АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Хороший танец - это всегда история. Конечно, она рассказывается без слов, на языке движений, но все элементы классической театральной постановки в хорошем танце всегда присутствуют: осмысленное перемещение по сцене, использование декораций, реквизита и костюма, свет, звук, драматический сюжет, актерская игра. И как раз актерская игра создает большую часть впечатления зрителей от выступления. Если есть выразительная, чувственная подача, то зритель простит огрехи исполнительской техники. А вот холодная техничность, «каменное лицо» ему понравится вряд ли.

В основе балетмейстерской постановки лежит простой тезис: зрелище должно вызывать эмоциональную реакцию у зрителя. Эта реакция может быть позитивной или негативной, но она должна быть. Хорошо все, что вызывает эмоции. Плохо то, что скучно, не интересно, не эмоционально.

Как часто бывает так, что танец выглядит просто шикарно, но такое ощущение, что чего-то не хватает. И, глядя на танцоров, почему-то чувствуешь некоторое разочарование, не удовлетворенность. Это все равно, что пить хорошее вино, разбавленное водой. А бывает и так, что мастерство танцоров далеко не на высоте, но находишься в состоянии эйфории от зрелищности выступления. Все дело в актерском мастерстве, в умении танцора перевоплощаться в хореографический образ.

Действительно, мало обладать хорошей физической подготовкой, растяжкой гимнастки мирового уровня, а также координацией акробата и плавностью движений. Очень важно уметь «торговать лицом». Вы никогда не обращали внимания на то, что выступления известных танцоров основываются не только на их движениях, но еще и на мимике? В этом и заключается главный секрет их успеха – они могут передать настроение танца даже без движений, просто «показав» его лицом.

Для меня и для нового поколения танцоров примером для подражания и образцом высокого искусства, создавшим на балетной сцене «Театр одного актера», является Махмуд Эсамбаев.Популярный солист эстрадной сцены 50-70-х годов, герой светских хроник последних лет 20 века, Махмуд Эсамбаев был не только мастером танца, но и великим человеком, который через свое искусство приобщал людей к гуманизму. При этом он никогда не скрывал свою национальную принадлежность, даже в самые тяжелые для чеченского народа времена. Его неизменная национальная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет его гордости - осиная до старости талия.

Махму́дАлисулта́новичЭсамбаев советский чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, актёр, хореограф и балетмейстер.

В своем творчестве Махмуд Эсамбаев смог объединить хореографию и актерское мастерство настолько изящно и точно, что зритель проникался полностью его выступлениями на сцене в созданном им самим театре одного актера.

Часто искусство Эсамбаева уходило своими корнями в далекое прошлое. Так, в индийских танцах ритуальная пляска не отделялась от пантомимы и мимики. И в творчестве Эсамбаева было много сходного как с древними индийскими, так и античными греческими плясками. В хореографическом искусстве Эсамбаева можно увидеть, как отражение творчества современных цивилизаций, так и древних. Хореограф Григорий Чапкис рассказывал: «Коллеги даже не пытались повторить движения, которые Махмуд выполнял с легкостью. Его универсальность в хореографии не знала границ. Эсамбаев был потрясающим танцором и актером! Классические, народные, осетинские, индийские танцы он исполнял просто и виртуозно. Равных ему не было. Причем ему запросто давались как мужские, так и женские партии, а это абсолютно уникальное явление.»

Визитной карточкой его выступлений, был номер «Золотой Бог». Танец рассказывал о том, как, проснувшись, бог Шива зорким смотрел на все события, происходящие на земле Индии от восхода до захода солнца. ТанцующийЭсамбаев изображал бога солнца. Его танец начинался с того, что Махмуд сидел на полу на корточках. В балете это называется полное «плие». Из этого положения танцору было необходимо медленно и плавно, как встает утром солнце из-за края земли, незаметно для глаз подняться за полторы минуты в полный рост. В таком положении танец продолжался в течение шести минут. После этого также незаметно для глаз за полторы минуты надо было уйти в первоначальное ритуальное положение. Самым сложным было правильно подняться и опуститься. Стоило ногам танцора чуть-чуть задрожать или допустить едва заметное резковатое движение — моментально зазвенели бы чуткие колокольчики, прикрепленные к щиколоткам танцора, и все впечатление от танца было бы испорчено. Весь танец длился 9 минут. Этот танец был выучен Эсамбаевым за 20 дней, хотя индийские специалисты утверждали, что меньше, чем за 8 лет, это сделать было невозможно.

Как говорил сам Эсамбаев: «Традиций сольного исполнения танцев разных национальностей у нас не существовало, и, потому, что работа танцора на концертной эстраде не легче, чем работа исполнителя большой партии в спектакле. Там в его распоряжении три-четыре действия, на протяжении которых он постепенно показывает становление и развитие характера. Там он в окружении своих коллег, образующих живую среду спектакля. Здесь, на эстраде, номер занимает от минуты до четверти часа. Танцор находится один на один с залом. И он должен, совместив в себе исполнителя, режиссера, постановщика, убедительно, последовательно рассказать о жизни своего героя и вместить эту жизнь в считанные минуты номера. Такая краткость рассказа требует особой точности в сохранении рисунка танца, абсолютного чувства меры, отношения к танцу как к истории человеческого характера и, главное, безукоризненной логики актерской работы. Танец любого народа выражает его самые характерные, самые высокие и прекрасные черты».

В репертуаре Махмуда Эсамбаева были танцы многих народов. Зрители всего мира восхищались его выступлениями. Мы гордимся его творчеством!

Список литературы:

  1. Бахрушин Ю.А. История русского балета, М.,2007.

  2. Васильева Н. Танец. М. Искусство, 2007

  3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. М., «Искусство», 2008

  4. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., РАТИ-ГИТИС, 2008

  5. Программа «Мастерство актера» для хореографических училищ, М., 2007

  6. Пожидаев Г. Повесть о танце, М., 1972

  7. Савина А. Театр. Актер. Режиссер: краткий словарь терминов и понятий. Спб., Лань, Планета музыки, 2010

  8. Станиславский, К.С. Искусство представления. Спб., Азбука - классики, 2010

  9. Тарасов Н.И. Классический танец. - М., «Искусство», 2011. - 78 С.

  10. Нашхоев Р. Чародей танца, Грозный, 1971

Просмотров работы: 350