ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Пантюхин А.К. 1, Лунина Т.А. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях современной стремительно развивающейся жизни грузовые перевозки стали одной из составляющих человеческой деятельности. Работы по перевозке грузов являются одной из самых важных частей делового мира, поскольку большинство партнерских отношений основаны на выгодном товарно-денежном обмене. Эффективное прогнозирование грузовых перевозок является значительным конкурентным преимуществом на рынке транспортных услуг.

В связи с этим целесообразно определить предметом исследования –различные экономические методы прогнозирования грузовых перевозок на железнодорожном, автомобильном, авиационном, трубопроводном транспорте разных стран.

Теоретической и методологической основой исследования послужили материалы отечественных и зарубежных авторов в сфере исследования методов прогнозирования грузовых перевозок, научные статьи в периодических изданиях, ресурсы информационной сети Интернет, а также учебные пособия, имеющие непосредственное отношение к предмету исследования.

Для достижения цели необходимо определить понятия и теоретическую основу грузовых перевозок и прогнозирования, выделить наиболее распространенные методы прогнозирования грузовых перевозок, их схожие черты, различия, представить зарубежные методы прогнозирования, ссылаясь на иностранные источники, сделать выводы из полученной информации, обобщив отечественные и зарубежные методы прогнозирования грузовых перевозок.

В процессе исследования будут рассмотрены методы прогнозирования грузовых перевозок, планируется проведение сравнения методов, используемых российскими специалистами с теми, которые имеют широкое распространение за рубежом.

В процессе разработки проблемы исследователю необходимо учитывать возникновение этических проблем, например, ограничения в получении данных от предприятий, на примере которых проводится статистический анализ. Или человеческим фактором при проведении интервью с экспертами.

Актуальность проблемы.

В условиях современной стремительно развивающейся жизни грузовые перевозки стали одной из определяющих составляющих человеческой деятельности. Работы по перевозке грузов являются одной из самых важных частей делового мира, поскольку большинство партнерских отношений основаны на выгодном товарно-денежном обмене. И если денежные средства сегодня можно без проблем переводить различными способами (используя безналичный расчет или реальные деньги), то товар необходимо реально перемещать из одного пункта в другой.

Современные транспортные компании предлагают возможность осуществлять грузоперевозки как внутри отдельно взятой страны, например, перевозки грузов по России или Украине, или в отдельно взятом регионе или городе, так и между различными странами. Причем, в любом варианте перевозок груз может быть любого размера и объемов. При перевозке грузов в другую страну необходимо оформить соответствующие документы, учитывая международные правила и требования.

На сегодняшний день развитие технологий позволяет перевозить грузы с помощью различных видов транспорта: автомобильного и железнодорожного, а также морского и авиатранспорта. Выбор способа перевозки грузов зависит, как, например, от специфики и объема груза, так и от скорости, с которой необходимо этот груз доставить к месту назначения.

Для определения первичных понятий: грузовые перевозки, прогнозирование были использованы отечественные словари и энциклопедии.

Так, согласно Большой Советской Энциклопедии – грузовые перевозки— это комплексная работа по перемещению груза, каким-либо транспортом.

В России экономический спектр грузоперевозок, на данный момент, выходит на лидирующие позиции, связанно это прежде всего с экономическим подъемом страны. Уровень внешней торговли увеличивается, темпы производства так же идут вверх, именно данные факторы благоприятно всего повлияли на динамику развития сферы грузоперевозок [Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.].

Как гласит «Политическая наука: словарь-справочник» - прогнозирование - разработка прогноза; в узком значении — специальные научные исследования конкретных перспектив развития какого-либо явления. Как одна из форм конкретизации научного предвидения в социальной сфере находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением. Обычно в общественных науках: краткосрочное прогнозирование на 1-2 года, среднесрочное на 5-10 лет, долгосрочное на 15-20 лет, сверхдолгосрочное на 50-100 лет. Выделяют три класса методов прогнозирования: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов [Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: Санжаревский И.И. Изд.6-е, испр. и доп. Тамбов. 2016.].

Для более ясного понимания такого процесса, как прогнозирование в работе используются исследования отечественных и зарубежных авторов. Так, прогнозирование может определяться, как деятельность, направленная на выдвижение некоторого суждения относительно неизвестных, как правило, будущих событий.

Обобщенно, методы прогнозирования бывают трех видов:

  • Экспертные методы прогнозирования;

  • «Модельные» методы прогнозирования;

  • Статистические методы прогнозирования;

Сразу стоит отметить, что под модельными методами прогнозирования подразумеваются любые прогнозные методы, в основе которых - идеализированные представления о характере взаимосвязей в какой-либо предметной области. Иными словами, в сам прогнозный метод некоторым образом интегрирована смоделированная реальность.

Коротко говоря, экспертные методы прогнозирования представляют собой методы получения информации о будущем от экспертов. По сути, экспертный метод прогнозирования должен инициировать некий познавательный процесс, который направлен на определение некого параметра объекта или процесса в будущем, то есть, прогнозирование.

Из наиболее известных прогнозных экспертных методов стоит отметить следующие:

  • Метод комиссий;

  • Метод «лицом к лицу»;

  • Процедура дельфи;

  • Морфологический анализ;

  • «Мозговой штурм»;

  • Метод фокальных объектов;

  • Метод контрольных вопросов;

Наконец, статистические методы прогнозирования есть, частный, но в то же время особый случай «модельных» методов прогнозирования, когда детализированность модели доходит до такой степени, что становится возможной полностью математическая обработка описываемых моделью данных. Часто в статистических методах прогнозирования сама модель занимает не ведущую позицию, иногда даже не осознается вовсе, а сам акцент познания переходит на детали математической обработки.

Для непосредственного перехода к определению методов прогнозирования грузовых перевозок стоит отметить, что транспортной отрасли присущ свой набор показателей, характеризующих ее деятельность. Основными из них являются [В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие.— Мн. Интерпрессервис; Экоперспектива,.— 380 с.. 2001]:

1. Объем перевозок (отправлений), который измеряется в тоннах применительно к грузам. Для полной характеристики их состава обычно определяется величина перевозок в зависимости от номенклатуры грузов (нефть, уголь, древесина, минеральные удобрения и т.д.).

2. Грузооборот. Измеряется в тонно-километрах. Один тонно-километр — определяется как объем транспортной работы, выполняемой при перевозке 1 т грузов на расстояние 1 км.

3. Средняя дальность перевозок грузов (в километрах), технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств (среднее время оборота грузового вагона в сутках, измеряемого средним затрачиваемым временем от одной погрузки вагона до другой, производительность транспортных средств, себестоимость одного тонно-километра и т.д.), пропускная способность погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей (железных и автомобильных дорог, трубопроводов, воздушных трасс и т.д.).

Также есть и другие показатели, относящиеся к различным аспектам производственно-финансовой деятельности отрасли (доходы, прибыль, рентабельность, эффективность использования ресурсов и т. д.).

Главное в процессе прогнозирования является определение потребностей в перевозке и возможностей транспортной системы по их выполнению. Обычно этот процесс осуществляется в несколько этапов.

Он состоит в составлении нескольких вариантов расчетов, обычно, начиная от общих макроэкономических прогнозов и завершая индикативными планами и локальными прогнозами. Непосредственное определение показателей обычно проводится в следующей технологической последовательности [В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие.— М. Интерпрессервис; Экоперспектива, — 380 с.. 2001]:

1. Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок.

2. Прогноз перевозок грузов, в том числе по номенклатуре, регионам, ведомствам.

3. Прогноз перевозок пассажиров, в том числе по регионам и назначению.

4. Определение объемов перевозок по видам транспорта и перевозчикам.

Широкое распространения получили интуитивные, формализованные и комбинированные методы прогнозирования, позволяющие достичь расчетов высокой точности. В общем, задача состоит в нахождении зависимости спроса на перевозки от факторов, имеющие на него решающее влияние. Такие факторы являются ключевыми макроэкономическими показателями. Для перевозки грузов — в основном, это валовый внутренний продукт, объем производства по отраслям экономики, объем ввозимых и вывозимых товаров. Фактор времени также важен, в котором, как правило, накапливаются все экономические и социальные процессы.

Для принятых параметров проводится актуальная статистическая выборка за определенный период времени. Если в предыдущие периоды имеют место значительные изменения в социально-экономической сфере (резкое изменение в уровне цен и тарифов, объемов выпускаемой продукции, уровень жизни населения, значительное влияние форс-мажорных обстоятельств и т. д.), тогда вводятся и другие параметры.

Список литературы

  1. В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие.— Мн. Интерпрессервис; Экоперспектива,.— 380 с.. 2001
  2. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  3. Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: Санжаревский И.И. Изд.6-е, испр. и доп. Тамбов. 2016.
  4. Сидельников Ю.В. «Системный анализ технологии экспертного прогнозирования». – М.: Изд-во МАИ, 2007.
Просмотров работы: 515