ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДИИ ЭСТРАДНО – ЦИРКОВОЙ ПЛАСТИКИ «ОРХИДЕЯ») - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДИИ ЭСТРАДНО – ЦИРКОВОЙ ПЛАСТИКИ «ОРХИДЕЯ»)

Андреев В.Н., Демина Л.Г., Осина А.И.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Цирк - последнее прибежище чистого искусства»

Франсуа Мориак

Воплощать фантазии и грезы - особый талант, который доступен не всем. Цирк - это искусство воплощения фантазий. На арене мы видим ожившую сказку из своего детства. Каждый из нас в детстве «оживлял» свои игрушки, наделял особыми способностями, разговаривал с ними. А кто из нас не воображал себя самым ловким, смелым, сильным в мире?! А он доказывает нам, что самые смелые грезы могут оживать. Цирк - это чудо, сказка, загадка! Это удивлённые глаза взрослых и детей. «И снова, и снова хочется сказать: любите цирк и почаще приходите в цирк отдохнуть и встретиться с чудесами!»1

Цирк - это пёстрые летящие шары, это гнущие подковы силачи. Какие огромные гири с необычной лёгкостью поднимают артисты! Это только зрителям кажется легко, а на самом деле - это огромный, кропотливый, многочасовой труд, это упорные тренировки. И всё представление - на арене цирка необычно талантливый клоун, сумевший вас рассмешить. Из его глаз струями льются слёзы, вокруг него летают мыльные пузыри… Да, цирк - это смелые под куполом прыжки, когда замирает весь зал, это горячие хлопки зрителей потом, после мёртвой тишины, это аплодисменты акробату, делающему сальто в воздухе.

Выступления акробатов, жонглеров, гимнастов, клоунов с древнейших времен привлекали художников, скульпторов, музыкантов, а в последние время и деятелей кинематографа возможностью отобразить гармонию и совершенство человеческого тела, передать динамику его движений, раскрыть все тайны и символику этого загадочного искусства.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что искусство цирка было востребовано всегда. Но сегодня, человечеству, погрязшему в информационных технологиях, экономических кризисах, политических проблемах как никогда необходимо нечто волшебное, сверхъестественное, необычное. И здесь на помощь приходит цирк. Он является своеобразным "мостиком" в страну чудес и потому, является одним из самых популярных видов искусств.

Значение современного циркового искусства для развития эстетически-творческого потенциала человека и необходимость приобщения детей к цирковому искусству с самого раннего возраста не вызывают сомнений. Данное исследование, в котором основное внимание сосредоточено на изучении действительного состояния циркового искусства в регионе и подготовке проекта для обеспечения реальной возможности приобщения детей к цирку в Ульяновской области, представляется особенно актуальным. Одним из главных условий повышения репутации современного цирка – это формирование эстетического восприятия и устойчивого интереса к одному из самых уникальных видов искусств и воспитание профессиональных кадров.

Важным для раскрытия темы исследования являются теоретические работы исследователей российского циркового искусства: статьи Агаджанова Г.2, Баринова В. А.3, Георгиевой Ю.С.4, Гуревича З.Б.5, Дмитриева Ю.А., Кузнецова Е., Макарова С.М.6, Пятаевой О. В.7, Шаиной Е. Ю.8 и др.

Большое значение для понимания циркового искусства как явления культуры, его специфики, исторического развития и отличия от других видов искусств имело изучение артистической мемуаристики Никулина Ю.В.9, Акопяна А.А.10, Аскаряна А.М.11 и Дуровой Н.Ю.12

Изученная цирковедческая литература - это историко-искусствоведческая и социально-эстетическая "биография" одной из древнейших форм синкретического творчества. Несмотря на то, что тема циркового искусства России сегодня обсуждаема в контексте проблем массовой культуры, работ, посвященных целостному изучению проблем современного цирка, как искусства, - мало.

Цель – подробное рассмотрение определения цирка и положения детской школы-студии в развитии циркового искусства Ульяновской области.

Для достижения поставленной цели исследования определены следующие задачи:

  • изучить и систематизировать сведения по теме исследования,

  • анализировать становление и развитие циркового искусства в Ульяновской области,

  • обобщить изученный материал и сделать выводы о положении циркового искусства.

Гипотеза исследования: создание детских школ-студий позволит активизировать процесс развития циркового искусства в регионе, а также даст возможность подготовки кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Цирковое искусство является одним из самых выдающихся эстетически-творческих явлений в художественном пространстве. Оно соединяет в себе другие виды искусства и дает дополнительные перспективы развития культуры в регионе.

2. Приобщение детей к цирковому искусству с самого раннего возраста способствует формированию эстетического восприятия и устойчивого интереса к искусству, а также возможность подготовки юных талантов к выбору будущей профессии.

3. Детские цирковые школы-студии - эффективный инструмент современного развития циркового искусства. Создание таких школ, даст возможность получения дополнительного допрофессионального образования

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в нем изучен исторический материал в области циркового искусства и проведен анализ особенностей становления, развития и современного состояния циркового искусства в отдельно взятом регионе.

Практическая значимость обусловлена тем, что полученные выводы, предложения и экспериментальные результаты могут стать основой для дальнейшей активизации развития современного циркового искусства в крае, тем самым улучшая состояние социально-культурной сферы региона, а также подготовки кадров в области циркового искусства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА

Цирковое искусство: определение и характеристика

Культура и искусство сегодня – это главный стратегический фактор социально-экономического, интеллектуального и духовного развития общества, в обыденную жизнь которого прочно вошло слово "шоу", означающее не что иное, как зрелище. Представляя собой составную часть любого празднества, оно является одной из наиболее ранних форм общечеловеческой культуры, при этом развиваясь вместе с обществом, зрелище приобретает все новое воплощение.

Зрелище в мировом искусстве представлено разными видами – музыка, театр, балет и они не обходятся один без другого. Особенно ярко это слияние мы видим в театре – прекрасном зрелищном искусстве, сочетающем в себе и танцевальную пластику, и музыкальное сопровождение, и великолепное перевоплощение в героев пьес. Есть ещё один, не оправданно забытый вид искусства – цирковой.

Цирковое искусство, с точки зрения Антонины Васильевны Костиной, это "совокупность персонализированных индивидов, объединенных общностью потребляемой продукции - информации, развлечений, моды, имиджей, стереотипов, а также единством картины мира и системы ценностей"13.

"Цирк – это традиционное классическое искусство, утверждающее общечеловеческие моральные, физические и духовные ценности. Этот вид творчества основывается на виртуозном владении мастерством, заключающим в себя "игру в смертельный риск"14. Это мнение Сергея Михайловича Макарова, долгое время проработавшего цирковым артистом в жанре клоунады и иллюзии, режиссера, историка и теоретика цирка, наиболее полно раскрывает понятие цирка и его сущности.

Цирк с перевода латинского circus, буквально – круг. В цирковой энциклопедии цирк определяется как:

  • особый вид искусства, одним из основных выразительных средств которого является трюк;

  • обобщённое наименование всех видов зрелищных номеров, программ, представлений, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности;

  • специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием, манежем, амфитеатром с сидениями для зрителей.

Разберем подробно эти определения. Как вид искусства цирк сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений - преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе цирк всегда эксцентричен.

Его главное выразительное средство - трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков с приёмами актёрской игры создаёт номер. Цирковое представление состоит из номеров - отдельных законченных выступлений одного или группы артистов. Каждый номер, как правило, отличается необычностью поведения человека и животного: артисты ходят и танцуют на проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади исполняют вальс. Музыкальные эксцентрики играют на скрипке, держа её за спиной, на балалайке, используя скрипичный смычок, на метле, пиле, дровах и др. Цирковой артист в своём жанре создаёт определённый образ; в этом ему помогают костюм, музыка, свет, специальная аппаратура, режиссёрская организация номера. В тематических сюжетных представлениях также используются трюки, при их помощи строится и развивается сюжет.

«Здание цирка (шапито) представляет собой шатёр круглой формы с высоким куполом, внутри которого размещается манеж и сидячие места для зрителей, расположенные амфитеатром.

Стационарное (капитальное) здание цирка также обычно имеет круглую форму. Независимо от вида здания (стационарное или передвижное) особую сложность представляет манеж. Это круглая арена-площадка (от франц. manege) диаметром 13 м посередине цирка, на которой даётся представление.»15

В цирковой реквизит входит доппель-трапе, катушки, качели, моноцикл, перш и др. Они обычно изготавливаются из прочного металла, чаще всего из титана, так как он гарантирует высокую усталостная прочность, легкость, ни с чем несравнимый цвет, особенно в лучах разноцветных софитов.

Цирк - один из самых древних, массовых и популярных видов зрелищ, традиции которого уходят корнями в глубокую старину, как в России, так и на Западе. "Многие цирковые жанры, сохранившиеся до сих пор, возникли в глубокой древности, когда цирка как такового еще не было"16.

История развития цирка

Первые упоминания о далеких предках цирковых артистов мы встречаем в древнеегипетских папирусах.

Первым и самым большим цирком в древние времена был цирк "Максимус" в Риме. Впервые он начал действовать в III веке до нашей эры. В течение почти тысячи лет после падения Римской империи цирк не существовал в организованной форме. В нём беспорядочно выступали бродячие труппы циркачей, в которых были и акробаты, и жонглеры, и канатоходцы.

Изучением истории циркового искусства занимались многие российские и зарубежные исследователи. И все они отмечают, что искусство цирка зародилось в древние времена и было связано с трудовыми процессами, бытом и религиозными культами.

На протяжении многовековой истории цирк пользовался успехом у всех слоев населения. Из всех видов искусства цирк в России всегда занимал лидирующие позиции не только по экономическим показателям, но и по таким критериям как мастерство, зрелищность, сила, красота человеческого тела, смелость и т.д.

Авторские труды исследователей российского цирка подтверждают, что в 30-40-е гг. XX столетия в условиях жестокого политического террора, когда искусство несло потери и закрывались лучшие театры, цирк набирал силу и процветал. Объяснялось это, в первую очередь, тем, что значительная часть циркового репертуара была далека от политики, а значит, выгодна советской власти.

Пик славы российского цирка приходится на советское время, когда создавались величайшие аттракционы, а государство гордилось достижениями отечественных мастеров циркового искусства.

Во время Великой Отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон. Цирковые здания были уничтожены, артисты ушли на фронт, животные погибли во время бомбежек, но цирк сохранил свою сущность и после войны пережил новый творческий подъем. Представления высокого профессионального уровня пользовались стабильным успехом за рубежом.

Советские артисты принимали участие в большинстве международных конкурсов и получали награды, принося нашему цирку мировую славу. В создании новых программ стала использоваться театрализация, создавались целые спектакли со сквозным сюжетным действием. Цирковое искусство в современном мире не может обойтись без помощи "трех китов" мирового искусства - это ассимиляция музыки, театра и танца. В наши дни между цирком и театром нет никакого антагонизма. Главное – если цирковые трюки органично вплетены в канву театрального действия, соответствуют внутреннему миру персонажей, исполняются умело, то эти произведение с одинаковым успехом можно демонстрировать как на сцене, так и на манеже.

Успех представлений главным образом зависит от знания режиссером и актером специфических особенностей циркового и театрального искусства, а также профессионализма, то - есть умения грамотно применять свои навыки на той или другой площадке.

Ольга Пятаева, автор диссертации "Многонациональный цирк России XX столетия", утверждает, что "одной из самых важных тенденций развития отечественного цирка в советскую эпоху стало обращение к национальным культурам России, имеющие яркое воплощение в цирковом искусстве. При этом оно уверенно и существенно продвинулось вперед в профессиональном смысле по отношению к своим фольклорно-этнографическим корням, одновременно сохраняя национальную оригинальность и самобытность"17.

Цирковое искусство - вид искусства, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости на грани человеческих возможностей. Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного, а это определенные цирковые жанры18.

Цирковой жанр - (франц. genre - род, вид), исторически сложившаяся группа цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак: акробатика, эквилибристика, жонглирование, клоунада, дрессировка животных и т.п.

На эстраде издавна существует ряд жанров, принадлежащих цирковому искусству и объединенных общим названием "оригинальные". Это жанры, отличающиеся своего оригинальностью и неповторимостью: акробатические номера, жонглирование, эквилибристика, гимнастика, иллюзия, манипулирование, мнемотехника, звукоподражание, вентрология (чревовещание), клоунада и др. Всех их объединяет одно – демонстрация незаурядной физической силы и мастерское владение телом.

Цирк – это уникальное искусство, которое несет духовное в развитии личности каждого человека, дисциплинирует и вызывает бурю эмоций. Он сочетает в себе магию и волшебство манежа, наполненного яркими красками представления, за которым кроется поистине тяжелый труд артистов, вкладывающих всю свою энергию и душу в создание продукта, поражающего своей грандиозностью.

На сегодняшний день современное российское общество заинтересовано в развитии циркового искусства и российского цирка, в частности. Важнейшей задачей становится выстраивание цивилизованных партнерских отношений между всеми субъектами цирковой деятельности, консолидация их усилий для поиска общих решений, выработки современных принципов и норм развития циркового дела.

Развитие цирка идёт по трем направлениям: первое – это восстановление оригинальных, забытых номеров, которые в прошлом составляли гордость мирового цирка. Второе – это создание новых номеров на стыке жанров, сюжетных и тематических программ, цирковых спектаклей. И наконец, третье – это изменение подготовки артистических кадров: освоение ими трюкового арсенала, современных направлений в танцах и пантомиме, а также изучение мастерства актера театра и цирка.

Исследование проблем цирка, проблем подготовки кадров для данного вида искусства приобретают сегодня большой смысл не только для науки, но и для практики. Различные научные работы позволили воссоздать образы артистов прошлого, показать живую связь поколений, поставить и решить ряд эстетических проблем и этим способствовать педагогам и мастерам цирка, основываясь на накопленном опыте, находить новые пути совершенствования профессионального мастерства, новое в своём творчестве. Сейчас уже трудно представить историю отечественного и зарубежного цирка без работ таких известных учёных, как Е.М. Кузнецов, Ю.А. Дмитриев, так как не существует подобной системы профессиональной подготовки специалистов цирка.

Сегодня цирковое искусство получило всемирное признание. Наша задача помочь восстановить былую славу отечественного циркового искусства и вернуть внимание аудитории.

Привлечь к занятиям цирковому искусству детей, обеспечить высокую социальную значимость циркового искусства для развития и воспитания детей. Сформировать в среде родителей мнение, что цирк – необходимая составляющая образовательного процесса.

В этой главе нами рассмотрены понятия "цирк", "цирковое искусство" и "цирковой жанр", а также даны характеристика и определены особенности циркового искусства.

Таким образом, нами определено, что цирк является одним из древних, массовых и популярных видов искусства; он всегда занимал лидирующие позиции по мастерству, зрелищности, силе, красоте человеческого тела, смелости; что цирковой жанр - это исторически сложившаяся группа цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак; исследование проблем цирка, проблем подготовки кадров для данного вида искусства приобретают сегодня большой смысл не только для науки, но и для практики.

Для примера рассмотрим историю развития и становления циркового искусства в отдельно взятом регионе.

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИРКОВОЙ ШКОЛЫ-СТУДИИ В РАЗВИТИИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА

Становление и развитие циркового искусства в Ульяновской области

Цирковое искусство всегда пользовалось популярностью и любовью зрителей. В крупных городах страны жители имели возможность посещать стационарные (постоянные) цирки. Для жителей небольших городов и селений был создан новый проект - "Цирк на сцене". Он был создан в 1935 году, в 1937 включен в Центральное управление государственных цирков (ЦУГЦ), а уже в 1950 выделен в самостоятельную организацию. Артисты цирка на сцене обслуживали отдельные районы страны, работали круглый год, выступали на любых площадках – клубах, воинских частях, заводах, школах, С 1936 по 1999 г. в город заезжали передвижные цирки-шапито, а происходило это раз в 5-7 лет.

В 80-е годы в Ульяновске установлен цирк-шапито итальянского производства. Характеризуя помещение цирка, можно сказать следующее - это стандартная палатка – шапито, изготовленная из специального материала, общая площадь которой составляет 706,5 квадратных метров, в зрительном зале 1480 посадочных мест. На территории размещены хозяйственные постройки, 9 гримировочных домиков (площадью 4 и 8 квадратных метров), 2 административных вагончика. В коллективе работают обслуживающий персонал в количестве 9 человек (4 охранника, 3 униформиста, 2 уборщицы служебных помещений).

В территорию обслуживания входят жители г. Ульяновска и Ульяновской области. Численность населения региона составляет 765 000 человек, в том числе 63,5% городское население (детей - 20,9%; трудоспособного населения – 64,3%; пожилые –15,2%).

На манеже Ульяновского цирка выступило более тридцати коллективов из городов России и стран ближнего зарубежья с интересными и оригинальными программами. Были установлены прочные партнерские отношения с Российской Государственной Цирковой компанией "Росгосцирк". В настоящее время цирк-шапито Ульяновской области является прокатной площадкой, которую предоставляют для иногородних коллективов и не всегда профессиональных.

Ульяновский цирк на сцене также переживал подъемы и падения.

С 30-х гг. в Ульяновске зародились самодеятельные цирковые студии. К сожалению, тогда их было очень мало. Большое развитие циркового искусства началось в 80-х годах. Именно тогда создались такие коллективы как:

  1. Студия эстрадно - цирковой пластики «Орхидея» - руководитель Андреева Ирина и Андреев Валерий

  2. Народный коллектив «Цирк на сцене» ДК «Руслан» - руководитель Базанова Римма;

  3. Народный коллектив Цирк на сцене Д.К УАЗ «На семи ветрах» - руководитель Дронин Юрий;

  4. Цирковой коллектив «Калейдоскоп» Детский дом «Соловьиная роща» - руководитель Агеев Игорь;

  5. Народный коллектив «Арлекино» село Белое Ключищи - руководитель Татьяна Сидорова.

А в 2000 годах начали появляться новые коллективы из выпускников данных студий и индивидуальные артисты:

  1. Народный коллектив «Цирк на сцене» КДЦ «Браво» г. Новоульяновск - руководители Гулия и Георгий Масленниковы;

  2. УЛГУ театральная кафедра (клоунада и шоу-программы);

  3. Компания «Тебе понравится!» - руководитель Владимир Никишин;

  4. Творческий коллектив УВАУ ГА;

  5. Александр Ерохин - фокусы;

  6. Андреева Наталья - оригинальный жанр;

  7. Вячеслав Ушаков – фокусы;

  8. Дамир Абуталипов – клоунада;

Развитие Ульяновского цирка приходится на современную Россию. Ярким событием в жизни Ульяновской области стал ежегодный открытый областной фестиваль – конкурс цирковых коллективов и отдельных исполнителей оригинального жанра «СОЗВЕЗДИЕ», проходящий 19- 20 февраля. Фестиваль проводился с целью:

  1. сохранение и развитие любительских коллективов циркового искусства;

  2. поддержка талантливых детей и молодежи в реализации их творческого потенциала;

  3. повышение исполнительского мастерства участников и обогащение репертуара творческого потенциала;

  4. содействие развитию многообразия детского и юношеского художественного творчества;

  5. создание условий для организации работы, обмена опыта работы художественных руководителей детских и юношеских коллективов

А в 2016 году руководителем студия эстрадно - цирковой пластики «Орхидея» Андреевой И.А. на встрече губернатора с финалистами конкурса «Сердце отдаю детям» был поднят вопрос о необходимости создания кафедры циркового искусства в Ульяновском государственном университете на факультете культуры и искусства. Губернатор согласился с этим и дал указания собрать необходимую документацию и подготовить доклад для выступления на заседании попечительского совета Ульяновского университета.

Ректор Ульяновского государственного университета Костишко Борис Михайлович и президент университетаПолянсков Юрий Вячеславович согласились, что открытие кафедры циркового искусства в нашем государственном университете позволит решить сразу несколько задач, не только растить, учить, и закреплять свои творческие кадры в родном городе, привлекать молодежь и специалистов с региона, тем более что Ульяновск уже несколько лет является культурной столицей Поволжья, но так же повысить уровень культурного и семейного досуга горожан. Сейчас проводится мониторинг востребованности этой специальности в Поволжском регионе.

Характеристика деятельности студииэстрадно - цирковой пластики «ОРХИДЕЯ»

Студия эстрадно - цирковой пластики «Орхидея» является несомненным продолжателем российских традиций цирка на сцене и образца современного цирка.

Руководителем студии «Орхидея» является педагог дополнительного образования высшей категории Андреева И. А.

В студии есть свои правила и традиции: «Мы- большая дружная семья», где старшие заботятся о младших, а младшие прислушиваются к старшим и царит взаимопонимание и взаимопомощь. В студии эстрадно - цирковой пластики «Орхидея» обучение проходит по таким дисциплинам как:

1.Теория циркового искусства.

2. Гимнастика.

3. Акробатика.

4. Культура тела (общефизическая подготовка).

5. Воздушная гимнастика.

6. Оригинальный жанр.

7. Танец.

8. Ритмика

9. Основы сценического движения.

Данная программа предполагает приобретение углубленных знаний по теории цирка, формирование и развитие практических навыков циркового мастерства.

Цирковая акробатика - это совокупность цирковых номеров, основанных на мастерском владении телом, характеризующихся определенными средствами и только им присущими действенными признаками. В цирке акробатика занимает доминирующее положение. Жонглирование - одновременное умелое манипулирование несколькими объектами, такими как шары, пои, палки, булавы. Эквилибристика - способность артиста удерживать равновесие при неустойчивом положении тела (на проволоке, на канате, на руках, на голове, на катушках, на бутылках, на стуле, на шаре и др.) Иллюзия - это вид циркового искусства, который характеризуется использованием ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры для создания иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов. Оригинальный жанр - нечто среднее между театральной постановкой, цирковым номером и эстрадным шоу, например, оригинальный номер - игра с хула-хупами, который очень хорошо принимает зритель.

Количество занимающихся в студии: 30 – 40 человек в возрасте от 5 до 25 лет. Постоянный репертуар: 14- 18 концертных номеров.

Воспитанники и педагоги студии постоянно участвуют в праздничных концертах и благотворительных акциях, мероприятиях в городе, областных и городских фестивалях, выступают на спортивных соревнованиях. Летом студия выезжает с концертами в детские оздоровительные лагеря. По приглашению администрации осуществляются концерты в больницах и геронтологическом центре, регулярно проводится свои отчетные концерты. Педагоги и ученики студии многократно награждались отделом образования и управлением культуры грамотами, дипломами и благодарственными письмами.

Коллектив очень знаменитый и его часто можно на экране телевизора. Четыре раза коллектив участвовал в съемках спортивной передачи на MTV, о различных достижениях учеников студии рассказывали репортеры телеканалов 2*2, ГТРК «Волга», «Репортер». У коллектива есть свое портфолио, в котором есть раздел «Наши достижения». Куда вкладываются дипломы и грамоты за участие и победы в различных конкурсах. Отрадно отметить, что с каждым годом эта папка становится всё толще и толще.

В 2007 году ученики студии «Орхидея» по официальному приглашению Международной ассоциации содействия культуре МАСК, выезжали на Международный конкурс «ОТКРЫТАЯ ЕВРОПА» - привезли 3 диплома 1 степени.

Выступали на Международном конкурсе «Одесский трамвайчик» - где получили 2 диплома 1 степени, а также специальный приз и диплом за оригинальность номера.

В 2008 принимали участие: в Международном конкурсе «ДРУЗЬЯ БОЛГАРИИ», где получили три диплома лауреатов 1 степени, и участвовали в Международном конкурсе «СОДРУЖЕСТВО» в городе Сочи, привезли 2 диплома 1 степени.

В декабре – участвовали в Международном конкурсе «ЮНОСТЬ» в городе Москва, привезли 6 дипломов 1 степени и специальный приз.

В январе 2009 год - Международной фестивальной программой «Жизнь городов» были приглашены на Новогодние концерты в Мэрии Москвы и на Кремлевской елке, где были награждены медалью и дипломом «ЗА ВКЛАД В РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА».

В 2012 году студия уже принимала участие:

  • IV Ассамблея талантливой молодежи Ульяновской области - Губернаторская премия и диплом в номинации «Художественное творчество» Позднякову Александру.

  • Ежегодная областная премия руководителям творческих коллективов. "Браво Маэстро" - диплом лауреата руководителю Андреевой И.А.

  • Межрегиональный фестиваль-конкурс циркового искусства "Созвездие" - лауреат 1 степени

В 2013 году расширила географию:

  • Международный конкурс «Музыкальный мир» в городе Санкт – Петербург - лауреат 1 степени.

  • Международный фестиваль «Москва собирает друзей» в городе Нижний Новгород - диплом.

  • Международный конкурс «Волга впадает в сердце мое» в городе Ульяновск - лауреат 2 степени, лауреат 3 степени.

  • Международный конкурс "Весна Победы" в городе Волгоград - лауреат 1 степени.

А 2014 год стал прорывным в новых жанрах и богатым на победы:

  • Участие в Международном конкурсе "Зимняя карусель"- лауреат 1 степени.

  • Международный конкурс "Волга впадает в сердце мое"- дипломант 1 степени.

  • Международный конкурс "Звездный континент" в городе Ульяновск- лауреат 2 степени.

  • V Международный детский и юношеский конкурс «На Ивана, на Купала» в городе Москва - лауреат 1 степени, лауреат 2 степени.

  • Международный конкурс детского и юношеского творчества "Грибной дождь"- диплом 1 степени, диплом 2 степени.

  • V региональные Дельфийские игры в городе Ульяновск - серебряная медаль.

  • Областной фестиваль национальных культур "Легенды Симбирской земли" в городе Ульяновск - диплом.

  • Конкурс молодежного творчества "Заволжский кураж" в городе Ульяновск- 2 место, 3 место

  • с 8 по 16 декабря - IV Всероссийский театральный конкурс-лаборатория "Сказка сказок" в городе Великий Устюг- диплом 3 степени.

Такие высокие результаты воспитанников стали возможны благодаря созданию образовательных программ, созданных специально для студии «Орхидея», они позволяют при прохождении курса обучения не только развивать в детях творческие способности и дать определенные навыки и умения циркового мастерства, но и соблюдать преемственность обучения, так как в учебном процессе педагог опирается на учебно-тематический план, соответствующий году обучения. Обучение в студии ведется по:

-дополнительной образовательной программе «Обучение детей ритмической гимнастке» для подготовительных групп (1 год).

В процессе реализации данной программы дети получают начальную хореографическую подготовку; проходят курс корригирующей гимнастики, для устранения и предупреждения нарушений в осанке; учатся работать с реквизитом; проходят курс общей физической подготовки для дальнейшего обучения в основной группе студии.

- и по основной пятилетней образовательной программе «Цирковой калейдоскоп» и включает в себя следующие дисциплины:

1.Теория циркового искусства.

2. Гимнастика.

3.Акробатика.

4. Культура тела (общефизическая подготовка)

5.Воздушная гимнастика

6. Оригинальный жанр.

7.Танец.

8. Ритмика

9. Основы сценического движения.

Данная программа предполагает приобретение углубленных знаний по теории цирка, формирование и развитие практических навыков циркового мастерства, рассчитана на пять лет обучения и рекомендована для детей от 8 до 15 лет. Целесообразно делить контингент учащихся на возрастные группы: младшая: 8 – 10 лет, средняя: 11 – 13 лет, старшая: 14 - 15 лет это позволяет соблюдать равномерность физической нагрузки в соответствии с возрастными особенностями детского организма.

Воспитанники студии цирковой пластики совершенствуют практические навыки циркового искусства, учатся самостоятельно составлять цирковую композицию в соответствии с индивидуальными особенностями, творческими способностями и желаниями.

Ценность реализации этой программысостоит в том, что:

- педагог и ребенок имеют возможность выбора вида циркового жанра, учитывая индивидуальные качества ребенка, его желания и требования педагога, в соответствии с поставленными творческими и образовательными задачами; в укреплении здоровья и физическом совершенствовании; в овладении навыками творческой деятельности.Для этого учебные занятия в цирковой студии сочетаются с творческой практикой выступления на сцене.

Обучение цирковому мастерству предполагает многообразие используемого реквизита и инвентаря, а также насыщенность наглядных средств и пособий. Для акробатических и гимнастических занятий: гимнастические и акробатические дорожки, гимнастические маты, трамплин для прыжков, шведская стенка.

Для занятий оригинального жанра: обручи большие и маленькие, мячи разных размеров, булавы цирковые, ракетки теннисные, скакалки разной толщины и длины, цирковые скакалки, тросточки, реквизит для иллюзионных номеров, реквизит для жонглирования и антипода, реквизит для баланса и т.д.

Для занятий силовой подготовкой: гири, штанги и гантели разной весовой категории.

Воздушные снаряды: кольцо, трапеция, корд-де-парель, канат спортивный, «Римские кольца», страховочное оборудование, лонжа подвесная и ручная.

Для репетиций концертных номеров: магнитола, CD- диски.

Ученикам для пользования предоставлена библиотека с книгами о спорте, цирке, дидактический материал, наглядные пособия, фотоальбомы с фотографиями учеников, стенды, рассказывающие историю развития студии.

В своей работе педагоги цирковой студии используют специальную литературу по различным видам спорта, физическому развитию детей, литературу по корригирующей гимнастике, хореографии и цирковому искусству

Во время подготовки к учебным занятиям с учениками, для повышения своего профессионального уровня, педагоги приобретают и изучают специальные издания книг и экспериментальных методик творческого развития детей.

Так же при подготовке к занятиям педагоги подбирают и прослушивают фонограммы. Создана фонотека с музыкальными записями для использования на уроках и выступлениях.

Учебные занятия и концертные выступления педагоги записывают на видео. Создана видеотека. Совместный просмотр с учениками видеозаписей выступлений и занятий, позволяет педагогу более точно определить направление в своей дальнейшей работе.

Для повышения результативности обучения проводится различные виды диагностики. Целью проведения диагностики является контроль знаний, умений, навыков учащихся.

Для повышения результативности на занятиях и определения физических возможностей ребенка, следует провести начальную диагностику по определению уровня развития двигательных качеств у ребенка. Это первоначальная беседа с ребенком, проверка физических данных ребёнка: выворотность ног, гибкость, пластичность, чувство ритма, музыкальный слух. Используются тесты для определения ловкости и координационных способностей

Цель входной диагностики – выявление исходного уровня подготовки учащихся определение направлений и форм индивидуальной работы.

Текущая диагностика определять степень освоения детьми учебного материала и уровень их подготовки к занятиям. Повышает ответственность и заинтересованность в усвоении материала. Текущая диагностика проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов.

Итоговая диагностика проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний и умений. Проводиться в виде сдачи зачетов и выступления с концертными номерами.

Прогнозируемые результаты обучения являются:

  • Постижение учащимися мира циркового искусства;

  • практическое освоение техники выполнения цирковых трюков;

  • овладение элементами театрального действия и опытом их воплощения в цирковых номерах;

  • развитие индивидуальности и творческих способностей;

  • укрепление здоровья ребенка;

  • ориентация подростков на получение в дальнейшем профессионального циркового и педагогического образования.

Каждый учащийся после окончания обучения, при успешном прохождении дисциплин, заложенных в программе, сдачи зачетов, нормативов и практической работы по выбранному жанру, получает удостоверение инструктора.

Так же результатом является сольное выступление на сцене и участие в концертных мероприятиях, праздниках, фестивалях, конкурсах. Навыки циркового искусства, полученные в студии, позволяют продолжить обучение в профильных учебных заведениях средне-специального и высшего уровня.

Для коллектива студии в целом результат работы выражается в создании ежегодной концертной программы, соответствующей профессиональному росту и мастерству учеников, определяющей лицо коллектива. В этой программе педагог совместно с учениками, используя драматургию циркового искусства, индивидуальные способности и практические навыки каждого ребенка, стараются создать такое цирковое представление, в котором цирк показан не только в трюковом исполнении, но и представлен, как театр малых форм.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику учреждений дополнительного образования, изменяющиеся социально экономические условия, индивидуально личностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных учреждениях.

Профориентационная функция (в том числе допрофессиональная подготовка)реализуется в ходе формирования у детей устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, закрепляя умения и навыки операциональных действий в сфере определенных профессий. Сегодня проблемы жизненного и профессионального самоопределения становятся проблемами выживания на рынке труда. Школьное образование не гарантирует выпускнику ни рабочего места, ни продолжения образования в вузе, что ставит ребенка и его семью перед проблемой раннего выбора профессии. В системе дополнительного образования детей создается уникальная возможность ранней профессиональной подготовки школьников, имеются благоприятные условия для того, чтобы ребенок мог попробовать себя в разного рода деятельности, активно искать свое дело в жизни, которое будет отвечать потребностям, интересам и склонностям его личности. Таким образом, современное учреждение дополнительного образования детей - это социально-педагогическая система, которая удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, неформальное общение, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, молодого человека, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям. И это дает возможность педагогам студии «Орхидея», в рамках своих образовательных программ, разработать многоуровневую систему целостной профориентации и самоопределения каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и личностные предпочтения.

Такой подход дает возможность передачи накопленного опыта в работе по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению, нацеленному на дальнейшее образование по цирковому искусству, танцу, спортивным дисциплинам таким как: гимнастика, акробатика, по формированию начальной профессиональной компетентности включающей достаточное знание предмета, умение и навыки практической деятельности по формированию творческой деятельности, по созданию условий для подготовки к продолжению обучения на уровне среднего и высшего профессионального образования.

Разнообразие дисциплин в программе обучения цирковому искусству предполагают узкую специализацию педагогов по различным жанрам, поэтому в процессе становления коллектива столкнулись с необходимостью воспитания молодых кадров для себя, которые были подготовлены и обучены более профессионально по самым разным цирковым направлениям.

Для решения этих задач дополнительно к основному обучению в студии преподаватели посещают мастер-классы по разным направлениям, как у нас в городе, так и в других городах. На этих мастер-классах педагоги совместно со старшими воспитанниками проходят обучение.

Так, в 2009 году в городе Москва молодой педагог студии на Молодежном форуме «Прорыв» получил диплом победителя за проект «Акробатика в цирковой студии». В 2011 году руководитель была финалистом IX регионального конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям».

В декабре 2012 года проходили мастер-классы: "Работа на воздушных снарядах", "Цирковая пантомима". В апреле 2013 года - Международный курс практических мастер-классов и теоретических занятий по психологии, педагогике и хореографии.

В мае 2015 – курсы повышения квалификации Международного центра танцевальных искусств «БЕСТ» - «Современные течения и техники в хореографическом творчестве» в объеме 72 часов.

В апреле 2016 года ездили на в Днепропетровск, где лучшие педагоги проводили практические семинары по направлениям:

«Основы классической хореографии»

«Пластика и пантомима»

«Секреты модерн танца»

«STOMB»

«Имидж творческого коллектива»

«Психологический портрет коллектива»

По окончании семинаров все участники получили сертификаты международного образца.

За 24 года существования студии педагогами из числа выпускников работали уже 7 человек. На данный день, из них две девушки работают руководителями студии в Москве, два педагога в декретном отдыхе, один педагог служит в армии и две девочки студентки педагогического университета сейчас работают в студии.

За годы существования было выпущено со званием инструктора:

  • Инструктор по гимнастике и акробатике – 14 человек;

  • Инструктор по силовой атлетике – 6 человек;

  • Инструктор по ритмике -12 человек;

  • Инструктор по оригинальному жанру – 17 человек.

Выпускники студии поступают в средне-специальные и высшие учебные учреждения нашего города, такие как УПК № 4, УлУК, УГПУ, УлГУ, так же в университеты Москвы, Самары, Рязани.

Многие воспитанники студии работают педагогами, хореографами, инструкторами и спортивными тренерами в городе Ульяновске.

Во данной главе нами были даны определения понятию "цирк на сцене", некоторым цирковым жанрам, определена проблематика современного состояния циркового искусства, рассмотрена деятельность Ульяновского цирка на сцене, выявлены основные направления его работы, специфика подготовки и проведения программ, расширение деятельности за счет создания детской цирковой школы-студии.

Таким образом, сделаны следующие выводы, что за последние два десятилетия в регионе наблюдается развитие организационно-экономического и художественно-творческого развития отечественного цирка, цирк является популярным в регионе видом искусства; студия эстрадно-цирковой пластики «Орхидея» под руководством Андреевой И.А. является несомненным продолжателем российских традиций цирка на сцене; в своей деятельности цирк на сцене широко использует культурно-воспитательные, культурно-познавательные, рекреационно-реабилитационные, культурно-развлекательные технологии социально-культурной деятельности.

Одним из самых выдающихся эстетически-творческих явлений в мировом художественном пространстве является цирковое искусство.

Цирковое искусство уникально по своей природе, оно сочетает в себе множество жанров, постоянно пересекающихся между собой, что позволяет эффектно преподнести достижения многих смежных видов искусства.

Цирк, как один из самых демократичных культурных институтов, ориентирован, прежде всего, на организацию семейного отдыха с детьми.

Значение современного циркового искусства для развития эстетически-творческого потенциала человека и необходимость приобщения детей к цирковому искусству с самого раннего возраста не вызывают сомнений.

В современных условиях развития нашего общества возникает необходимость вырастить поколение людей, здоровых физически, нравственно и духовно.

В ходе выполнения дипломной работы нами были изучены историко-теоретические основы формирования циркового искусства, его характеристика и особенности. Рассмотрено становление и развитие циркового искусства в Ульяновской области, выявлены направления деятельности ульяновского цирка, определена проблематика современного развития циркового искусства в регионе, дан анализ детской цирковой школы-студии как одного из направлений развития циркового искусства.

В результате выполнения были сделаны следующие основные выводы:

1. Цирковое искусство является одним из самых выдающихся эстетически-творческих явлений в художественном пространстве. Оно соединяет в себе другие виды искусства и дает дополнительные перспективы развития культуры в крае.

2. Работа студии эстрадно - цирковой пластики «Орхидея» ориентирована на активизацию развития циркового искусства в Ульяновской области. Включает в себя концертную деятельность и подготовку профессиональных кадров области циркового искусства.

3. Приобщение детей к цирковому искусству с самого раннего возраста способствует формированию эстетического восприятия и устойчивого интереса к искусству, а также даёт возможность юным талантов сделать шаг к выбору будущей профессии.

В результате исследования подтвердилось, что создание детских школ-студий позволит активизировать процесс развития циркового искусства в регионе, а также даст возможность подготовки профессиональных кадров в области циркового искусства.

В целях развития циркового искусства в регионе и приобщения детей к искусству цирка целесообразно создание детских цирковых школ-студий.

Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута – процесс приобщения детей к цирковому искусству путем организации цирковых объединений, кружков, школ-студий является неотъемлемой частью развития циркового искусства. Детская цирковая школа-студия, является эффективным инструментом современного развития циркового искусства в Ульяновской области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаджанов Г. На аренах Брюсселя, Парижа и Лондона. Лит. запись Михаила Долгополова. М. "Искусство". 1958г;

  2. Ариарский, М.А. Досуговедение в системе человекознания / М.А. Ариарский. - СПб, 2006;

  3. Артамонова И., "А белые медведи - на коньках" - Екатеринбург // Областная газета. 2008.

  4. Артамонова И., Клоуны уехали, цирк остался - Екатеринбург // Областная газета. 2008.

  5. Артамонова И., на арене - царь зверей - Екатеринбург // Областная газета. 2009.

  6. Бабушкин Л. И. "Цирк в объективе", М.: ГУЦЭИ. 1985;

  7. Баринов Вячеслав Александрович "Цирковой жанр – феномен восприятия", Тамбов: Грамота, 2011;

  8. Баринов А. В. "Эквилибристика", М.: ГУЦЭИ. 1992;

  9. Бауман Н. Э. "Искусство жонглирования", Москва ГУЦЭИ. 2001;

  10. Белохвостов Б.Н. Вольтижная акробатика. Изд.2-е.- М.: Издательство ЛКИ, 2012;

  11. И. А. Богданов И. А. Виноградский Драматургия эстрадного представления. Издательство Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства, 2009;

  12. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: монография / М.И. Болотова. – М.: Компания Спутник+, 2005;

  13. Вандышева О., Сальто на льду - Екатеринбург // Областная газета. 1996.

  14. Волков, А.С. Бизнес-планирование: учебное пособие / А.С. Волков, А.А. Марченко. – М.: Изд-во РИОР, 2008;

  15. Галумов Э.А. "Основы PR. Учебное пособие". – М.: Летопись XXI век, 2004;

  16. Георгиев Ю. Больше внимания развитию национальных цирков//Советская эстрада и цирк, 1959. №7;

  17. Георгиева Ю.С. "Этнография как средство образного обогащения циркового номера", статья в газете "Цирковое искусство", 2013 - 22 авг.;

  18. Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств: Учебное пособие / С.В. Гиппиус. - М.: АСТ; Полиграфиздат, 2009;

  19. Гонеев А. Д., Ялпаева Н. В. "Основы коррекционной педагогики". М.: Изд. центр "Академия", 2004;

  20. Гортинский Е.М. Товарищ цирк / М.: Советская Россия. 1985;

  21. Гуревич З.Б. "О жанрах советского цирка" - М., 1977;

  22. Демина М., Тот, кто получает пощечины - Екатеринбург // Уральский рабочий. Екатеринбург, 2006.

  23. Дмитриев Ю.А. "Советский цирк". М., 1963;

  24. Жарков А.Д., Жаркова А.А. Игра как выразительное средство. Научно-методический комплекс "Игра+Праздник". Книга I. – М.: Кейп Паблишерз. – 2010;

  25. Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: Учебник /А.Д. Жарков. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2009;

  26. Заянчковский И.Ф. Пастухи и артисты - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1974;

  27. Запашный В.М. Риск. Борьба. Любовь. - М.: Вагриус, 2002;

  28. Запашный М.М. Цирк: боль и радость моя / М.: Издательский дом "Виктор Шварц и К", 2005;

  29. Захава, Б. Мастерство актера / Б. Захава. - М.: Высшая школа, 2007;

  30. Змановская Е. В. "Девиантология. Психология отклоняющегося поведения" М.: Изд. центр "Академия" 2004;

  31. Иванова О., и пусть зрители захлебнутся! От восторга - Екатеринбург // Областная газета. 2007.

  32. Кавтарадзе Д. Н. "Обучение и игра. Введение в активные методы обучения" М.: Московский псих. соц. институт "Флинта" 1998;

  33. Кио И.И. Иллюзии без иллюзий. - М.: Вагриус, 2003;

  34. Ковалева Т., Теплый след "Созвездия Большой медведицы" - Екатеринбург // Областная газета. 2008.

  35. Кокова И.В. Развитие социальных компетенций у участников творческих коллективов, фестивалей и праздников по месту жительства как необходимое условие формирования социокультурного пространства // Науч. обозрение. Сер. 2: Гуманитарные науки. - 2012. - № 5;

  36. Кох, И.Э. Основы сценического движения: учеб. пособие / И.Э. Кох. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010;

  37. Кузнецов Е.М. "Арена и люди советского цирка". Л. – М., 1947;

  38. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В. Куприянов. - М.: Высшая школа, 2009;

  39. Левкина Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Левкина Т.И. - Владимир, 2000;

  40. Липсис, И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практическое пособие /И.В. Липсис. – М.: Машиностроение, 2008;

  41. Литвишков В.М. "Формирование воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных". М.: Московский психолого-социальный институт 2004;

  42. Лишин О.В. "Педагогическая психология воспитания" М.: Институт практической психологии 1997;

  43. Людмилин В.А., Екатеринбургский цирк: один купол - хорошо, а два - лучше! - Екатеринбург // Новости строительной индустрии: Урал и Сибирь. 2008. - № 3.;

  44. Макаров С.М. "Шаманы, масоны, цирк". – М., 2006;

  45. Макаров С.М. "Китайская премудрость русского цирка. Взаимовлияние китайского и русского цирка /М.: Красанд, 2009;

  46. Марчевский А.П., Бенефис! Цирк на Красной площади - Екатеринбург // Вечерний Екатеринбург. 1996.

  47. Марчевский А.П., Клоуны должны жить долго - Екатеринбург //

  48. Областная газета. 1996.

  49. Марчевский А.П., "Улыбка - лучший гонорар". Анатолий Марчевский - Екатеринбург // Столица Урала. 2005. - N 1 (7);

  50. Мерникова Н. статья: http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=7199;

  51. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства / Ю. Мочалов. - М., Высшая школа, 2008;

  52. Мудрик А.В. "Основы социальной педагогики" М.: Изд. центр "Академия" 2006;

  53. Мудрик А.В. "Введение в социальную педагогику" М.: Институт практической психологии 1997;

  54. Мудрик А. В. "Социальная педагогика" М.: Институт практической психологии 1997;

  55. Нагавкина Л. С. "Социальный педагог. Введение в должность" Спб. "КАРО" 2004;

  56. Немеровский О. Пластическая выразительность актера / О. Немеровский - М.: АСТ; Полиграфиздат, 2010;

  57. Никулин Ю.В. ПОЧТИ серьёзно... - М.: Вагриус, 2004;

  58. Основные технологии культурно-досуговой деятельности / [Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Г. Х. Калимуллина и др.; науч. ред. Р.З. Богоудинова, д.п.н., проф. и др.]. – Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2005;

  59. Педагогика и психология: теория и технологии. Курс лекций. В 2-х частях. / Саляхова Л.И., Карабекова Н.И., Гриценко Л.И. М., Планета, 2012 г;

  60. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие /М.П. Переверзев, Т.В. Косцов. – М.: ИНФРА-М, 2009;

  61. Подкорытова Н., где живет Новый Год - Екатеринбург // Областная газета. 2006.

  62. Пятаева О. В. "Многонациональный цирк России XX столетия" - диссертация; Санкт-Петербург, 2009 г;

  63. Роланд К. Белый клоун. - Рига: Латвийское государственное издательство, 1961;

  64. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX в.): уч. Пос. – Челябинск, 2007;

  65. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII- начало XX вв.): уч. Пос. – Челябинск, 2006;

  66. Рябов С.В. Социально-культурные условия развития нравственно-эмоционального потенциала подростков в деятельности учреждения дополнительного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011;

  67. Сабанина Л., Все будет "Джага-джага" (Новая программа в Екатерин. Цирке) - Екатеринбург // Областная газета. 2007.

  68. Сайт "Весь Иркутск"

  69. http://irkutsk38.ru/2010/07/22/cirki_rossii_ozhidaet_globalnaja_rekonstrukcija.html;

  70. Сайт "Государственной компании "Российский цирк"

  71. http://www.circus.ru/;

  72. Сайт "Новости и события циркового мира"

  73. http://news.circuscentre.org/archives/380;

  74. Сайт "Цирк Никулина на Цветном бульваре"

  75. http://www.circusnikulin.ru/lang/rus/file/programs/37.html;

  76. Семенюк Л.М. "Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции" М.: "Флинта" 1998;

  77. Соркин Ю., В честь земляка - Екатеринбург // Вечерний Екатеринбург. 1996.

  78. "Словарь иностранных слов" / [отв. ред. В. В. Бурцева, Н. М. Семенова]. - 6-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2009;

  79. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: учебное пособие / В.Я. Суртаев. - СПб, 2006;

  80. Тарахно П.Г. Жизнь, отданная цирку / М.: Искусство, 1977;

  81. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.- попул. — М.: Высшая школа, 1990;

  82. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссёрские технологии создания культурно-досуговых программ: Монография. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2010;

  83. Третьякова Т.М. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме / Т.М. Третьякова. – СПб: Академия, 2008;

  84. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Щекова. - СПб, 2007;

  85. Тульчинский Г. Л. Маркетинг в сфере культуры. / Г. Л. Тульчинский – Санкт - Петербург: СПбГАК, 1995;

  86. Чикинева Н.В. Управление качеством в процессе организации социально-культурной деятельности: Дипломная работа, научный руководитель Е.А. Ноздренко / Н.В. Чикинева, Е.А. Ноздренко. – Красноярск, 2007;

  87. Хейнрих Б. Ворон зимой: Пер. с англ.- М.: Мир, 1993;

  88. Шаина Е.Ю. Музеи циркового искусства и их классификация // Вопросы культурологии. – 2008;

  89. Шаина Е.Ю. Стремление к зрелищу как один из аспектов массовой культуры // Науки о культуре - шаг в ХХI век: сб. материалов ежегодной конференции - семинара молодых ученых. Т.7. / отв.ред. И.М. Быховская. - М., 2007;

  90. Шорин А. Цирк? Цирк! Цирк!!! - Екатеринбург // Областная газета. 2007. - 3 апр.;

  91. Энгель Г. Весь вечер на манеже - Екатеринбург // Республика. 1996. - 25 июля;

  92. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Н.Н. Ярошенко. - М., 2008;

  93. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. – Изд. 2-е, исправлено и дополнено — М., МГУКИ, 2013.

1 Черненко 1968, с.155

2Агаджанов Г. На аренах Брюсселя, Парижа и Лондона. Лит. запись Михаила Долгополова. М. «Искусство». 1958г

3 Баринов Вячеслав Александрович «Цирковой жанр – феномен восприятия», Тамбов: Грамота, 2011

4 Георгиева Ю.С. «Этнография как средство образного обогащения циркового номера», статья в газете «Цирковое искусство», 2013 - 22 авг.;

5Гуревич З.Б. «О жанрах советского цирка» - М., 1977

6 Макаров С.М. «Шаманы, масоны, цирк». – М., 2006

7 Пятаева О. В. «Многонациональный цирк России XX столетия» - диссертация; Санкт-Петербург, 2009 г

8 Шаина Е.Ю. Стремление к зрелищу как один из аспектов массовой культуры // Науки о культуре - шаг в ХХI век: сб. материалов ежегодной конференции - семинара молодых ученых. Т.7. / отв.ред. И.М. Быховская. - М., 2007

9 Никулин Ю.В. ПОЧТИ серьёзно... - М.: Вагриус, 2004

10 Акопян А. А. Фокусы на эстраде: М.: Искусство, 1961

11 Аскарян А.М. Профессия – обезьяний папа. М.: Ридинг, 2008

12 Дурова Н.Ю. Ваш номер! – М.: Советская Россия, 1976

13 Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества Текст. / А. В. Костина. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 352 с.

14 Макаров С. М. Китайская премудрость русского цирка: взаимовлияние китайского и русского цирка. – М.: Красанд, 2009. – 224 с.

15 Бартэн 1988, с.77

16«Использование PR-технологий в повышении престижа циркового искусства». Выпускная работа Виктории Моруновой. Москва - 2011

17 Пятаева О. В. «Многонациональный цирк России XX столетия» - диссертация; Санкт-Петербург, 2009 г

18 «Направление, течение, стиль, метод в искусстве», статья на сайте http://www.pandia.ru

Просмотров работы: 478