РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Лукашенко Е.А. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день актуальным остается вопрос применения новейших способов и методов качественной оценки деятельности предприятий. При этом выбирается некий ряд показателей, которые будут комплексно характеризировать его эффективность. Методика рейтинговой оценки позволяет выявить и сравнить предприятия как во времени, так и в пространстве. Стало быть, рейтинг – это оценка анализируемых объектов по заранее заданной шкале показателей. С помощью выставления рейтинговых оценок можно достаточно объективно провести оценку на основе количественного (коэффициентного и на соответствие нормативам) и качественного анализов. Иными словами рейтинг выступает «знаком качества».

Существует огромное множество методик рейтинговых оценок, например, метод созданий рейтинга с помощью ряда показателей, в основе которого лежит отбор наиболее значимых для анализа ключевых показателей, метод кластерного анализа, матричный метод анализа, метод бальных оценок, метод сравнительной рейтинговой оценки, метод рейтингового финансового анализа и т.д. В частности, с помощью рейтинговой оценки финансового состояния предприятия оцениваются финансовые показатели за определённый период времени, однако не представляется возможным оценить комплексно результаты всей хозяйственной деятельности. Комплексно оценить позволяет метод интегральной рейтинговой оценки.

где R – рейтинговая оценка деятельности оцениваемого предприятия;

Pi – значение i-го показателя рейтинговой оценки, ji– весомость i-го показателя рейтинговой оценки.

В качестве показателей деятельности анализируемого предприятия следует выбрать те показатели, которые определяют его эффективность в комплексе. Для проведения интегральной рейтинговой оценки деятельности предприятия заполняется таблица. В ней указываются заранее выбранные показатели, характеризующие эффективность предприятия. Располагая сведениями значимости показателей и умножая их на соответствующие значения, можно выполнить оценку показателей с учетом их весомости. Сумма всех полученных значений будет составлять итоговую рейтинговую оценку эффективности деятельности анализируемого предприятия.

Методика рейтинговых оценок устроена таким образом, что, чем выше рейтинговая оценка, тем лучше осуществлена деятельность предприятия. Для объективной оценки необходимо провести сравнительный анализ аналогичных предприятий.

Стоит подчеркнуть, что практически ко всем сферам управления бизнес-процессами предложены актуальные теоретико-методологические и прикладные достижения, основанные на использовании разнообразных методик, инструментов совершенствований функционирования предприятий и, как следствие, повышение его эффективности, как в конкретных областях, так и в отдельных блоках. Уже имеющиеся условия жизнедеятельности хозяйствующих субъектов обращают внимание и требуют разработки стратегии дальнейшего развития с использованием современных моделей и методик управления. Именно поэтому глубокий интерес обращен к моделям оценки эффективности деятельности предприятия. Одной из таких моделей является модель KPI, которая предполагает использование ключевых показателей эффективности.

KPI(KeyPerformanceIndicator) – это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов. С помощью этого показателя можно оценить работу в масштабе всей компании, отдельное подразделение или конкретного сотрудника. Цель системы состоит в том, чтобы действия сотрудников из разных служб не противоречили друг другу.

Методология разработки ключевых показателей эффективности носит рекомендательный характер, так как не существует универсальных правил внедрения системы KPI в организации, поэтому большинство авторов предлагают использовать свои методы, руководствоваться правилами и принципами. Далее будут рассмотрены общие сведения о методах, правилах и принципах разработки системы KPI в российских организациях.

Перед тем, как ввести зарубежную модельKPIна предприятии, ее необходимо адаптировать под условия функционирования, под факторы внешней и внутренней среды, важна также сфера деятельности и размер предприятия, этап жизненного цикла услуги/товара. Таким образом, первый вопрос стоит о необходимости адаптации модели, учитывающей специфику деятельности, важнейшие ключевые стороны. Необходимость адаптации выражается в проработке теоретических основ и в изучении опыта применения указанной ранее модели на других предприятиях. Аудит современных инструментов управления включает изучение их пригодности использования на конкретном предприятии, оценку степени выполнения поставленных перед ними задач и целесообразность их адаптации [1]. Сама методика аудита может включать использование рейтинговой модели, основанной на ранжировании критериев по степени их значимости.

Внедрение системы KPI должно учитывать следующие теоретико-методические и практические моменты:

1. Решение вопроса адаптации

2. Выбор показателей матрицы KPI

3. Разработка дополнительного методического инструментария Решение первого вопроса адаптации необходимо начать с выбора тех факторов, которые принимают во внимание условия работы предприятия и решаемые им задачи. Таким образом, выделяются следующие факторы:

  • Размер и вид деятельности предприятия;

  • Ограничение ключевых показателей по количеству;

  • Повторяемость проверки;

  • Интегральный показатель (зависит от целей и методов оценки, поставленных предприятием);

  • Возможность использования как систему стимулирования (зависит от пороговых значений);

  • Корректировка действующей системы отчетности;

  • Корректировка автоматизированной системы управления

Выявленные и устраненные на начальном этапе создания системы KPIслабые места облегчат их дальнейшее использование.

Систему ключевых показателей эффективности можно с уверенностью назвать жизненной, так как показатели динамично меняются по мере развития фирмы. Поэтому созданную систему KPI необходимо постоянно совершенствовать с учетом целей, которые стоят перед предприятием. На рисунке 1 представлен алгоритм выбора ключевых показателей [1].

Рисунок 1 – Алгоритм выбора и оценки ключевых показателей эффективности

Этап 1 – Выбор ключевых показателей эффективности начинается с вопроса о целесообразности наличия каждого показателя, содержащего оценку его соответствия цели предприятия. Чем больше показателей оценки используется, тем больше возникает противоречий. Оптимально использовать 5-7 ключевых показателей эффективности.

Этап 2 - Проверка показателя на соответствие набору требований, а именно: актуальность, измеримость, понятность персоналу, информативность и взаимосвязь с другими показателями, возможность использования в целях стимулирования персонала.

Систему ключевых показателей эффективности можно с уверенностью назвать жизненной, так как показатели динамично меняются по мере развития предприятия. Поэтому созданную систему KPI необходимо постоянно совершенствовать, отталкиваясь от целей, которые стоят сегодняшний момент. В этом проявляется актуальность применения показателей. «Если вы не можете что-то измерить, вы не сможете этим управлять» и «Все, что можно измерить, можно выполнить» [2] - это две аксиомы, которые подтверждают второе требование к показателям – измеримость. Показатели должны легко вычисляться и, как следствие, должны быть понятны каждому сотруднику, а цель должна быть реальной и в тоже время являться стимулом для выполнения, иначе это будет демотивировать работу сотрудника. Показатели должны нести за собой смысл, в противном случае не будет достигнут результат. Показатели «привязывают» как к целям компании, подразделениям, так и к каждому оцениваемому сотруднику индивидуально. Неверное понимание связи показателей приводит к принятию ошибочных решений по организации производства. Если выбранный показатель не соответствует хотя бы одному требованию, то его необходимо пересмотреть либо изменить и снова проверить на соответствие требованиям.

Этап 3 - Выбор методов и определение пороговых значений показателя. Достижение значений показателя важная сторона как стимулирования персонала, так и реализации целей предприятия. Определение минимальных значений требует комплексного подхода и реальной аргументации их значений. Без установления интервалов выполнения того или иного показателя матрица не имеет смысла. Необходимо установить максимальный, минимальный и допустимый интервалы значений показателя. Заранее заданные интервалы показателей позволяют в автоматическом режиме выявить узкие места. Необоснованно завышенные или заниженные пороговые значения приводят к низкой эффективности применяемой модели KPI. Оценить пороговые значений показателей можно с помощью методов нормирования, планирования и экономического анализа. Например, экстраполяция и корреляция трендов, анализ цикличности, анализ сезонности, регрессионный анализ. Определяя пороговые значения, можно обратиться к имеющейся статистической отчетности.

Планирование показателей матрицы требует постоянной корректировки пороговых значений, которые зависят от факторов сезонности, изменения рыночной среды.

Этап 4 - Определение интервалов. Интервалы оценок, которые используются при формировании панели индикаторов, могут осуществляться на основе процентов выполнения плана показателей или на основе абсолютных значений показателя с выделением минимальных, максимальных и допустимых пороговых значений. С помощью надстройки Excel «Поиск решения» определяются пороговые значения показателей.

Этап 5 - Графическая интерпретация. Одним из важных элементов оценки является панель индикаторов, которая будет графически информировать о достижении запланированного уровня ключевых показателей. Можно использовать систему «Светофор», где цветовой индикатор отображает попадание показателя в заданный интервал. Автоматизация процессов позволяет истолковывать полученные значения, а это, в свою очередь, влияет на скорость и качество информационного обеспечения управленческих решений. При этом выявляются проблемы реализации стратегии, позволяющие скоординировать действия по их устранению.

Все возрастающая популярность использования зарубежной модели, основанной на ключевых показателях эффективности, выдвигает на первый план методические аспекты ее использования, и именно возможность измерения этих показателей является основополагающим условием эффективной деятельности предприятия.

Список литературы

1. Разработка матрицы KPI. Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015 №6 стр. 217.

2. Марр Б. Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.pilotlz.ru/pdf/cC2334-0-ch.pdf (дата обращения 22.10.2017)

Просмотров работы: 615