ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Джабиева Г.Ф. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе главной целью среднего образования является подготовка учащихся к жизни в эрудированном обществе, поэтому необходимо, чтобы выпускник школы умел самостоятельно ставить цели, добиваться их, решать проблемы. Следовательно, необходимо научить ученика учиться, самостоятельно добывать знания. В Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения в качестве цели и результата выступают компетенции. Чтобы выпускник мог заниматься самообразованием, нужно сформировать у него исследовательскую компетенцию [4, С. 28].

В настоящее время исследователи активно изучают вопрос по формированию исследовательской компетенции. Такая необходимость возникла исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта. Так большинство исследователей, занимающиеся изучением понятия исследовательская компетенция, пришли к выводы, что исследовательская компетенция строится на трех составляющий - это знания, умения, навыки. Для того чтобы через знания, умения, навыки сформировать исследовательскую компетенцию необходимо включить обучающегося в деятельность. Любая компетенция может сформироваться через деятельность. В свою очередь деятельность тоже является одним из основных требований федерального государственного стандарта организации учебного процесса.

Рассмотрим определение понятий компетенция и исследовательская компетенция, которые предлагают исследователи. Компетентность можно рассматривать как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации [6].

Под исследовательской компетенцией мы понимаем личностное умение, формирующееся в процессе исследовательской деятельности, направленное на самостоятельное познание неизвестного, решение проблемы [1]. Автор связывает исследовательскую деятельность с исследовательской компетенцией, а именно, по мнению автора, в процессе исследовательской деятельности формируются умения, которые иначе определяются как исследовательская компетенция.

Исследовательская компетенция формируется в определенных специально созданных условиях. Условия для формирования исследовательской компетенции различны. Они зависят от предмета, с которым связана деятельность непосредственно. Например, к таким условиям относятся специфика образовательной организации, учебный предмет, тип и этап урока. Также важной составляющей формирования исследовательской деятельности является возраст и особенность развития обучающихся.

Работа над исследовательскими компетенциями учащихся – это целенаправленный, кропотливый процесс, в котором должны быть сосредоточены усилия самих учащихся, педагогов, администрации, родителей. Исследовательская компетентность школьника – это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов [1].

Исследовательская компетенция подразделяются на следующие уровни: критический, базовый, повышенный и творческий Базовый уровень будет являться обязательным для всех учеников, к ним относятся: использование готовой цели деятельности, предложенной учителем; планирование деятельности совместно с учителем; использование только информации учебника; неумение выдвижения гипотезы; выполнение исследования по предложенному плану, образцу; предложение результатов работы в виде доклада, неумение осуществлять рефлексию. Повышенный уровень сформированности исследовательской компетенции – включает умение формулировать цель с помощью учителя или других учеников, планирование деятельности совместно с другими учениками, применение знаний, приобретенных из учебника самостоятельно или из других источников, рекомендованных учителем; умение выдвигать и обосновывать гипотезу, выполнение исследования согласно разработанному совместно с учителем плану; предложение результатов деятельности в форме доклада с разработанной совместно с учителем компьютерной презентацией; умение с помощью учителя осуществлять рефлексию. Творческий уровень предполагает самостоятельное формулирование цели; планирование исследовательской деятельности самостоятельно или с другими учениками; применение знаний, полученных из разных источников, выходящих за рамки школьной программы; умение самостоятельно выдвигать гипотезу; самостоятельное планирование эксперимента; предложение результатов работы в виде доклада, а также оценку результатов; самостоятельную разработку компьютерной презентации; самостоятельное осуществление рефлексии [4, С. 30].

Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем [3].

Исследовательская компетенция на уроках математики может реализоваться при помощи влечения обучающихся в исследовательскую деятельность. Исследовательскую деятельность на уроках математики можно организовать на любом типе урока, в зависимости от цели и ожидаемых результатов урока.

Государственные образовательные стандарты также выдвигают требования к формированию математической компетенции обучающегося. Выпускнику необходимо уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

  • построения и исследования простейших математических моделей;

  • описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

  • интерпретации графиков реальных процессов;

  • решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства [3].

На едином государственном экзамене по математике базовый уровень сформированности математических компетенций проверяется при помощи практико-ориентированных задач, в которых выпускнику необходимо продемонстрировать минимальные знания по математике.

Исследовательскую компетентность на уроках математики нельзя трактовать только как сумму сформировавшихся знаний, умений и навыков. Исследовательская компетенция, как и любая другая компетенция, приобретается в течение всей жизни, на уроках математики мы только формируем необходимую компетентность соответствующая определенному возрасту индивида.

Список использованной литературы

  1. Воробьев, А. В. Исследовательские компетенции современного школьника [Эл. ресурс]: журнал научных публикаций «Дискуссия».- Выпуск 3. Режим доступа: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=157

  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]: труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / И. А. Зимняя.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.- 7 с.

  3. Лунькова, Т. М. Формирование компетенций на уроках математики [Эл. ресурс]: / Т. М. Лунькова // Открытый урок «Первое сентября». Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/530530/

  4. Репина, Л. Формирование исследовательской компетенции учащихся [Эл. ресурс] / Л. Репина // General and Professional Education №3- 2011С. 28-33. Режим доступа: http://genproedu.com/paper/2011-03/full_028-033.pdf

  5. Рындина, Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого- педагогическая категория [Текст] / Ю. В. Рындина // Молодой ученый.- 2011.- №1.- с. 228-232.

  6. Татарченкова, С. С., Телешов, С. Б. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность [Текст]: учебно- методическое пособие / С. С. Татарченкова, С. Б. Телешов.- СПБ.: КАРО, 2008, 9 с.

  7. Толпекина, Н.В. Уравнения и неравенства и параметрами [Текст]: методические рекомендации / Науч. ред. В. А. Далингер/ Н. В. Толпекина.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.- 40 с.

Просмотров работы: 263