ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Сушков И.О. 1, Кумратова Ж.Р. 1
1НГГТИ(ФТСТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наше время период в отношении с трансформацией общественно-финансовых условий в государстве в особенности значимым стала проблема о профессиональном самоопределении старшеклассников, обстоятельств и факторов, содействующих успешности данного процесса. Компетентная работа в жизни человека считается главной в обеспечивании его социальных требований, самоутверждения и самореализации.

Социально-финансовые перемены в государстве, трансформация командно-управленческой концепции к рыночной до такой степени хорошо изменяют все без исключения характеристики в общественной жизни российского общества, что результативная социализация, то и общественно-компетентное адаптирование выпускника школы вероятно только лишь в основе направленной подготовки к жизнедеятельности.

Исследование практики общеобразовательных учреждений демонстрирует, то что старшеклассники ощущают существенные затруднения при выборе предстоящей специальности из-за неведения технологий профессионального самоопределения, неумения планировать собственный житейский и профессиональный подход в нынешних рыночных обстоятельствах. Избираемые выпускниками специальности никак не в соответствуют абсолютной грани, с одной стороны, нуждам рынка труда, а с иной, индивидуальным качествам самих обучающихся. Разрешение этой задачи подразумевает отбор новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом этих перемен, которые случились в образовательной концепции: возникновение новейших типов образовательных органов, разноуровневых образовательных проектов, осуществление профильного преподавания, вариативности создания и пр. В наше время в период школы необходимо формирование обстоятельств с целью развития у ребенка персонального образовательного запроса, индивидуальной необходимости в подборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и дальнейшей самореализации в новейших финансовых и социокультурных обстоятельствах.

Главное, что школьный возраст характеризуется действующим формированием таким образом, что считается признаком конкретного уровня самосознания и представляет весомую значимость в создании ценностных ориентаций старшеклассников.

Выбор специальности молодыми людьми относится к категории так именуемых разовых выводов, следовательно ошибки, производимые учениками в профессиональном самоопределении, недешево стоят как окружению, так и лично им.

По этой причине настолько огромна значимость преподавателя, родителей в создании и корректировки профессиональных намерений молодого поколения, в поиске более подходящих путей влияния на молодых людей в ходе профессионального развития. Также немаловажно для педагога, семьи, в которой воспитывается ребенок, иметь понимание об этих непростых общественно - эмоциональных действиях, какие обусловливаются подбором этой либо другой специальности, содействующие удовлетворенности специальностью в следующих стадиях общественно-профессионального самоопределения.

Множественные исследования, проведенные социологами, специалистами по психологии, преподавателями, демонстрируют, что большую роль в создании актуальных проектов молодого поколения, в настоящем выборе специальности представляют ценностные ориентации старшеклассников.

Сам ход развития ценностных ориентаций молодого поколения предполагает собою непростой общественно-психологический феномен, в котором проявляется воздействие и межличностные взаимоотношения подростка с ровесниками, и семейный круг, и школьный учитель, наставник, руководитель кружка. Наравне с прочими условиями (домашние устои, вид эмоционального контакта взрослых членов семьи с ребенком и пр.) степень воспитания и квалификации отца с матерью показывает значительное влияние на выбор специальности старшеклассником.

В подростковом возрасте начинает создаваться стабильный диапазон заинтересованностей, который считается эмоциональной основой ценностных ориентаций молодых людей. Совершается переход заинтересованностей с индивидуального и определенного в абстрактное и единое, прослеживается увеличение заинтересованности к проблеме миропонимания, веры, нравственности и этики. Формируется заинтересованность к своим эмоциональным переживаниям и переживаниям других людей. Чаще в целом промежуток перехода с подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и по этой причине трансформация с детства к взрослости и сопряженная с ним потребность самоопределения и подбора актуального пути уже после завершения школы осложняется тем, что для старшеклассников остается важным вопрос развития самосознания (основного новообразования подросткового возраста).

В наше время, информативный поток уведомлений, касающийся выбора учебного заведения с целью продолжения преподавания, кружков и секций, в каких допускается сформировать собственные возможности, получить вспомогательные умения и способности и т.д., велик и разрознен, подростку хотящему продлить собственное образование, становится все сложнее совершить собственный выбор.

Часто старшеклассники при довольно огромном числе учебных заведений города затрудняются совершить верный выбор своего учебного заведения. Такое совершается равно как из-за несделанной прежде профориентационной деятельности (подростки никак не понимают, какая профессия подойдет для них больше всего); таким образом и из-за недостатка данных об учебных заведениях.

Для того чтобы разрешить данные задачи нужно в первую очередь осуществлять профориентационную работу в школах.

Проблема профессионального самоопределения, взглядов о собственном профессиональном "Я" тех, которые на следующий день сойдут на рынок труда и станут полезной силой общества, считается весьма важной.

Процесс конечного принятия решения о выборе специальности и профессионального учебного заведения, рода деятельности осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. Большая часть экспертов-ученых, занятых исследованием условий, оказывающих большое влияние на данный выбор, акцентируют внимание на 8 условиях:

  • Позиция членов семьи. Зачастую семейный круг считается преобладающим условием при выборе той либо другой профессии. Семейный круг способен иметь отношение с уважением либо неуважительно к подбору профессии и учебного заведения. Способы воздействия семьи на выбор имеют все шансы быть наиболее различными: от мягких (наставление) вплоть до строгих (требовательное наставление с угрозами).

  • Учебные заведения, продемонстрированные на местности проживания. Зачастую в маленьких населенных пунктах и тем более на сельской территории не имеется необходимого диапазона учебных заведений, а таким образом, и диапазона этих профессий, какие имели возможность б приобретать молодые люди. В подобной ситуации родители выпускника обязаны решить вопрос о том, чтоб направить его на обучение в то место, где выбор профессий обширен, или совершить выбор из существующих альтернатив.

  • Позиция товарищей. В некоторых случаях подбор учебного заведения либо профессии осуществляется "за компанию".

  • Престиж. Зачастую выпускники школ стараются осваивать те профессии, какие считаются популярными. Однако непостоянно в них имеется необходимость на рынке труда этой местности, в каковой живет индивид.

  • Позиция преподавателей и школьных преподавателей. Преподаватели имеют все шансы заметить задатки и предрасположенности ученика, однако, к огорчению, не каждый раз ими предоставляются профессиональные советы.

  • Информированность. Присутствие необходимого числа доступной для выпускников школ сведений о структуре рынка труда этой либо другой местности, где собирается в последующем функционировать абитуриент (весьма значима прогнозная информация о том, какова станет конструкция рынка труда в период завершения учебного заведения).

  • Личные профессиональные проекты. Комплекс взглядов самого выпускника школы о том, чем же он стремится заниматься в последующем.

  • Способности, предрасположенности. Присутствие специальных задатков и отличительных черт персоны, какие могут помочь ей в этой либо другой работы, содействуют более результативно преодолевать с установленными вопросами, порождает особенный энтузиазм к деятельности.

Как правило, приведенные обстоятельства воздействуют на выбор предстоящей профессии приблизительно в этой очередности, в каковой они перечислены. То есть чем выше находится условие, тем значительную мощь он содержит.

Подобным способом, индивидуальные профессиональные проекты выпускника школы, его возможности и предрасположенности зачастую никак не предусматриваются при подборе профессии. Максимальное воздействие имеют позиция членов семьи, точка зрения товарищей, друзей, присутствие этого либо другого учебного заведения в населенном пункте. Как мы представляем, о сознательном выборе заявлять никак не требуется. Возможности, предрасположенности и индивидуальные профессиональные проекты встают в данном перечне на последних местах. На первых местах выступают суждение находящихся вокруг и принужденная необходимость (дефицит учебного заведения либо нужной профессии). Итог очевиден – сознательный выбор профессии и учебного заведения готовы совершить считанные единицы.

Однако выбор специальности никак не способен базироваться только лишь на возможностях человека. Профессиональное самоопределение считается составляющей индивидуального самоопределения, индивид подбирает те специальности, какие соответствуют сформировавшимся у него взглядам о самом себе, эти, в которых он способен самоутвердиться.

По этой причине необходимо выделить ещё 1 вопрос сознательного выбора будущей специальности на современном этапе, предопределенную общественно-финансовыми изменениями в нашей стране. Сформированная рыночная экономика основывается на результативном типе личности, обращенном на творчество, а кроме того внутренних и материальных ценностей. С плановой экономики "вышел" малоэффективный вид, живущий ожиданиями льгот и материальных удобств, никак не сопряженных с итогами его собственного труда.

В следствии в установке современной молодежи "через высшее образование к высокооплачиваемой работе" наблюдается недостаток либо невнимание результативных направлений, направленных в увеличение и формирование собственного потенциала: диплом по "престижной" квалификации рассматривается равно как вероятность увеличить конкурентоспособность на рынке труда и "допуск" к работе с большой зарплатой. Данный случай доказывают итог изучения тем выбора специальности у отечественных и немецких студентов финансовых профессий, проделанного П. И. Дыниным. У немецких студентов преобладает желание быть личностью, а никак не иметь большие доходы. Это отображается в значительном рейтинге подобных тем, равно как желание к увлекательной деятельности, вероятность функционировать без помощи других, вероятность совершать что-то рациональное.

Из вышеизложенного следует, что у большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности. Первая трудность: расхождение понятий "работа" и "профессия". Вторая трудность: расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

Профессиональное самоопределение – событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое – трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы выбор профессии.

Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира.

Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстрополяции этой картины в будущее. Имеющиеся данные позволяют усомниться в том, что познавательная сфера у всех выпускников школы вполне готова для таких сложных действий.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Список использованных источников

  • Андерсонс Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников// Гуманизация образования. – 2007. - № 3. – С. 94-99.

  • Байтингер О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте/ СПб., 2006.-117с.

  • Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / // Социс. 2004. № 2.С.98-103.

  • Общая педагогика/ под ред. Сластёнина ч.1. М., 2003 – 264с.

  • Психология личности; в 2-х томах; Самара, 2002 – 295с.

Просмотров работы: 189