8.7

9

7.4

7.5

7.6

Финансовая деятельность

4.5

5

4.9

4.3

4.9

Данная таблица наглядно отображает развитие сферы услуг и рост ее прибыльности. Также виднеется рост и домохозяйств и ведение финансовой деятельности

В целом можно сказать, что сфера услуг в Российской Федерации достигла качественного уровня, способного конкурировать с другими странами. Вклад в это внесла и федеральная программа «Ты-предприниматель», помогающая людям всех возрастов воплотить свои идеи, приносящие прибыль, как и самим собственникам, так и государству в целом.

Список использованной литературы.

  1. Сосунова Л.А., Тойменцева И.А. Экономико-математические методы выбора оптимальной стратегии управления предприятиями сферы услуг // Экономические науки. - 2011. - № 77.

  2. Сосунова Л.А., Рябова Е.В. Функциональное управление развитием сферы услуг // CyberLeninka.- 2013. 133-135

  3. М. Д. Предводителева Управление организациями сферы услуг // Учебное пособие – 2015. 1-4

  4. Интернет-ресурс. Какова структура ВВП России https://investbrothers.ru/2017/01/26/kakova_struktura_vvp_rossii/. Дата обращения (24.12.2017)

Просмотров работы: 812