СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Айрапетян М.В. 1
1Филиал ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" в г. Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, посредством экономического прогнозирования и планирования происходит социально-экономическое развитие любого государства.

Главным результатом эффективности государственных закупок является разумное и целенаправленное расходование средств федерального бюджета и внебюджетных фондов при исполнении государственного заказа. Планирование в данной области играет одну из главных ролей [2].

Переходя к вопросам рассмотрения системы планирования необходимо отметить, что в широком смысле планирование – это деятельность, направленная на определение целей и задач учреждения, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач. Современная наука рассматривает планирование на трех уровнях:

- национальный (общегосударственный);

- уровень отдельной административно-территориальной единицы (местный);

- уровень субъекта хозяйствования (локальный) [4].

С 2016 года система планирования закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ претерпела существенные изменения. И, прежде всего, это связано с увеличением плановых документов и требований по их формированию, утверждению, размещению и исполнению. Заказчик формирует план закупок, план-график и обосновывает эти две формы [2].

Вторая глава закона о КС подробно регламентирует порядок формирования планов закупок и планов-графиков. Планы закупок должны формироваться заказчиками исходя из целей и мероприятий, предусмотренных госпрограммами РФ (в том числе ФЦП, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ, муниципальными программами, а также с целью выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов. Планы закупок формируются заказчиками в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждаются после доведения до заказчиков объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Планы закупок содержат информацию об идентификационном коде закупки, ее цели, наименование объектов, объем закупки и т.д.

В отличие от планов закупки планы-графики в 44-ФЗ содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок, а закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. В планах-графиках содержится более детальная информация о планируемых закупках, нежели в планах закупок. Также заказчики обязаны размещать планы-графики в единой информационной системе.

Отмечу, что планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия соответствующего закона о бюджете, то есть на три года.

Что касается планов графиков в рамках 94-ФЗ, то в законе имеется лишь несколько упоминаний о них и ссылки на то, что установление порядка размещения, формы планов-графиков находится в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

В плане закупок и в плане-графике должны содержаться элементы обоснования закупок, регулируемые ст. 18, такие как:

1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) [1].

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Далее целесообразным и необходимым представляется рассмотреть методы установления цен:

- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является одним из главных для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 6 ст. 22 Закона);

- нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (ч. 7 ст. 22 Закона);

- тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги (ч. 8 ст. 22 Закона);

- проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:

а) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;

б) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (ч. 9 ст. 22 Закона).

С 2016 года в плане закупок, плане-графике, документации, контракте и других документах, относящихся к закупке, нужно будет указывать идентификационный код закупки. В реестре контрактов он появился в 2017 году. Идентификационный код закупки включает 36 цифр: 1–2 (год); 3–22 (код заказчика, присвоенный ему при регистрации на официальном сайте); 23–26 (номер закупки из плана закупок); 27–29 (номер закупки из плана-графика); 30–33 (код по каталогу товаров, работ, услуг); 34–36 (КОСГУ) [5].

Исходя из выше перечисленного, можно констатировать, что в рамках реформирования системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в РФ серьезным изменениям подверглись положения, касающиеся ответственности должностных лиц за осуществление планирования. Законом о контрактной системе предусмотрена ответственность заказчика за осуществляемые действия по планированию, однако реальный механизм действия данных норм пока не заработал на практике.

Литература

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (в ред. от 02.07.2013) // «Собрание законодательства РФ».

  2. Белова С. В., Руденко А. В. Надзор за исполнением законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов // Законность. - 2014. -№ 9. – С. 54-57.

  3. Борисов А. Н., Трефилова Т. Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). - М.: «Деловой двор», 2014. - 64с.

  4. Сакалова Р. М. Планирование закупок для государственных и муниципальных нужд: анализ нового законодательства // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 251-254.

  5. Калмыков Ю. П. Генезис нормативно-правового регулирования государственной закупочной деятельности // Современный юрист. - 2014. - № 2. - С. 32-38.

 

Просмотров работы: 74