СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Кравченко А.А. 1
1Филиал ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" в г. Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Российской Федерации сложилась очень сложная ситуация в сфере малого и среднего бизнеса. Приток новых предпринимателей на 2017 год составляет 3%, в то время как отток – 9%. Из-за этого страдает не только экономика страны, но и её граждане, которые остаются без рабочих мест, их уровень жизни соответственно снижается. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет лишь 20%, в это же время за границей один лишь малый бизнес занимает более 65% ВВП страны [1]. В развитых зарубежных странах поддержка малого и среднего бизнеса считается стратегически важной для развития их экономических систем. Поддержка малого и среднего бизнеса в нашей стране, которую оказывает Правительство и Центральный Банк оказывается малоэффективной.

Однако в июне 2016 г. Правительством России была окончательно утверждена Стратегия развития малого бизнеса до 2030 года. Сам факт появления такого документа говорит, что отношение к МСП меняется. К Стратегии прилагается «дорожная карта» – план мероприятий с указанием срока исполнения, наименования ответственного ведомства и конкретными целевыми показателями. Всего в документе отражено 8 направлений, по которым предусмотрены конкретные меры поддержки. Стратегия развития предусматривает освобождение отдельных рыночных ниш для малого предпринимательства. Предполагается, что субсидии из федерального бюджета будут предоставляться в зависимости от достигнутых целевых индикаторов «дорожной карты» в каждом регионе. Повышение конкурентоспособности МСП должно быть обеспечено введением «Единого стандарта развития конкуренции» для всех 85 субъектов Федерации. Документ содержит конкретные показатели участия малых предприятий в каждой сфере, которые должны обеспечить региональные власти. Например, на рынке розничной торговли – их доля должна не меньше 20% от общего оборота, а ежегодный рост – не меньше 5%. Каждый год будут постепенно увеличивать квоту для малых и средний предприятий по участию в госзакупках. Оборот рынка государственных заказов составляет в год около 12 трлн. рублей (почти 30% ВВП).

Давайте рассмотрим особенности организации механизма кредитования малого и среднего бизнеса как формы его гос. поддержки в различных странах с целью обнаружения перспективных вариантов его применения в России.

Наиболее богатый опыт в кредитовании малого и среднего бизнеса накоплен в США. В американской экономике сложилось две независимо сосуществующих формы финансовой поддержки малого предпринимательства: частное и государственное. Государственная поддержка малых предприятий осуществляется прямым финансированием через специально созданную в 1953 году Администрацию Малого Бизнеса США (SBA) [2]. Данная государственная структура имеет региональные и межрегиональные подразделения по всей территории США, существующие в форме филиалов или местных центров и финансируемые из федерального бюджета. Данные подразделения оказывают предпринимателям услуги в любой сфере инфраструктуры малого бизнеса и на любом этапе его существования: от самозанятости до выхода на мировой рынок. Организация такой структуры имело бы положительный эффект и в России.

В Администрации Малого Бизнеса ежегодно разрабатываются и реализуются программы развития малого бизнеса по разным направлениям. Наиболее известные из них – «7a» и «504».

Основные преимущества программы «7a» заключаются в организации возможности предоставление государственных гарантий малым предприятиям при получении банковских кредитов в случае, если оно не имеет требуемого банком обеспечения. В частности, для суммы не более 750 тыс. долл. США гарантия предоставляется на 75% займа; не более 100 тыс. долл. США – на 80%. Данная программа имеет значительные сроки предоставления государственных гарантий: до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной, при этом процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

Другим продуктом, реализуемым в Администрации Малого Бизнеса, является программа «504». Ее роль в системе государственной поддержки малых предприятий заключается в оказании содействие предпринимателям в расширении и модернизации своего бизнеса. Деятельность организации малого бизнеса подвергается анализу с точки зрения его финансового состояния. При положительном решении ему предоставляется долгосрочный кредит для покупки элементов основного капитала.

Реализация программ, подобных «7a» и «504» в российской практике позволило бы в значительной степени улучшить механизм предоставления государственных поддержки малого бизнеса.

В Германии государство предоставляет финансовые ресурсы коммерческим кредитным организациям, кредитующим малые предприятия, с целью стимулирования микрофинансирования малого бизнеса.

Особенностью предоставления кредитов по немецким государственным программам являются разработанные единые и ясные для всех правила в совокупности с типовыми принципами банковского кредитования, т.е. кредиты могут получить только кредитоспособные предприниматели, а прочие факторы во внимание не принимаются. Заявки на получение кредитов подаются в коммерческие банки, которые заключают с финансовой группой KfW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Затем государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с предприятием кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателей по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя от 50 до 100 % ответственности за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.

Один из «больных» вопросов для малых и средних предприятий – недостаток средств на развитие бизнеса. Торговые организации испытывают дефицит оборотного капитала. С наступлением кризиса банки резко сократили кредитование, ужесточили условия для заемщиков. Банк России начиная с 2016 г. увеличил фонд кредитования до 75 млрд. руб., что на 25% больше 2015 г. На 2017 г. планируется довести общий объем кредитования до 156 млрд. руб.

Стратегия развития предусматривает повышение доступности лизинга оборудования для малых предприятий. Государство намерено внести специальный взнос в «Корпорацию МСП» с целью «докапитализации» региональных лизингодателей и расширения льготных программ поставщиков. Кроме того, устанавливаются единые требования к работе всех региональных гарантийных фондов для увеличения доли кредитов для малого бизнеса.

Планируется ввести много поправок в законы, регулирующие налоговую политику и другие сферы хозяйствования. Их основная задача: увеличить количество малых предприятий, ИП. Если на начало 2016 г. их было 39 на 1 тысячу населения, то к 2030 г. должно стать – 46 единиц. Должны быть утверждены «Правила недескриминированного доступа ...» к инженерно-техническим сетям (вода, тепло, газ). Документ направлен на снятие административных барьеров при подключении малых и средних предприятий к ключевым ресурсам [2]. Налоговую нагрузку на малые и средние предприятия обещают не увеличивать как минимум 3 года. Будет расширен список ОКВЭД, подпадающих под патентную систему налогообложения [3].

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года должна, как считает Правительство, резко увеличить долю самозанятого населения в экономике. Реализация Стратегии к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в ВВП в два раза (до 40%), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, производительность труда – в 2 раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего бизнеса – до 20% и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения – до 35% [2].

Принятое решение направлено на обеспечение координации действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Литература

1 Tennent J. The Economist Guide to Financial Management. London, Profile Books Ltd., 2008.

2. Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 года №1083-р.

3. Яценко И.А. Влияние налогового регулирования на стимулирование инвестирования в сельском хозяйстве / В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 247-250.

Просмотров работы: 101