ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5 – 6 КЛАССАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5 – 6 КЛАССАХ

Тагирова А.Э. 1
1магистрант БУ ВО «СурГПУ», учитель математики МБОУ СОШ № 26
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из областей оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений учащихся.

Система оценки достижения планируемых результатов в математике направлена на обеспечение качества математического образования. Это должно позволить контролировать индивидуальную динамику развития учащихся, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей [1].

Основным объектом оценки предмета в математике в соответствии с требованиями Стандарта является способность решать образовательные и практические проблемы на основе учебного материала, используя способы действия, которые соответствуют содержанию предметов, в том числе метапредметных (когнитивные, коммуникативные) действий.

Теперь этого недостаточно, чтобы дать учащемуся определенное количество знаний, основу науки. Образование должно формировать. Учителя сталкиваются с проблемами в развитии студентов, развитием механизмов для работы сознания и их использования в качестве вспомогательных средств, по которым развивающийся интеллект ребенка достигает высот познания.

Суть системно - деятельностного подхода проявляется в формировании личности учащегося и его прогресса в развитии не тогда, когда он воспринимает знание в готовой форме, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие новых знаний» [ 5].

Чтобы отслеживать динамику индивидуальных образовательных достижений, прогресс в достижении планируемых результатов, учитель должен знать, как учащийся работал на уроке, понял ли он эту тему, узнал ли что-нибудь новое на уроке, какие трудности у него были и что был их причиной. Когда в конце урока учитель задает два или три вопроса об эффективности своей работы на уроке, трудности и то, что хорошо выработалось в классе сегодня, очень часто, ответы дают только часть учеников, а остальные либо просто промолчали или даже не думали об этом. Чтобы включить всех учащихся в процесс размышления, необходимо сделать этот процесс максимально индивидуальным, конкретным для всех. В этом случае, ребенок начнет думать о себе, о своей работе на уроке, о новых знаниях и навыках, которые он приобрел, о своих победах или неудачах, о способах преодоления препятствий, если таковые возникают.

Критериальная оценка является основой почти всех методов оценки. Инструменты оценки критериев можно считать в основном универсальными, их можно внедрять в практику учителей, работающих на разных школьных уровнях, и не ограничиваются рамками определенных предметов. Инструменты для самооценки можно определить как качество отдельного блока. Этот список включает в себя широкий спектр методов: от простого сигнала, например светофора или цветных дорожек, до достаточно точных и различных заголовков оценок, в том числе для сложной и тонкой самодиагностики.

Основной смысл критериальной самооценки, а также многих других методов формирования оценки заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся он позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, ведущий к этому результату.

Важную роль в системе оценки качества образования играет рейтинговая оценка. Рейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных соревнованиях, проводимых как в школе, так и за рубежом.

Рейтинговая оценка способствует: повышению мотивации и ответственности в сфере образования, росту социальной активности, ориентации на успех, формированию более адекватной самооценки. Система оценки должна быть разработана таким образом, чтобы учащиеся включались в деятельность по мониторингу и оценке, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимной оценке.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, ее основной и критериальной базой, являются запланированные результаты освоения учащимися базовой образовательной программы, результаты, которые важны для продолжения образования на уровне среднего общего образования. В связи с этим возникла необходимость в создании рабочей программы для реализации требований государственного образовательного стандарта в математике [4].

В практике тематическое планирование к рабочей программе может иметь следующий вид:

Таблица 1

Кол-во

часов

Изучаемая тема

Планируемые результаты

Комментарии

учителя

Предметные

УУД

Личностные

Тематическое планирование

Такая структура позволяет работать в течение учебного года для определения текущего состояния и мониторинга динамики достижения запланированных результатов в ходе процедур мониторинга. Мониторинг направлен на фиксацию текущего состояния достигнутого уровня планируемых результатов, помогает предсказать его дальнейшее развитие, обеспечивает управление процессом обучения.

В процессе оценки используются различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.

Учащиеся ведут таблицу трудностей (результаты текущей диагностической и учебной работы) и таблицу достижений (результаты тематических и итоговых статей) при изучении каждой темы, а учитель заполняет таблицу предметных результатов. Это помогает приобретать навыки самооценки и взаимной оценки, рефлексии, самоанализа, самоконтроля, что позволяет учащимся изучать эффективные инструменты для управления своей образовательной деятельностью (нормативными), которые требуют современные стандарты образования. Особое внимание следует уделить определению уровня достижения универсальной учебной деятельности. Для этой цели существует такой механизм, как интегрированный экзамен в 5-8 классах [3].

В работе для проведения диагностики сформированности предметных результатов определены следующие параметры: учебно-информационные умения, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения, учебно-логические умения. Механизмами отслеживания являются:

Таблица 2

Карта достижений учащихся 5, 6 классов

(заполняет учитель)

Учебно-познавательные умения

Ф.И.

Умение работать с математическим текстом

Умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Таким образом, формируется набор данных об отдельных аспектах учения школьника и его учебных достижениях. И система оценки результатов обучения математике в 5 и 6 классах, построенная таким образом, не будет ограничиваться утилитарной целью - проверить знание знаний и развитие навыков по этому предмету, но развивать способность ученика контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить свои ошибки и способы их устранения.

Можно сделать вывод, что систематический подход к мониторингу образовательных результатов как текущего, так и окончательного овладения курсом математики 5-6 классов позволяет формировать индивидуальные образовательные достижения учащихся, их прогресс в овладении планируемыми результатами, обеспечивать современное качество образования.

Список литературы

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салми-на Н. Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243.

  2. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно методическое пособие / под общ. ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2008.

  3. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897. – Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/

Просмотров работы: 327