СТИМУЛИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПУТЕМ УЛУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТИМУЛИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПУТЕМ УЛУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ СЕМЕЙ

Веснянова М.А. 1
1филиал ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" в г. Тихорецк
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По данным Росстата на 1 января 2017 г. численность жителей России достигла 146,8 млн. человек и возросла на 267,3 тыс. человек.

Когда мы питаемся оценить демографическую ситуацию, которая сложилась сейчас, мы, вынуждены анализировать результаты вчерашних демографических процессов. В этой сфере «вчера» и «сегодня» разделяют целые поколения. Невозможно объяснять сегодняшнюю численность населения и коэффициенты рождаемости только с позиций сегодняшнего дня. В отличие от политических демографические циклы, длятся десятилетиями.

Приходится учитывать историю страны. Такая катастрофа как Великая Отечественная война привела к спаду рождаемости в этот период и снижению на рубеже 1970-х г.

В своей речи Президент Российской Федерации упоминал, что дети 1970-х г. как раз рожали детей в трудные периоды 1990-х г., а малочисленное поколение 1990-х г. сегодня также начинает создавать свои собственные семьи. В 1965-1966 гг. наступил период окончания воспроизводства населения в РСФСР, когда показатель рождаемости опустился ниже уровня замещения поколений, а в 1992 г. начался период сокращения численности жителей. В качестве примера из мировой практики можно привести ситуацию сложившеюся в Китае, где население быстро растет, а показатель рождаемости уже давно находится ниже порога замещения поколений и по прогнозам сокращение численности населения в этой стране может наступить лишь в конце 2020-х годов.

Так же В.В. Путин говорил, что вопрос демографии – важнейший, определяющий развитие страны на десятилетия вперед. Мы должны и будем проводить здесь активную политику, предусмотрев для этого необходимые ресурсы, и добавив, несмотря на то, что ресурсов всегда не хватает. Решить проблемы, возникшие еще полвека назад невозможно в одно мгновение. На фоне почти двукратного снижения числа потенциальных родителей невозможно ожидать повышение рождаемости, необходимо все сделать, чтобы она осталась на достигнутом уровне. Для нулевого прироста при нынешней возрастной структуре населения нашей стране достаточно показателя в 2,1 ребенка на одну женщину, но уже через 10-20 лет для этого понадобится средний показатель 3 ребенка на одну женщину.

России не миновать демографического спада, так как численность женских возрастных групп с растущей рождаемостью подошла к концу. В 2012 г. максимальной численности достигла группа 25-29-летних женщин, а менее чем через 5 лет она стала меньше чем была в 2000 г., уменьшившись более чем на один миллион. Продолжает расти бездетность достигнув в наши дни 16 %. Менее 10 % женщин к началу 1990-х г. не имели детей, однако в период 1970-1980-х гг. не более 7 %.

Правительства Российской Федерации приняло ряд мер для увеличения рождаемости и снижение смертности, примером может служить распоряжение правительства РФ от 14.04.2016 г. № 669-р, в котором утвержден План мероприятий на период 2016-2020 гг. и концепции демографической политики России на период до 2025 г. В нем перечислен ряд мероприятий, направленных на повышение рождаемости, уменьшение смертности от устраняемых причин, развитие привычки к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом и управление миграции [5].

Согласно Федеральному закону от 24.12.2017 г. № 432-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» продлевается до 31 декабря 2021 г. период действия программы материнского капитала. В которой предоставляется воспользоваться средствами материнского капитала не только на улучшение жилищных условий семьи, пенсию матери, образование детей, но и на оплату пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении [4].

Если Россия по числу родившихся детей сравнялась со среднеевропейскими странами, то является аутсайдером по уровню смертности отставая от них на 27 %. Средняя продолжительность жизни в нашей стране ниже на 7-10 лет чем в странах Европейского союза. Поэтому чтобы не допустить уменьшение численности населения в ближайшие 5 лет придется активизировать потенциал, который находится в области снижения смертности. Для этого особое внимание уделяется работе системы здравоохранения и решения проблем связанных с улучшением условий труда.

Для облегчения материального положения семей с детьми принят Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 181-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году» разрешена разовая выплата в сумме 25 тыс. руб. за которой обратилось 1 860 980 владельцев государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на сумму 45,5 млрд. руб. Этот закон действовал до 31.12. 2016 г. [2].

Многодетным семьям при рождении 3 и последующих дней продолжает выплачиваться пособие в размере прожиточного минимума для детей установленного в данном субъекте Российской Федерации. Эта выплата осуществляется до достижения 3-х летнего возраста ребенком.

В 69 субъектах Российской Федерации в 2017 г. производилась данная выплата согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 г. № 2090-р «Об утверждении перечня субъектов РФ, в отношении которых в 2017 г. за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты». За 2013-2015 гг. в России коэффициент рождаемости повысился на 5,1 % [6].

В субъектах Российской Федерации с критической демографической ситуацией и малой рождаемостью коэффициент рождаемости за данный период увеличился на 9,9 %, а там, где данное пособие не выплачивалось он снизился на 1 %

Проблему обеспечения местами в детских садах удалась практически решить к 1 января 2017 г. на 99 %. Этому способствовало открытие частных детских садов и семейных дошкольных групп. Открываются дошкольные группы при школах и на предприятиях.

Продолжают открываться дошкольные образовательные центры, в результате чего 94,93 % детей получают образование, соответствующее стандартам дошкольного образования в Российской Федерации.

Очень строй остается проблема нехватки мест в ясельных группах для детей от 1,5 до 3-х лет. Об остроте этой проблемы говорит тот факт, что процент доступности дошкольного образования для данной возрастной группы равен 77 %, а это более 1 млн. детей.

Говоря о стимулировании рождаемости населения нельзя не коснуться такого вопроса, как обеспечение семьи жильем. В Российской Федерации действует федеральная целевая программа «Жилище», финансирование которой осуществляется из различных источников средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации и внебюджетных источников. В частности в 2016 г. на финансирование было потрачено 68366,61 млн. рублей и было предоставлено жилье 21,08 тыс. семей, в том числе 13,28 тыс. молодых семей.

В нашей стране проживает 1,4 млн. семей, у которых 3 и более детей, из них 314,5 тыс. семей подали заявления на предоставление земельного участка. В 2016 г. многодетным семьям было бесплатно выделено 92,3 тыс. участков под застройку.

2026 семей, имеющих 3-х и более семей в 2016 г. получили квартиры по договору социального найма.

С 2018 г. семьи, у которых с 1 января родится второй и/или третий ребенок, могут оформить ипотеку на льготных условиях под 6 % годовых, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 1711 «Об утверждении правил предоставления субсидий из Федерального бюджета Российским кредитным организациям и акционерному обществу «агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей» [7].

При рождении второго ребенка государство будет субсидировать ипотеку 3 года и 5 лет, если родится 3 ребенок. Но условие предоставления четко регламентированы:

– семья должна платить 20 % стоимости приобретаемого жилья из своих средств;

– застраховать приобретаемое жилье;

– застраховать договор ипотечного кредитования на случай смерти и болезни заемщика;

– жилье приобретается на первичном рынке: готовые квартиры по договору купли продажи или на этапе строительства по договору долевого участия.

Эти требования резко сократят число желающих воспользоваться этой программой, но так государство минимизирует риски невозвратных кредитов.

Семьи, которые раньше взяли ипотеку могут воспользоваться этой программой при условии, что у них родится второй или третий ребенок и договор будет рефинансирован после 1 января 2018 г.

Меры, которыми государство пыталось повысить рождаемость в стране были направлены на стимулирование появления на свет второго, третьего и последующих детей, но никак на появление первенца. Согласно проведенному в 2009 г. опроса Росстата «Семья и рождаемость» 89,6 % опрошенных сообщили, что на их решение о рождении первенца материальная поддержка государства не оказала влияния. Но при рождении второго ребенка тоже самое смогли сказать только 78,6 %. И 14,3% согласились с тем, что ключевую роль в решении родить второго или третьего ребенка оказала государственная поддержка.

Благодаря мерам семейно-демографической политики, которые правительство применяет на протяжении последнего десятилетия коэффициент рождаемости в 2016 г. 1,76, а максимальное значение он имел 1,78 в 2015 г. Поэтому, Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» призван подтолкнуть молодых родителей к появлению первенца [3].

В нем определена ежемесячная выплата семьям в связи с появлением первенца. Право на выплату получает семья при условии рождения ребенка после 1 января 2018 г. и если доход на одного члена семьи не превышает 150 % прожиточного минимума для трудоспособного населения принятого в данном субъекте Федерации, согласно Федерального закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты [1].

В качестве примера рассмотрим среднестатистическую молодую семью с первенцем, проживающую в Краснодарском крае. Прожиточный минимум для трудоспособного населения в 2018 г. составляет 10964 руб., а для детей 9773 рубля. По закону от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» для получения выплаты суммарный доход семьи не должен превышать: 10964*1,5*3=49338 руб.

Жена работала продавец-кассир со средней заработной платой 12000 руб. Муж работает водителем экспедитором и его средний заработок составляет 30000 руб., таким образом, суммарный доход данной семьи составлял 42000 руб., что позволяет этой семье претендовать на ежемесячную выплату в размере прожиточного минимума 2018 года для детей, проживающих в Краснодарском крае 9773 руб.

После выхода в декретный отпуск жене было начислено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 40% от среднемесячного заработка (для расчета которого в 2018 г. принимаются доходы за два полных предыдущих года – 2016-й и 2017-й), но не менее установленного законом минимума (который выплачивается, в том числе неработающим гражданам через Соцзащиту 3065,69 руб. – на первого ребенка): 12000*0,4=4800 руб.

Семейный доход за период декретного отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет будет состоять из заработка мужа, пособия по уходу за ребенком и ежемесячной выплаты: 30000+4800+9773=44573 руб.

Бюджет семьи не сильно изменился, а без этой ежемесячной выплаты резко сократился и семья испытывала бы существенные материальные трудности.

Выплаты осуществляют субъекты Российской Федерации, поэтому из федерального бюджета в 2018 г. выделены 21,4 млрд. руб. Отчитываясь о результатах выполнения «майских указов» 2012 г. правительство сообщило, что в 2016 г. родилось на 53 тыс. малышей меньше чем 2015 г. Это объясняется тем, что уменьшилось число женщин 20-29 лет, а ведь именно на долю этой возрастной группы приходится около 60 % родов. За период 2010-2015 гг. падение составило 14,6 %, а это ни много ни мало 1,75 млн. потенциальных матерей.

Таким образом, стимулирование рождаемости населения, путем улучшения материального благосостояния семей, скорее всего не приведет к резкому повышению рождаемости, но предотвратит ухудшение демографического состояния Российской Федерации, а адресная поддержка семей в данной экономической ситуации окажется действенной.

Литература

  1. План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства России от 14 апреля 2016 г. № 669-р – URL: http://base.garant.ru/ – (дата обращения 08.01.2018).

  2. О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 24 декабря 2017 г. № 432-ФЗ – URL: http://base.garant.ru/ – (дата обращения 08.01.2018).

  3. О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году. [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 181-ФЗ – URL: http://base.garant.ru/ – (дата обращения 08.01.2018).

  4. Об утверждении перечня субъектов РФ, в отношении которых в 2017 г. за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства России от 05 апреля 2016 г. № 2090-р – URL: http://base.garant.ru/ – (дата обращения 10.01.2018).

  5. Об утверждении правил предоставления субсидий из Федерального бюджета Российским кредитным организациям и акционерному обществу «агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1711 – URL: http://base.garant.ru/ – (дата обращения 18.01.2018).

  6. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей. [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ – URL: http://base.garant.ru/ – (дата обращения 09.01.2018).

  7. О прожиточном минимуме в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ – URL: http://base.garant.ru/ – (дата обращения 08.01.2018).

Просмотров работы: 288