МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ГИМНАЗИИ XIX ВЕКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ГИМНАЗИИ XIX ВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Очень часто можно услышать разговоры о том, что в XIX веке жили другие люди. Другое у них было всё: разговоры, манеры, взгляды на жизнь, мировоззрение.

Чем эти люди отличаются от нас, живущих в XXI веке? Для того, чтобы ответить на этот вопрос надо обратиться прежде всего к содержанию образования того времени, ведь именно образование дает человеку мировоззрение, прививает нравственные ценности, социализирует его.

Современное образовательное заведение начинается с модели выпускника, которая наполняется образовательной программой, а система воспитания и обучения строится таким образом, чтобы реализовать эту модель.

Модель выпускника современной школы описана в многочисленных исследованиях. В дореволюционной педагогике не было такого понятия, как модель выпускника, и практика построения ее отсутствовала. Конечно, описания идеальных выпускников содержатся в публицистических трудах того времени, но в архивах школ такой схемы не находим.

В этой работе будет предпринята попытка построить типичную модель выпускника гимназии конца XIX века с самыми общими характеристиками.

В ходе работы нами были поставлены следующие гипотезы:

  • Ценностные ориентиры и установки людей XIX века формировались в средних учебных заведениях.

  • Модель выпускника XIX века позволяет ответить на поставленные вопросы о мировоззрении и жизненных ценностях людей того периода.

  • Модель выпускника XIX века значительно отличалась по базовым характеристикам от модели современного выпускника

Исходя из этого, целями исследования является составление модели выпускника XIX века, а также сравнение моделей выпускника XIX и XXI веков. Для реализации поставленных целей были определены были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть модель современного выпускника, проанализировать педагогическую литературу по этому вопросу, выделить критерии для сравнения;

  • Проанализировать систему образования Мариинской женской гимназии до революции, особое внимание обращая на содержание образования (XIX век), которая является одним из старейших средних учебных заведений города, хранительницей вековых традиций классического образования;

  • Выделить различия в базовых характеристиках выпускников XIX и XXI веков.

В качестве источников и литературы использовались материалы из школьного музея, а также ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области», в частности ф.148, книги и статьи по педагогике в которых есть упоминание о модели выпускника. Интерес для исследования также представляют и школьные учебники рубежа веков, сравнивая их с современными учебниками можно сделать определённые выводы об изменении содержания образования.

Таким образом, в работе проведен анализ принципов содержания образования дореволюционного женского гимназического учебного заведения, на основе которых построена модель выпускника XIX начала XX века. Эта работа поможет ответить на вопрос о базовых ценностях человека XIX века.

Данная работа будет актуальна в области исследований по истории педагогики и образования.

Содержание модели современного выпускника

Наиболее типичная модель выпускника включает следующие качества и характеристики:

1. Мировоззренческие социально-философские качества личности

2. Гражданственные характеристики

3. Духовно-нравственные качества как знание и понимание духовно-нравственных ценностей жизнедеятельности человека и общества

4. Показатели уровня эстетической культуры

5. Учебно-творческие знания умения навыки

6. Речевая культура как составляющая культуры личности

7. Показатели физической культуры и здоровья

Эти критерии, прежде всего, характеризуют общую направленность личности, а не конкретные знания, которыми должен обладать выпускник.

Модель выпускника XIX века

Сделать выводы о модели выпускника можно только из содержания образования конкретного учебного заведении. В связи с этим проанализирована образовательная деятельность Мариинской женской гимназии Симбирской губернии – начала XX века.

Полученные сведения распределены в рамках модели выпускника XXI века.

1. Мировоззренческие социально-философские качества личности

Для понимания основ мировоззрения человека XIX века важно проанализировать место различных предметов в учебном плане и их содержание.

Предметы:

  • Закон Божий

  • Русский язык и словесность

  • Педагогика

  • Французский язык

  • Немецкий язык

  • Арифметика

  • Естествоведение и физика

  • География

  • История

  • Рисование

  • Чистописание

Проанализируем данные Учебного плана конца XIX века Мариинской гимназии «Учебные предметы по каждому классу с показателем числа уроков по каждому предмету» (Приложение №1) с точки зрения формирования мировоззрения.

Одним из наиболее важных предметов был Закон Божий, он преподавался во всех классах по 2 часа в неделю.

Вплоть до 1917 г. Закон Божий входил в программу церковных и светских начальных и средних учебных заведений в России как основной нравственно-мировоззренческий предмет.

Преподавателями Закона Божьего - законоучителями - являлись, прежде всего, священнослужители. Если в учебном заведении имелся домовый храм, преподаватель-священник мог совершать там богослужения. Законоучитель следил, чтобы ученики исповедовались и причащались.

В Уставе гимназий и училищ, уездных и приходских 1828 г. подчеркивалось, что преподавателем Закона Божьего должен быть священник.

В архиве хранится очень интересный журнал, в который записывались все важные события в гимназии ежедневно. Следила за ним Главная надзирательница. Из содержания становится понятно, что богослужения, литургии и другие мероприятия духовно-нравственной направленности составляли важное место в жизни воспитанниц.

Можно обратиться также к документу: «Книжный магазин Алексея Андреевича Дубровина, комиссионера Императорского Казанского Университета (торговля существует с 1860 г). Счет в Симбирскую женскую гимназию».

В этих документах приводится наименование литературы, которую покупала женская Мариинская гимназия. К примеру, покупки к новому учебному году(1882-1883) составляли:

  • Соколов. Ветхий Завет

  • Соколов. Новый Завет

  • Фелонов. Словесность.

  • Игнатович. Французский.

  • Рудаков. История Церкви. Богослужения.

  • Кирпичников. Грамматика

  • Игнатьевич. Французская грамматика. Немецкая грамматика.

Здесь мы тоже видим большое количество религиозной литературы. С другой стороны, требования времени были таковы, что к концу XIX века девочки активно начали осваивать такие предметы, которые раньше были для них не обязательными (физика, космография, биология). А в VII выпускном классе программа по географии включала элементы астрономии.

Девочки, все годы изучавшие христианскую модель мира на уроках Закона Божьего, проходили теперь такие темы, как «Вращение земли около оси... Звездные сутки. Видимое годовое вращение солнца. О календарях. О кометах» и многие другие.

Таким образом, важнейшей мировоззренческой установкой изучаемого периода оставался теоцентризм, согласно которому в центре мироздания находится Бог, и соответственно, человек, общество, мир в целом, сотворены Богом и смысл человеческой жизни заключается в достижении Царства Небесного. Однако, преподавание Закона Божьего постепенно вступало в противоречие с преподаванием других предметов, прежде всего естественно научного цикла, требовало реформирования.

2. Гражданственные характеристики

Патриотическим компонентом в XIX веке обладают не все учебные предметы, а лишь гуманитарные (Закон Божий, русская словесность, история России и российская география). Именно им, как свидетельствует анализ соответствующих распоряжений и рескриптов, придавалось первостепенное значение.

Особый интерес представляют циркуляры, присылаемые из Ведомства Императрицы Марии, например за подписью Принца Ольденбургского.

В них требуется от начальства усилить надзор за вновь прибывшими учителями, настоятельно рекомендуется присутствовать на уроках надзирательницам, слушать то, о чём учитель беседует с детьми. Не допускать революционных высказываний.

Из письма П. Ольденбургского в Совет Симбирского Елизаветинского пансиона в декабре 1864 года: «Я остаюсь в твердой надежде, что начальства заведений удвоят свою деятельность к ограждению в них неприкосновенности в них коренных начал веры, приверженности к Престолу и любви к Отечеству».

В Государственном Ульяновском архиве в Деле «О фактической проверке материального имущества гимназии Младшим Контролером ведомства учреждений Императрицы Марии» мы нашли также сведения о том, что в каждом кабинете была государственная символика Российской империи (флаги, гербы) и портреты царей.

Наибольшим патриотическим компонентом обладал предмет история. Изучение истории начиналось с III класса. Примечательно, что по программе предполагалось изучение положения женщины в Древней Греции и Риме («Положение женщины в Афинах», «Положение женщины в цветущий период Республики»), в современных учебниках по истории этот материал практически отсутствует.

В VI и VII классах попеременно изучали российскую и всеобщую историю. В преподавании этого предмета больше внимания в учебниках уделялось обзору политических событий.

В учебнике Иловайского, которым пользовались гимназистки, мы не находим критических слов о царях, императорах и их деяниях.

Было интересно сравнить учебники XIX и XXI веков.

С этой целью была рассмотрена тема: «Император Александр I» в двух учебниках: «Русская история. Средний курс» Д. Иловайский и учебник XXI века «История России XIX век» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

Можно сделать следующие выводы: в учебнике XXI века мы не находим никаких положительных качеств в характере Александра I, а в учебнике XIX века его характер преобразований раскрывается через описание его нравственных качеств. Можно отметить, что очень важное место в учебнике XIX века занимает изучение мер относительно реформирования и развития народного образования, а в наших учебниках самое важное место занимают реформы в области управления страной.

Таким образом, патриотизм понимался, прежде всего, как верность Престолу, законопослушность.

3. Духовно-нравственные качества

Если мировоззренческие установки предполагали знания и отношения к миру вообще, то в следующем компоненте заложено формирование отношения к людям.

Поведение должно было соответствовать основной заповеди христианства, провозглашающей любовь к людям: «Каждую способность необходимо усовершенствовать так, чтобы через это усиливать любовь к Богу и ближним, или, по крайней мере, не препятствовать этому» [2, стр. 71 ].

Формировались такие установки при помощи:

1) участия в богослужении, чтения и толкования Священного Писания и Предания,

2) актов милосердия и милостыни (организации благотворительных вечеров, посещение госпиталей ),

3) культивирования основных христианских добродетелей (скромность, смирение, терпение, послушание, целомудрие и др.),

Гимназия пыталась воздействовать на воспитание учащихся дисциплиной, чтобы вырастить из них «благонравнейших граждан».

Например, в Мариинской гимназии был выпущен особый буклет с «Правилами поведения гимназистки»:

1) Вне дома гимназистки обязаны быть всегда в одежде установленной формы.

2) На улицах и во всех публичных местах гимназистки обязаны держать себя скромно, соблюдая порядок, благоприличие и вежливость, не причиняя никому беспокойства.

4) При встрече с начальствующими лицами, преподавателями и воспитателями, гимназистки должны им отдавать должное почтение (реверанс).

5) Ученицам гимназии воспрещается посещать маскарады, балкон и галерею театра и все увеселительные сады.

6) Посещение театров в те дни, когда даются пьесы сомнительного содержания, безусловно, воспрещается; вообще же посещение театра дозволяется не иначе, как с разрешения Инспектора гимназии.

Скромность была обязательной и в одежде.

4) обучения этикету (светской культуре поведения), 5) изучения и анализа исторических и литературных произведений. Писали домашние сочинения на такие темы, как: «Кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей» (Некрасов) (работа на основании литературных типов); «Философско-литературные товарищеские кружки и их значение по роману Тургенева «Рудин»»; «Изображение материнской любви в "Детских годах Багрова-внука" Аксакова и во "Сне Обломова" Гончарова»; «Ярче солнца и звезд идеала огни» (работа на основании литературных типов); «Эволюция женских типов в русской литературе» (Пушкин, Тургенев, Гончаров, Л. Толстой); «Жизнь не праздник, не цепь наслаждений, а работа, в которой таится подчас много скорби и много сомнений» (Надсон).

Важным стимулом здесь являлась балльная система, согласно которой выставлялись оценки за поведение. Так, по неудовлетворительным итоговым оценкам гимназистку могли отчислить из учебного заведения.

Для получения стипендий и других поощрений требовалась 12 бальная оценка за поведение, и, не обязательно высокие оценки за учёбу.

Вся учебная работа должна направляться на решение главной цели – «образование сердца» учениц. Отсюда выдвигалось требование, чтобы преподавание всех предметов – и наук, и искусств – «…производимо было в нравственном духе, дабы сообщаемые воспитанницам познания, развивая их ум и вкус, вместе с тем действовали на утверждение в них нравственно‐религиозных начал».

Таким образом, мы видим, что духовно-нравственное воспитание было приоритетным в образовательной системе гимназии.

4. Показатели уровня эстетической культуры

Этот показатель можно рассмотреть, проанализировав предметы эстетического цикла в гимназии.

Значительное место в образовании уделялось вопросу приобщения девушек к музыкальному искусству. Отмечалось, что «для полного образования женщины музыка составляет условие весьма важное». Ценность музыки виделась в том, что она «облагораживает душу, смягчает нравы» людей.

За время обучения в основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и духовное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в гимназию девочки должны были получить домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен; в него входили произведения, как русских, так и зарубежных композиторов; в старших классах ученицы исполняли и оперные хоры.

Музыка звучала отовсюду: это были или уроки по фортепиано, или пение, или танцы, или гимнастика, или подготовка уроков. Таким образом, к окончанию училища воспитанницы приобретали не только довольно широкое знание разнообразной музыкальной литературы, но и навыки хорового пения (с инструментом и а капелла), а также довольно свободно владели фортепиано.

Высокий уровень музыкального образования подтверждается, например, программой музыкального вечера, которая храниться в школьном музее.

Умение не только музицировать, но и сочинять музыкальные произведения являлось неотъемлемой частью дворянского воспитания, было не исключением, а являлось нормой.

Рисование преподавалось во всех классах, преподаватели - профессиональные художники.

Рукоделие во всех гимназиях у девочек с I по VII класс были уроки рукоделия. С V задания усложнялись. В старших классах девушки уже вполне самостоятельно могли шить постельное и нижнее белье.

Таким образом, эстетическому воспитанию уделялось много времени. Девочки должны были владеть искусством, а не только знать на теоретическом уровне

5. Речевая культура как составляющая культуры личности

Русский язык и словесность.

Важнейшим предметом в гимназии был русский язык. Этот курс предполагал не только приобретение обстоятельных знаний грамматики, орфографии. В VI классе гимназистки на уроках русского языка изучали историю русской словесности, начиная с былин, песен, сказок, пословиц, т.е. устного народного творчества. В том же учебном году программой было предусмотрено изучение произведений XIII—XVII вв: - житий святых; «Задонщины», повествующей о памятных событиях Куликовской битвы; путешествий тверского купца Афанасия Никитина; основополагающего произведения XVI в. — «Домостроя»; переписки царя Ивана IV Грозного со своим политическим оппонентом князем А. Курбским, а также «Истории Великого князя Московского», принадлежащей перу последнего.

Не менее впечатляет и перечень авторов, которых относили к так называемому «новому» периоду истории словесности (XVIII в.) — Ф. Прокопович, С. Яворский, В.Н. Татищев, Екатерина II, Т.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков и другие.

В последнем, VII классе на уроках русской словесности девочки знакомились с биографиями писателей и основными произведениями русской литературы XIX в. (изучали «новейший период русской словесности») - сочинениями Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского.

В целом программа по истории русской словесности женских гимназий во многом совпадает с программой по литературе современной средней школы.

1 класс - работа письменная по алгебре, диктовка по русскому.

2 класс - письменные работы по словесности по теме: «Слово о полку Игореве» и «Сравнение стихотворений «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова/

В соответствии с указаниями Министерства народного просвещения ученицы гимназии выполняли достаточно много письменных работ - писали рассказы, рассуждения, сочинения, эссе на темы, связанные с прочитанными произведениями.

Так же, как наши старшеклассники, ученицы в VII классе читали «Героя нашего времени» и, возможно, писали сочинение о «лишнем человеке, знакомились и с лирикой М.Ю. Лермонтова.

Достаточно разносторонне было представлено творчество Н.В. Гоголя — «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души». Видимо, обилие серьезных произведений не позволяло изучать их глубоко, но большинством эти книги были прочитаны и главные идеи, настроения авторов осознаны.

Патриотическая тема была одной из центральных в истории словесности. Она представлена в таких древнерусских произведениях, как «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве». Старшеклассницы рассуждали о патриотизме, обращаясь к произведениям А. Пушкина, Н. Некрасова, Л. Толстого.

Исходя из плана гимназии, языки стоят на очень важном месте в расписании: Русский язык - 4-3 часа в неделю во всех классах; Французский и немецкий - 3-2 часа в неделю. Были очень высокие требования к преподаванию этих предметов, много девочек каждый год оставались на переэкзаменовку именно по предметам

Из документа 1873 года:

На переэкзаменовку по русскому и французскому остались:

1 класс - 3 человека, 2 класс - 8 человек, 3 класс - 8 человек, 4 класс - 3 человека, 5 класс - 6 человек, 6 класс - 4 человека, 7 класс - 3 человека.

Для сравнения культуры языка, было проведено небольшое исследование: в музее гимназии сохранилась копия сочинения ее ученицы Ольги Ульяновой. При проверке его современным учителем русского языка были выявлены не грубые ошибки, из-за различия правил грамматики.

К примеру: «…не было нисколько жарко», «…разставаться», «…большею частию».

Можно сделать вывод из данного анализа: В основном различий нет. Есть лишь маленькие особенности в орфографии и пунктуации. Также в преподавании словесности большое внимание уделялось патриотическому компоненту и духовно-нравственному воспитанию.

6. Показатели физической культуры и здоровья

Здоровье сберегающие технологии были известны и в XIX веке. При поступлении в гимназию от девочек требовали документ, удостоверяющий прививку от оспы, проводились занятия гимнастикой, обязательными были прогулки на свежем воздухе.

Расписание составлялось с учетом требований того времени, обеспечивало нагрузку согласно возрастным особенностям.

Особый интерес представляют данные из школьной столовой, кроме разнообразия продуктов мы видим заботу о заболевших девочках. Например, в апреле 1908 года им было выделено дополнительно несколько апельсинов, яиц, рыбных блюд, для поправления здоровья. Медицинский кабинет постоянно обновлял свой инвентарь, закупал необходимые для оказания первой медицинской помощи предметы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в дореволюционной России на первое место твердо выступали духовные (религиозные) и нравственные качества. Считалось, что в первую очередь ты должен быть нравственным человеком, и только потом – профессионалом: «Художником, ученым, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т.е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист» [4, с.5–9].

Все перечисленные качества воспитывались в молодых людях одновременно, образуя целостную личность. Описанная модель универсальна в применении ко всем дореволюционным учебным заведениям России.

Итак, в процессе работы была создана модель выпускника XIX века, наделённая самыми общими характеристиками, с упором на воспитательный аспект.

В XIX веке было достаточно большое разнообразие школ, отличавшихся по сословным, целевым характеристикам. Поэтому содержание образование могло существенно отличаться в приходских школах, народных училищах, женских и мужских гимназиях.

Наша модель обладает только самыми общими характеристиками, и может быть применима ко всем средним учебным заведениям XIX века.

В ходе сравнения, мы выяснили несколько существенных различий мировоззренческих характеристик выпускников XIX и XXI веков.

Таким образом, мы решили все задачи исследования и подтвердили первоначальные гипотезы.

Источники и литература:

1. ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области». Ф. 148 - 1863 - 1918 гг. Симбирская мариинская женская гимназия Министерства народного просвещения г. Симбирск

2. Большой энциклопедический словарь, - 2002.

3. Классическая гимназия Вчера и завтра Лариса Захарова, Юлия Орлова http://www.voskres.ru/school/gymnaz.htm

4. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 131 с.

5. Порошин В. И. Национально ориентированный компонент в содержании общего среднего образования современной школы: Монография / Научный редактор В. В. Судаков. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. – 148 с.

6. Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2

7. http://www.vevivi.ru/best/Muzyka-i-ee-mesto-v-sisteme-dvoryanskogo-obrazovaniya-v-XIX-veke-v-Rossii-ref155878.html

Просмотров работы: 264