ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Гурьева Т.В. 1
1ГАОУ ВО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Еще в начале XX века приоритетные позиции занял интерес к профессиональной деятельности. И этому есть свое объяснение, так, как до этого времени не существовало свободного выбора профессии, люди были вынуждены ограничиваться сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. И только после промышленной революции вопрос о выборе профессии стал актуальным.

В настоящее время профессиональная деятельность занимает особое место в жизни каждого. Для человека она является смыслом жизни, в ней сосредотачиваются все наши помыслы и цели. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит формирование личностных качеств, необходимых для той или иной специальности, то есть становление человека как специалиста.

Итак, что такое профессиональная деятельность? Этот термин встречается в законах регламентирующий трудовые, административные и конституционные отношения. Тем не менее, не имеет единого содержания. В теории права под «профессиональной деятельностью» понимается деятельность, осуществляющаяся на основе специальных знаний, умений и навыков. Она требует определенную подготовку.4.

В свою очередь, профессионал – это физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, регулируемую законами.

Проблема формирования личности профессионала отражает проблему соотношения личности и профессии в целом.

Формирование профессиональных качеств необходимо для осуществления деятельности специалиста. Это очень долгий и кропотливый труд, зависящий от огромного количества факторов. Оно протекает в течение всей профессиональной жизни человека. Сначала это начинается с момента выбора профессии, идет в период обучения и продолжается до прекращения выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Этот процесс напрямую зависит от изменчивости какой-либо профессии в течение жизни (появление новых методов, технологий), требований общества к ней.

Многие исследователи, рассматривая профессиональное становление личности, выделяют уровни, стадии и этапы, которые проходит специалист в своём профессиональном продвижении. На данный момент, в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.

Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А. Климовым 3:

  • оптант – фаза выбора профессии;

  • адепт – человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её;

  • адаптант – привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;

  • интернал – опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;

  • мастер, авторитет, наставник.

В свою очередь, К.М. Левитан выделяет три основные стадии 5]:

  • подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии;

  • начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала;

  • основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала.

Начальный этап профессионального самоопределения достаточно хорошо изучен. Это этап выбора профессии выпускниками общеобразовательной школы и формирования профессиональных намерений. Многочисленные исследования показывают, что стремление найти своё место в жизни, в профессиональной деятельности, потребность в профессиональном самоопределении являются одним из самых важных психологических новообразований старшего школьного возраста. Старшие школьники отвечают на новые ожидания общества, активизируют поиск профессии, которая способна удовлетворить эти ожидания, а также и их личные нужды, в значительной степени определяемые уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью они анализируют свои возможности с точки зрения развития у себя профессионально значимых качеств, формирует самооценку собственной профессиональной пригодности.

Подготовкой грядущего специалиста занимаются профессиональные образовательные учреждения. База профессионального образования представляет собой формирование личности будущего специалиста, базирующегося на своих собственных познаниях, умениях, и способностях. Более необходимым для становления личности является самореализация, т. е. наращивание личностных возможностей.

Развитие и становление личности специалиста происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно подразумевает изменения сущностных сил личности, преобразование сформировавшихся установок, ориентации, мотивов поведения под воздействием изменяющихся социальных отношений.

Развиваясь, личность формируется, принимает определённую форму. Эта форма позволяет функционировать в общественной жизни человека в индивидуальной и коллективной форме. Под «формированием» понимается совокупность способов, методов и общественного влияния на индивида, имеющих целью создать у него систему определённых отношений, ценностных убеждений, ориентаций, а также воспитать мастерски важные качества. Прогнозируя свое будущее, личность сама себя формирует. Таким образом, формирование личности – процесс развития социально важных качеств личности, ее убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, черт характера 1. По мере развития личности начинает расти целостность её психологической организации, идет накопление нового потенциала развития.

Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова в своем исследовании отмечают, что в процессе индивидуального развития, пытаясь точно указать момент возникновения личности, мы рано или поздно встречаемся с трудноопределимым временем специфичной «подготовки» к появлению объекта, которую обозначают словом «становление». Внешний наблюдатель зачастую имеет возможность разглядеть черты будущего объекта, впрочем они ещё не складываются во что-нибудь определённое целое, которое наблюдателю известно по другим образцам. Становление и развитие неделимо. Размышляя о становлении и развитии личности, мы рассматриваем период когда формирования личности, которая ещё не выявилась вполне. Когда мы рассуждаем о развитии какого-либо объекта, мы часто имеем в виду, что этот объект как-то развивается, совершенствуется.

Процесс формирования личности профессионала обусловливается синтезом возможностей, способностей, активности личности и требованиями деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится к формулам:

  • «проявление личности в профессии», т. е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении основных познавательных интересов;

  • «развитие личности в деятельности». Это отражается в формировании профессионально ориентированных качеств человека (его личностных черт и организма), расширении сферы познания окружающего мира, развитии форм и содержания предмета общения.

Формирование личности специалиста характеризуется внутренней противоречивостью процессов индивидуального развития человека — неравномерностью изменений и разновременностью фаз развития, а еще зависимостью психического становления личности от смены различных видов деятельности на профессиональном пути и в течение коротких промежутков времени.

Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Любая специальность создает подобные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.

Психологический отпечаток накладывает на личность человека любая профессиональная деятельность, по-своему «деформируя» ее, тем самым вызывая проблемы в формировании специалиста.

Такая «деформация» имеет возможность стать предпосылкой как для специалиста высокого класса, так и для развития профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, отрицательно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, эмоциональным дискомфортом, кризисными явлениями. Одним из проявлений профессиональных деструкций личности является феномен эмоционального выгорания.

Таким образом, в процессе профессионального становления у человека должна присутствовать не только мотивация, но также должно быть развитие способов профессионального самосознания, профессионально важных качеств личности, должна повышаться профессиональная компетентность и профессиональная готовность. На данном этапе имеет место становление персонального стиля деятельности, повышения уровня знаний, умений, способностей и профессионального опыта. Человек должен рассматривать себя как деятельного субъекта, активно преобразующего мир своим профессиональным трудом. Именно уровень развития мировоззрения, степень сформированности системы взглядов на мир, общество, самого себя, глубина убеждений определяют выбор человеком места в жизни, отношение к труду и к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Литература

  1. Альмуханова А. Б. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: Более 5000 психологических терминов и понятий.− М.: Эксмо, 2007.

  2. Дружинин В. Н.. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. − СПб.: Питер, 2009.

  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

  4. Лекции. Правовое регулирование профессиональной деятельности. Поволжский государственный университет сервиса, 2016. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5350698/

  5. К. М. Левитан. Деонтологический аспект в высшем образовании. Учебник для вузов.

Просмотров работы: 498