МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ СРОКОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУБОПРОВОДОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ СРОКОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУБОПРОВОДОВ

Васильев Д.Е. 1
1Тюменский индустриальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Очистка трубопровода.

Очистка полости трубопровода проводится с целью поддержания его пропускной способности, удаления скоплений воды и внутренних отложений, а также с целью подготовки трубопровода к внутритрубной диагностике.

Работы по очистке промысловых трубопроводов должны вестись с соблюдением мер по обеспечению пожаровзрывобезопасности.

Периодичность и методы очистки трубопровода определяются (уточняются) по результатам предшествующих очисток в зависимости от количества и вида отложений, вынесенных из трубопровода. Для очистки трубопроводов используются механические, химические, термические и комбинированные способы очистки.

Для очистки стеклопластиковых, металлопластовых и стальных трубопроводов, а также проверки проходимости трубопроводов, могут применяться полиуретановые шары различной твердости.

Механические способы очистки могут быть следующими:

  • повышение скорости движения перекачиваемой жидкости;

  • гидропневматический;

  • пропуск гелевых скребков;

  • пропуск механических очистных устройств

Путем повышения скорости перекачки и гидропневматическим способом следует производить очистку трубопровода от механических примесей. При гидропневматическом способе через трубопровод пропускается смесь воды и воздуха в соотношении 1:6

Для периодического запуска в трубопровод и приема из него внутритрубных снарядов-дефектоскопов, очистных скребков и других поточных средств используются камеры пуска-приема средств очистки и диагностики

Очистка полости трубопровода с помощью механических устройств должна выполняться подготовленным персоналом, согласно инструкции на проведение очистных работ. Инструкция должна предусматривать:

  • организацию работ по пропуску очистных устройств;

  • технологию пуска и приема очистных устройств;

  • методы и средства контроля за прохождением очистных устройств;

  • действия при возможных остановках очистных устройств;

  • требования безопасности и противопожарные мероприятия;

  • вопросы утилизации вынесенных при очистке загрязнений.

Используемые очистные устройства должны иметь полный комплект разрешительной и эксплуатационной документации, в том числе:

  • сертификат соответствия ГОСТ Р;

  • заключение о взрывобезопасности;

  • паспорт;

  • руководство по эксплуатации.

Перед проведением очистки должны быть выполнены все подготовительные работы, в том числе проверка:

  • состояния подъездных дорог к камерам запуска и приема;

  • исправности и готовности камер запуска и приема;

  • отсутствия жидкости в дренажных емкостях;

  • исправности линейных задвижек – обеспечивается их полное открытие и исключение ситуаций, когда они могли бы быть закрыты во время движения очистного устройства, неисправности задвижек должны быть устранены;

  • исправности манометров на линейной части трубопровода;

  • нахождения сигнализаторов в рабочем положении;

  • состояния очистного устройства и наличия документов к нему;

  • наличия УКК на трубопроводе и на время пропуска очистного устройства извлечение образцов-свидетелей.

При проведении первой очистки трубопровода, перед запуском основного очистного устройства рекомендуется произвести предварительный пропуск мягкого поролонового поршня или скребка-калибра с калибровочной пластиной.

Для очистки внутренней полости трубопровода от парафино-смолистых отложений, глиняных тампонов и грязи, а также удаления посторонних предметов очистной скребок СКР-1

Рисунок 3.1 Скребок СКР-1

1 - бампер; 2 - диск ведущий; 3 - диск прокладочный; 4 - диск чистящий; 5 - манжета поддерживающая; 6 - корпус; 7 - диск чистящий щеточный; 8 - передатчик; 9 - бампер для передатчика

Рабочая среда для скребков – нефть, нефтепродукты, вода.

Корпус скребка представляет собой стальную полую конструкцию. Фланцы, приваренные в средней и задней частях корпуса, обеспечивают крепление на них: двух ведущих, четырех направляющих дисков, разделенных прокладочными дисками малого диаметра и одной или двух манжет (в зависимости от конструкции). Прокладочные диски обеспечивают определенное расстояние между ведущим и чистящими дисками. Диски и манжеты изготавливаются из высококачественных полиуританов, стойких к истиранию. На переднем торце скребка расположены байпасные отверстия, ось которых направлена под углом к стенке трубопровода. Они предназначены для размыва отложений, которые скребок счищает с внутренней поверхности трубопровода и толкает впереди себя. Байпасные отверстия могут закрываться заглушками-болтами. В задней части скребка в защитной раме может устанавливаться передатчик для скребка. На заключительной стадии очистки, перед пропуском дефектоскопа Ультраскан, на передней и на задних частях скребка вместо одного прокладочного устанавливается щеточный диск. Такой скребок называется скребком типа СКР-1 или специальным. Минимальное проходное сечение трубопровода необходимое для пропуска очистного скребка, составляет 85% от Dн. Специальная комбинация чистящих и щеточных дисков обеспечивает эффективное удаление отложений с внутренних стенок нефтепровода и из коррозионных углублений в стенках.

Комплекс мероприятий по защите трубопроводов от коррозии разрабатывается проектной организацией и в общем случае включает применение:

  • коррозионно-стойких труб;

  • технологических методов;

  • химических методов;

  • электрохимической защиты;

  • защитных покрытий.

К наиболее распространенным способам защиты нефтепромысловых трубопроводов относится ингибиторная защита. Ингибитор вводят постоянным или периодическим впрыском дозировочными насосами в чистом виде или в 10- 20 % -ном растворе в нефти. Ингибитор вводят из расчета 20–300 г/м3 жидкости вообще или водной фазы. Успешная защита трубопроводных систем от коррозии может быть осуществлена при своевременном обнаружении коррозионных разрушений, определении их величины и выборе защитных мероприятий. В начальный период эксплуатации состояние трубопровода определяется качеством проектирования и строительства. Влияние этих факторов уменьшается во времени и доминирующее значение приобретают условия работы трубопровода. В процессе работы изменение технического состояния транспортной магистрали происходит под воздействием эксплуатационных факторов, одним из которых является коррозия внутренней и внешней поверхности труб. При электрохимической защите подземных трубопроводов требуется выполнять ряд измерений: разности потенциалов труба-земля; поляризационного потенциала на трубопроводе; величину коррозионной активности грунтов; состояние изоляционного покрытия. Перечисленные измерения позволяют оценить остаточный эксплуатационный ресурс труб с учетом эффекта старения металла. Способы защиты трубопроводов от наружной коррозии подразделяются на пассивные и активные.

В целях предотвращения нарушения целостности нефтепромысловых трубопроводов, вследствие их коррозионного износа от воздействия транспортируемых сред, в трубопроводы осуществляется подача химических реагентов - ингибиторов коррозии, которые способны образовывать на поверхности металла трубопроводов защитную «пленку», снижая скорость его коррозии.

Ингибиторная защита - это управляемый и перенастраиваемый технологический процесс нанесения и поддержания в работоспособном состоянии защитной «пленки» на внутреннюю металлическую поверхность трубопроводов и оборудования без остановки, каких-либо элементов системы транспорта.

В качестве химических реагентов – ингибиторов коррозии на нефтесборных трубопроводах в 2014 году используются:

  • «АЗОЛ-5040»

  • «АЗОЛ-5042»

  • «ЕТК-5277».

Водорастворимый ингибитор коррозии «Азол 5040» представляет собой композицию азотсодержащих поверхностно-активных веществ в низкозамерзающей жидкости на основе метанола.

«Азол 5040» предназначен для защиты от коррозии напорных и выкидных трубопроводов, транспортирующих обводненные газожидкостные и нефтяные среды, содержащие сероводород и углекислый газ. Наиболее эффективно ингибитор работает на системах нефтесбора. Хранение и транспортировка ингибитора «Азол 5040» допускается в диапазоне температур от минус 50°С до плюс 45°С.

Водорастворимый ингибитор коррозии Азол 5042 представляет собой композицию азотсодержаших поверхностно-активных веществ в низкозамерзающей жидкости на основе метанола. Ингибитор коррозии Азол 5042 предназначен для защиты от коррозии напорных и выкидных трубопроводов, транспортирующих обводненные газожидкостные и нефтяные среды, содержащие сероводород и углекислый газ.

Продлить срок службы трубопроводов можно, применяя следующие способы защиты: нанесение на металл конструкции из малостойкого металлического тонкого слоя другого металла, которые обладают меньшей скоростью коррозии в данной среде, например, горячее алюминирование, оцинкование, хромирование;

Пассивные способы защиты предусматривают изоляцию наружной поверхности трубы от контакта с грунтовыми водами и от блуждающих электрических токов, которая осуществляется с помощью противокоррозионных диэлектрических покрытий, обладающих водонепроницаемостью, прочным сцеплением с металлом, механической прочностью. Для изоляции трубопроводов применяют покрытие на битумной основе, на основе полимеров и лаков.

Изоляционные покрытия, применяемые на трубопроводах, должны удовлетворять следующим основным требованиям:

  • обладать высокими диэлектрическими свойствами;

  • быть сплошными;

  • обладать хорошей адгезией (прилипаемостью) к металлу трубопровода;

  • быть водонепроницаемыми;

  • обладать высокой механической прочностью и эластичностью; высокой биостойкостью;

  • быть термостойкими (не размягчаться под воздействием высоких температур и не становиться хрупкими при низких);

  • конструкция покрытий должна быть сравнительно простой, а технология их нанесения — допускать возможность механизации.

Практика показывает, что даже тщательно выполненное изоляционное покрытие в процессе эксплуатации стареет: теряет свои диэлектрические свойства, водоустойчивость, адгезию. Встречаются повреждения изоляции при засыпке трубопроводов в траншее, при их температурных перемещениях, при воздействии корней растений. Кроме того, в покрытиях остается некоторое количество незамеченных при проверке дефектов. Следовательно, изоляционные покрытия не гарантируют необходимой защиты подземных трубопроводов от коррозии. Исходя из этого защита трубопроводов от подземной коррозии независимо от коррозионной активности грунта и района их прокладки должна осуществляться комплексно: защитными покрытиями и средствами электрохимической защиты

ЛИТЕРАТУРА

  1. РД 39-132-94. Правила по экплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов;

  2. СНиП 2.03.11-85. Защита строительных конструкций от коррозии;

Просмотров работы: 203