ФОРМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПРИРОДЫ И КОНСТРУКЦИЯ В ДИЗАЙНЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПРИРОДЫ И КОНСТРУКЦИЯ В ДИЗАЙНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы обуславливается прогрессирующим развитием использования форм в предметной среде, что окружает человека. Начиная с древнего мира, когда впервые стали стилизоваться природные формы в ювелирных изделиях, в мебели, в оружии, и вплоть до сегодняшних дней не ослабевает внимание дизайнеров к многообразию природных форм и к возможности их профессионального использования в мире дизайна.

Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, создаваемое человеком, начиная от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использовать бионические формы и экологически чистые конструкции в дизайне становятся практически безграничными.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в дизайне состоит в том, что сегодня осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и дизайна. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а только свойства и характеристики формы, являющиеся выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам дизайна.

Формы и конструкции в дизайне

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Форма (forma – лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, которая родилась в результате содержательного преобразования материала; также это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, что представляет важнейшую категорию и формирует предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна

Слово «форма» имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени.

Понятие формы предмета – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Форма обитает как в пространстве, так и во времени восприятия и заключает в себе ценностно-ориентированную информацию.

Форма в дизайне – особая организованность предмета, которая появилась как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.

Формообразование в дизайне

Образование формы сводится к тому, что в объекте проектирования выявляют и фиксируют его базовые свойства и качества, то есть определяют содержание формы, являющейся способом их существования. Сегодня всем понятно, что форма существенна, а сущность – формирована в зависимости от её содержания. Данная мысль продуктивна для того, чтобы понимать отношения между формой объекта и сущностью явления, внутренней и внешней формой объекта.

Понятие «формы» в дизайне играет очень важную роль, так как придуманная вещь приобретает право на существование только после того, как она обретает форму, и только тогда данная вещь становится значимой для человека и начинает нести определённый смысл.

Формы бывают простые и сложные. Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.

Не случайно художники и дизайнеры, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот – цилиндрическую, а тот – шарообразную и т. п.».

Это четко видно в дизайнерских стилях, например, в интерьерах. В минимализме используются простые формы – квадрат, круг, прямоугольник, а в барокко – лекальные, криволинейные формы.

У всех людей есть представление форм, а также ощущения и взаимодействия их друг с другом. Чаще всего эти взаимодействия построены на противоречивых контрастах форм, размеров, количества и плотности.

Соответственно дизайнеры начинают поиски своей формы с визуальных соотношений противоречивых форм. Большое – малое, высокое – низкое, толстое – широкое, много – мало, шероховатое – гладкое, мягкое – твердое, светлое – темное, легкое – тяжелое и др.

Современный дизайн в равной мере охватывает как эстетическую, так и функциональную сторону создания объектов материальной культуры. В предметах, созданных современными дизайнерами, природа в равной мере проявляется как в функциональной стороне произведения, отражая область применения, особенности региона, климат, так и по средствам тонких ассоциативных связей, переносящих природные образы на произведение, созданное человеком.

В современных интерьерах визуальные связи с природой тесно связанны с традицией, как и раньше это решается по средствам использования в интерьере деталей, напоминающих природные формы. К этим приемам добавились фотография, и полиграфия, которая также несет функцию связи человека с «естественной» средой обитания. В объектах дизайна значительную роль играют ассоциативные представления о «живой» природе, цвет, форма и фактура раскрывают связи с характерными для региона природными особенностями.

Трансформация и обобщение природной формы является одним из приемов, широко используемых в графическом дизайне. В графике природная форма обретает черты знака или пиктограммы, в декоративно прикладном искусстве абстрактный рисунок, объем и цветовое решение создается на базе природного опыта. Виды прикладного искусства, характерные для региона, используют простые хроматические ряды, ритмические и ясные орнаментальные построения.

Многофункциональность конструкцийвдизайне

В проектах дизайнеров форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

Конструкция– это основа формы, костяк, каркас, который связывает отдельные элементы и части вединое целое.

Для передачи в проекте дизайнера объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, то есть следует разобраться в конструкции предмета.

Закрытая конструкция – рабочие элементы спрятаны в форме. Открытая конструкция – основные элементы открыты и готовы к преображениям.

Свойства конструкции функциональность, технологичность, информативность.

Рациональное использование пространства для жилья привело к образованию минимализма, японского стиля и некоторых других, где определяющим фактором является – открытость и комфорт, не пренебрегая удобством, что сделало многие элементы – многофункциональными.

Прежде всего, это касается бытовой техники, всё больше людей выбирают не стандартный серийный выпуск, а встраиваемые модели, которые идеально вписываются в интерьер, не нарушая целостности дизайна, а так как всё взаимосвязано – техника стала более компактной, удобной и мобильной, что тоже повлияло на стиль хай-тек и лофт в частности.

Многофункциональность коснулась и освещения, чтобы сохранить пространство, занимаемое осветительными приборами – его тоже встраивают в конструкцию помещения или же в мебель.

Мягкая мебель стала более обтекаемой, заниженной и выполнять несколько функций, так например кровати, диваны и кресла имеют возможность трансформации друг в друга, а шкафы и полки – если не встроенные, то закрывают всю стену полностью, максимально используя отведённое место, которое служит не только для вещей, но и для декорирования.

Форма – это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры, дизайна. Форма живет в пространстве, во времени, восприятие несет в себе ценностно-ориентированную информацию

Конструкция в дизайне выполняет, как правило, сразу несколько функций, обеспечивая необходимую устойчивость, жесткость и прочность изделия одновре­менно.

Дизайнеры практически всегда имеют дело с формой, которая должна быть единой, цельной и выразительной, что означает не «раздвоенность» содержания и формы, а сложность, разносторонность содержания, переплетение структуры. Относительно полноценного потому, что функциональные требования и жесткая морфология объекта всегда находятся в некотором разладе – даже если в какой-то момент художник сумел добиться идеального соответствия задуманной формы и содержания: жизнь меняется, а форма остается неизменной. Задача проектировщика – уметь снимать это противоречие, которая и есть движущая сила поиска формы предметных и пространственных структур в дизайне.

Таким образом, бионические формы проникли в нашу повседневную жизнь и ещё долгое время будут играть в ней значительную роль. Изучение природы человечеством ещё далеко не закончено, но мы уже получили у природы бесценные знания о рациональном строении и формообразовании, что, безусловно, доказывает актуальность и перспективность изучения взаимосвязи природы и дизайна во всех аспектах.

Во всем окружающем мире люди и, прежде всего, дизайнеры стремятся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми сознание человека будет устанавливать определенные соотношения и связи.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение –конструкцию.

В последние годы бионика подтверждает, что большинство человеческих изобретений уже "запатентовано" природой.

В своей творческой деятельности человек постоянно, сознательно или интуитивно, обращается за помощью к живой природе

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Изучение форм живой природы питает фантазию дизайнеров, дает материал и помогает решать проблему гармонии функционального и эстетического начала, обогащая формальные средства гармонизации в поисках наиболее выразительных пропорций, ритма, симметрии, асимметрии и т. д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бхаскаран Л. Дизайн и время/ Лакшми Бхаскаран. [пер. с англ. И.Д. Голыбиной]. – Новое изд.– Москва: Арт-родник, 2006. – 256 с.: ил., табл. (Серия: Несерийное издание).

  2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие/ Н. П. Бесчастнов. Новое изд.– Москва: Владос, 2008. – 298с., 38с. ил. – (Серия «Изобразительное искусство»).

  3. Власов В. Г.Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 3. / В.Г. Власов. 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт- Петербург: Азбука-Классика. 2010. – 765 с.: ил. (Серия» Энциклопедии»).

  4. Власов В. Г.Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие / В.Г. Власов.4-­е изд., перераб. и доп.– Санкт- Петербург: СПбГУ, 2012. – 156 с. (Серия «Изобразительное искусство»).

Просмотров работы: 580