ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Решетникова А.А. 1
1Филиал ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" в г. Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ограниченный интерес государства к применению разработок НТП в индустрии негативно сказывается в области науки и производства. Финансовое состояние огромного количества предприятий на сегодняшний день не дает основания для размышлений о совершенствовании их изготовления и росте технико-технологической базы.

За первый десяток XXI в. социально-экономические проблемы России приняли настолько напряженный характер, что изменения как внутренней, так и внешней экономической политики стало проблемой сохранения России на экономической и политической карте мира. На этом фоне большое значение получает продуманная региональная экономическая политика [1].

В помощь для ее реализации в 2014 г. создан Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2].

Можно заметить, что в нашей стране каждый субъект, входящий в его состав, является не только уникальным по географическому положению и климатическим условиям, но и по социально-экономическому развитию. Благодаря этому, решение экономических проблем определенного региона невозможно реализовать посредством многогранных моделей процесса. Поэтому важно понимать и учитывать различные характеристики региона. Следовательно, региональная экономическая политика подчиняется целям и задачам социально-экономической политики региона со стратегическим ориентиром на увеличение качества жизни населения [3].

Отношение Российской Федерации к нынешнему стратегическому планированию региона основывается на действующие нормы долгосрочного территориального планирования с использованием современных технологий. Главной целью стратегического планирования социально-экономического развития региона является достижение самодостаточного уровня развития. Для результата поставленной выше цели основным условием является эффективное и качественное территориальное управление, которые в условиях рыночной экономики осуществляется за счет стратегического регионального планирования [4].

В Краснодарском крае существует постановление главы администрации, называемое «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Краснодарского края и плана мероприятий по ее реализации».

За время реализации данной стратегии происходит тенденция социально-экономическое развитие региона, и сохраняются устойчивые позиции края в экономическом пространстве нашей страны.

Экономический рост привел к новым рабочим местам, произошел опережающий рост уровня жизни населения Кубани, а также обеспечил один из самых низких в стране уровень безработицы, и при этом один из самых высоких темп роста реальных доходов. Лишь за период 2010-2016 гг. реальные доходы выросли почти на 56,1%, то есть произошел прирост в 4,5 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации [2].

Ежегодно возрастает вклад Краснодарского края в валовой внутренний продукт России и в формирование федерального бюджета. Наш край неизменно входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта. Если в 2008 г. Кубань занимала в этом рейтинге 7 место, то в 2014 и 2015 гг. – уже 5 место.

В течение нескольких лет наш край стабильно входит в число территорий России, имеющих максимальный инвестиционный потенциал при минимальном инвестиционном риске. По рейтингу инвестиционного климата в 2016 г. таких регионов только три: Московская область, г. Санкт-Петербург и Краснодарский край [2,5].

Наряду с этим происходит падение национальной валюты, а также обострение экономической неопределённости и заметный рост стоимости кредитных ресурсов, которые приводят к общему падению инвестиционной активности предприятий. Удельный вес Краснодарского края в российском объёме инвестиций снизился с 3,8% до 2,9%, в объёме строительных работ – 4,0% до 3,7%, в жилищном строительстве – с 6,1% до 5,6%.

С 2008 по 2016 гг. в экономику нашего региона вложено инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий на общую сумму около 5,5 трлн. рублей, из них в 2016 г. 429 млрд. руб. [6].

На рисунке 1 представлена динамика привлечений инвестиций в экономику Краснодарского края в 2012-2016 гг., млрд. руб.

А за первое полугодие 2017 г. в экономику региона привлечено 155,1 млрд. руб. инвестиций, а это на 0,7% больше, чем за аналогичный период 2016 г. Объем инвестиций в экономику Кубани, согласно прогнозам, по итогам 2017 г. вырастет на 4% и составит около 469 млрд. руб. [7].

Рисунок 1  Динамика привлечений инвестиций в экономику Краснодарского края в 2012-2016 гг., млрд. руб. (составлено автором)

Из рисунка наблюдается тенденция снижения привлечений инвестиций в экономику Краснодарского края за последние три года.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из главных назначений инвестиционной политики региона. Приоритетные цели политики администрации Краснодарского края  создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, и увеличение вклада продукции малых предприятий в ВРП и доходы бюджета.

В 2016 г. на территории края осуществляли деятельность свыше 90,7 тыс. малых и средних предприятий, а это в 2,1 раза больше чем в 2008 г. [5].

Это происходит благодаря грамотной и предельно сбалансированной политики, проводимой администрацией Краснодарского края, благоприятным образом влияющей на положительные тенденции в данном секторе экономики.

За период 2008-2016 гг. в Краснодарском крае реализовывались четыре региональные программы развития малого и среднего предпринимательства, мероприятия которых были направлены на совершенствование правовых и экономических условий для развития данной категории бизнеса в Краснодарском крае.

Таким образом, благодаря стратегии, направленной на поддержку реализации социально-экономической политики, Краснодарский край стабильно входит в первую десятку по всем показателям в нашей стране. Конечно, остались еще некоторые отрицательные моменты, но и они постепенно решаются.

Литература:

1. Нагдиева М.Г. Проблемы социально-экономического развития регионов в современных условиях // Вопросы структуризации экономики. – 2014. – №1. – С. 207-211.

2. Стратегия развития Краснодарского края // Министерство экономики Краснодарского края.  2003-2018.  URL: http://economy.krasnodar.ru/strategic-planning/the-strategy-of-development-of-krasnodar-region/files/rez_strat_2008-2016.pdf (Дата обращения: 01.01.2018).

3. Подугольникова М.О. Влияние региональной финансовой политики на социально-экономическое развитие территории (на примере Волгоградской области) // Управление. Бизнес. Власть. – 2016. – №3 (12). – С. 81-85.

4. Арепьева Я.Н. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития региона в современных условиях // Наука и современность. – 2016. – С. 63-64.

5. Оценка социально-экономического развития региональной экономической системы Краснодарского края: подходы, проблемы и приоритеты: монография / Е.В. Королюк, А.В.Алексеев, О.В. Вандрикова; под ред. Е.В. Королюк.  Краснодар: Краснодарский ЦНТИ-филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2017.  182 с.

6. Инвестиции на Кубань в 2017 г вырастут на 4%, достигнув около 469 млрд руб // МИА «Россия сегодня».  2018.  URL: https://ria.ru/interview/20171212/1510751191.html (Дата обращения: 02.01.2018).

7. Прогноз: Инвестиции в основной капитал на Кубани в 2017 году вырастут на 9% // Деловая газета. Юг.  2018.  URL: http://www.dg-yug.ru/rubriki/money/92216-prognoz-investiczii-v-osnovnoj-kapital-na-kubani-v-2017-godu-vyirastut-na-9.html (Дата обращения: 04.01.2018).

Просмотров работы: 249