ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ЮНОШЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ЮНОШЕСТВА

Харченко О.А. 1
1Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Факультет техники и современных технологий
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Качественные перемены в обществе и ориентация на рыночные отношения меняют ценностные установки людей, усложняют межличностные взаимодействия, ломают устоявшиеся стереотипы и способы поведения. Есть понимание того, что от индивидуальной самореализации каждой личности зависят масштабы достижения индивидуальных успехов и уровень развития всего общества в целом. Чтобы реализовать себя духовно и социально, индивиду необходимо познать себя, свое окружение и свое место в этом окружении.

Молодой индивид, окончивший ВУЗ, призван быть готовым к управленческой деятельности. Для этого ему необходимы не только профессиональные знания, но и навыки в области социального управления, социологии организации предприятия, психологии работы с людьми. индивид, вступая в общение с людьми (работа, учеба, отдых), воспринимается и оценивается окружающими как личность. Каждая личность обладает такими психологическими компонентами, как воля, интеллект, эмоции. индивид не рождается личностью. Он становится ею в процессе трудовой деятельности, общественного воспитания и самовоспитания. Очень важным качеством личности является умение контролировать свои действия, правильно оценивать их и совершенствоваться с позиций моральных требований общества.

Механизм формирования духовного склада личности молодого рабочего сложен. В нем особое место принадлежит потребностям и интересам. Потребности определяют направленность действий индивида, являются исходным побуждением к поступкам. Разнообразие потребностей личности - один из отправных моментов разносторонности ее интересов.

Интерес - сознательная форма проявления одной или нескольких потребностей. На формирование интереса решающее воздействие оказывают те материальные и социальные условия, в которых воспитывается и трудится молодой рабочий. Интересы по содержанию бывают материальные, профессионально-трудовые, познавательные, коллективные и т. д. Знание основных интересов личности позволяет определить мотивы ее поведения. Интересы делят на активные и пассивные. Активный интерес проявляется настойчивостью в овладении знаниями, профессиональными приемами и пр. Пассивный интерес характеризуется слабым проявлением целенаправленности в деятельности личности. Способный, но пассивный молодой индивид не добивается результатов, на которые способен.

Основную значимость в определении устремленности личности представляют миропонимание и убеждение. Миропонимание высказывает общий взгляд личности на общество в целом и на собственное место в нем. Основы, какими индивид придерживается в взаимоотношении к народам, труду, лично для себя, базируются на его взглядах. Четкие и постоянные взгляды могут помочь индивиду быть целенаправленным, поочередным, способным одолевать проблемы, никак не утрачивать жизнерадостности в сложные минуты. Односторонность взглядов, преимущество в них повседневного, обывательского обязательно ведет к сужению социальных контактов личности, к замораживанию её способностей. Соперничество за систематическое осуществление норм формирования, усовершенствование организации работы и технологические процессы изготовления, а в связи с данным высокая плата за хорошую трудовую деятельность – образец проявления крепкой материальной заинтересованности. Деятельность только лишь для значительного оклада в урон качеству, за счет беспощадной эксплуатации машин и элементов считается образцом болезненной материальной заинтересованности. Основным течением развития личности в нынешнем мире считается предоставление слаженного сочетания её заинтересованностей с увлечениями общества. Для того чтобы достичь данной миссии, следует понимать персональные свойства индивида: его характер, темперамент, подход к собственной личности, волевые качества характера.

Характер - индивидуальный склад личности индивида, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности, складывающийся и, проявляющийся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. В переводе с греческого «характер» - это"чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает индивид, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживаем себя и в чертах характера. К свойствам характера относятся: трудолюбие, леность, добросовестность, небрежность, инициативность, безынициативность.

Личность индивида характеризуется не только тем, что он создает, однако и тем, как он это создает. Действуя на базе единых интересов и разделяемых абсолютно всеми взглядов, устремляясь в жизни к единым целям, люди имеют все шансы выявлять в собственном социальном поведении, в своих поступках и действиях не похожие, иногда обратные персональные характерные черты. Возможно наравне с иными людьми ощущать эти же проблемы, осуществлять с одинаковым триумфом собственные прямые обязанности, любить либо не любить одно и то же, но являться при этом мягким, покладистым. Формирование характера совершается в обстоятельствах подключения личности в разнообразные по степени формирования общественные категории (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе и т. д.). В зависимости от того, как исполняется индивидуализация личности в команде и каков уровень формирования межличностных взаимоотношений в ней, смогут развиваться в одном случае доступность, честность, решимость, твердость, прочность характера, в другом случае - замкнутость, лицемерие, трусливость, бесхарактерность. В коллективе, как в группе высокого уровня формирования, образовываются более подходящие способности формирования и укрепления наилучших качеств характера. Данный ход содействует оптимальной интеграции личности в коллективе и последующему формированию самого коллектива.

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, по проявляемой энергии. Так, один индивид склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

Разумеется, динамические проявления индивида могут во многом зависеть от установок и привычек, от требований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнаруживаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.

В управлении собой, в личной дисциплинированности, в подчиненности моральным принципам и проявляется личность индивида. Отношение к своей личности—одно из проявлений характера индивида. Неоправданно высокая оценка своего положения в коллективе ведет к самоуверенности и зазнайству. Скромность и самокритичность должны сочетаться с личным достоинством работника, основанным на сознании действительной ценности своей личности, наличии известных успехов в труде на общую пользу. Скромность не должна быть препятствием для отстаивания работником своего мнения. Характер людей в зависимости от проявления их волевой активности подразделяется на сильный и слабый. Люди с сильным характером целеустремленные, самостоятельные, решительные, настойчивые, выдержанные, дисциплинированные, мужественные и смелые. Люди со слабым характером, имея хорошие намерения и цели, пассивно проявляют свои личные и деловые качества, не добиваются серьезных результатов в труде и общественной деятельности.

Выявление способностей, формирование склонностей и развитие задатков молодого индивида - одна из ответственных задач руководителя. На развитие способностей работника большое влияние оказывает трудовой коллектив, сам труд. У молодых людей необходимо воспитывать любовь к труду и понимание необходимости трудиться на благо общества, с сознанием важнейшего значения общественно полезного труда и не желания трудиться «вообще», а выполнять те виды труда, которые нужны обществу.

В современной психологии существует множество определений и теорий личности, тем не менее, можно выделить два подхода к пониманию развития личности в онтогенезе. Так, одни исследователи считают, что говорить о личности можно только тогда, когда индивид достиг определённого, достаточно высокого уровня психического развития. При этом главным критерием того, что он действительно стал личностью, является его способность произвольно изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами. Личность способна сознательно управлять собой, своим поведением и психическими процессами. В полной мере способность управления собой может быть свойственна только взрослому индивиду. В то же время, в рамках данного подхода возникновение личности в онтогенезе может быть отнесено к какому-либо определенному возрасту.

Юность - один из главных этапов в жизни индивида. Это переходный этап к взрослости, от течения и новообразований которого зависит дальнейшее развитие личности. Именно поэтому знание особенностей данного периода имеет очень важное значение как для психологов и педагогов, так и для заурядной личности.

В зарубежной психологии исследованиями особенностей юношеского возраста занимались: становлением идентичности (Э. Эриксон, Д. Марсиа), Я-концепции (Р.Бернс), развитием мотивов самоактуализации (Е.Шостром) и др..

Юность - завершающий этап формирования личности. По возрастной периодизации юношеский возраст делят на две части: ранняя юность (14,5-15 - 17 лет) и старший юношеский возраст (18 - 25 лет).

В юности у молодого индивида возникает проблема выбора ценностей. Юноша стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

В юности индивид стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности.

Именно в раннем юношеском возрасте главным новообразованием является открытие собственного Я, развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установка на сознательное построение собственной жизни.

Самосознание в раннем юношеском возрасте структурируется вокруг полового развития личности (Л.Божович, М.Боришевський, И.Кон). Юноши и девушки пытаются достичь автономии. При этом разграничивается поведенческая автономия, эмоциональная автономия, моральная и ценностная автономия.

Важной особенностью психического развития личности в раннем юношеском возрасте является становление самосознания, которое происходит как открытие своего неповторимого внутреннего мира, индивидуальности своей личности, осознание необратимости времени, формирование целостного представления о себе.

Важным признаком самосознания личности в ранней юности является самоуважение - обобщенное отношение индивида к себе, степень принятия или непринятия себя как личности, которая проявляется в удовлетворении собой, чувстве собственного достоинства, положительном отношении к себе, согласовании своего Я-реального с Я-идеальным. В юношеском возрасте происходят изменения в целостном восприятии образа «Я».

Это отражается в следующих моментах:

1) с возрастом изменяются когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа «Я».

2) усиливается интегративная тенденция, от которой зависят внутренняя последовательность, цельность образа «Я».

3) устойчивость образа «Я» со временем меняется. Взрослые описывают себя более последовательно, чем юноши, подростки, дети. Самоописание взрослых меньше зависит от ситуативных, случайных обстоятельств.

Итак, юность - один из важнейших этапов в развитии личности. Новообразования данного периода является важной базой для дальнейшего развития уже взрослого индивида.

Список использованных источников

  1. Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов // Управление персоналом. - 2004. - № 3.

  2. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005. - 303 с.

  3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темпераметра - к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2001. - 255 с.

  4. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 128 с.

  5. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2000. - 18 с.

Просмотров работы: 52