ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС ОСОЗНАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС ОСОЗНАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Саданова В.Н. 1, Гребенюк Т.А. 1
1Невинномысский государственный гуманитарно - технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кризисом осознания смысла жизни – является определенный отрезок жизни человека, когда он не может определиться, что им движет по жизни и чего он от неё хочет. Так же может быть, что поставленная цель на определенном этапе жизни уже достигнута и тогда возникают вопросы: «А что дальше?», «Есть ли смысл жить дальше?». То есть, человек находится в такой непростой ситуации, когда приходиться искать новую цель и смысл для дальнейшего спокойного существования. Человек, находящийся в данном положении страдает, так как, то что, его привлекало, уже не представляет ни какого интереса, субъекту становится скучно, и он не знает чем ему заняться. То есть для счастья любой личности нужен смысл жизни.

Необходимо отметить, что у каждого человека свой собственный смысл жизни и то ради чего он вообще живет. Кого-то интересует семья: родители, братья, сестры, жена, дети, другого карьерный рост, третьего же развлечения: дискотеки, хорошая компания с которой можно и с парашютом прыгнуть, и слетать в другие страны мира.

Так же мы считаем, что все люди ставят перед собой цели в своей жизни по-разному: кто-то за раз всю жизнь планирует, «Я буду известной личностью, всего добьюсь, у меня будет дорогая машина, большой дом, жена красавица и чудные дети». Иной же ставит маленькие цели, и потихоньку их воплощает в жизнь, и двигается дальше. То есть: «Хочу научиться кататься на роликах», добившись этой цели, находится в поисках следующей, «Хочу поступить в высшее учебное заведение», и так дальше по жизни. Но всё же мы думаем, что тот, кто точно знает чего хочет от жизни он более целеустремлен.

Потеря смысла жизни может произойти как в молодости, так и в подростковом возрасте. Возможно, это связано с неразвитостью личности или же с личностью, которая находится в поисках дальнейшей цели.

Следовательно, необходимо определить данные этапы по порядку, а именно с юношества до зрелого возраста. Кризис смысла жизни у юношей и девушек напрямую связан с тем, что они начинают свою самостоятельную жизнь. Ведь юность наступает в восемнадцать лет, то есть, в этот период происходит следующее: окончание школы, выбор дальнейшего профессионального пути, поступление в колледж, или высшее учебное заведение, поиск работы, возможно первая любовь.

Итак, кризис смысла жизни в период юношества может быть связан с не поступлением в колледж или в высшее учебное заведение. У парней и девушек происходит из-за этого крушение надежд на будущую жизнь. Кто-то решает переложить поступление на следующий год, некоторые всё же поступают, но в другое направление, где нужно меньше баллов. Но в конце это ведёт к ещё большему разочарованию.

А для тех юношей и девушек, кто поступил, начинаются новые переживания по поводу того что они оказываются в новой неизвестной, неизведанной среде обитания. Ведь буквально вчера они учились в школе, где всё и всех знали, а сегодня они находятся на новой территории среди незнакомых людей. Парни и девушки еще не знают, что их ждёт, что такое сессия и многое другое. Так же дополнительное переживание происходит у тех молодых людей, которые покидают родной дом, и переезжают жить в общежитие. Им приходиться приспосабливаться в плане, готовки еды, уборки, возможно даже поиском работы.

Входе обучения в высшем учебном заведении у молодых людей может произойти разочарование по поводу не совпадения желания и реальностью в выборе профессиональной деятельности.

Парни и девушки во время кризиса смысла жизни часто задаются одними и теми же вопросами: «В чем смысл жизни вообще?», «Зачем мы все живем на Земле?». И в том случае если молодые люди не находят дальнейший смысл существования на Земле, они довольно часто становятся алкоголиками, наркоманами, что не когда не заканчивается хорошо, зачастую юноши и девушки заканчивают свою жизнь самоубийством. Так же молодые люди в поисках смысла жизни могут обратиться к таким молодёжным движениям как: панки, хиппи, рокеры и другим религиозным сектам.

Довольно много людей умирают, так и не найдя смысл жизни. Утрата смысла жизни происходит в том случае, когда была поставлена неверная цель. Примерно в тридцать лет большинство людей находятся в состоянии потери смысла жизни.

Но всё же с возрастом ценности меняются. Виктор Эмиль Франкл, австрийский психотерапевт: «Человек стремится не только к удовольствию и к власти, но в нем так же есть стремление к смыслу жизни» По его мнению, в тридцать – тридцать три года у человека начинается переосмысление ценностей. Это тот период жизни, когда идет переход от молодости к зрелости. Личность, добившаяся всех своих целей, понимает, что пропал смысл жизни, ему не к чему стремиться. Субъекту приходиться искать новые ценности, сопоставляя свои возможности и перспективы, учитывая тот факт, что у него уже имеется: семья, работа, обязанности, привычки. Тут и происходит конфликт интересов внутри человека, ведь ни кто не хочет выходить из собственной зоны комфорта. На данном этапе личность может испытывать некий дискомфорт, это, в конечном счете, может повлиять как, положительно, так и отрицательно.

Главной задачей психотерапии в момент переосмысления жизни является понимание того что имеет дальнейший смысл в жизни, а что нужно оставить в прошлом. Этот поиск смысла жизни не всегда связан с переходом от молодости к зрелости. Вопрос «Что в моей жизни было не так?» может задать себе и человек в более старшем возрасте.

Человек, ищущий смысл жизни проходит три стадии. Первая стадия связана с расставаниями со старыми мечтами, идеалами. Люди заранее знают, как пройдет очередная встреча с друзьями, брак уже не приносит им ни какой радости. Так же потеря смысла жизни может быть связана с утратой близкого человека.

Во время второй стадии человек ни в чем не уверен, он вспоминает свою жизнь и думает, правильно он поступил в том или ином случае. Попытки как можно скорее завершить этот период почти всегда не удачные: они заводят человека в тупик, он не желает из него выбираться или даже не видит смысла двигаться дальше. Но и бросить всё чего добился тоже не выход, так как позже придет осознание еще большего кризиса смысла жизни. Поэтому этот период и считается самым сложным и его надо прожить, руководясь умом.

Итак, пока индивид проходит этот этап, он может погрузиться, уйти в себя на столько что близкие люди его перестанут узнавать, друзья могут и вовсе могут отвернуться от него. Что и формирует дальнейшее восприятие мира. В какой-то момент субъект осознает, что то чего он так долго искал было глубоко в нём самом и не от кого этот смысл жизни не зависел, кроме него самого. И человек вновь возвращается к своей жизни – это и есть третья стадия.

Следовательно, можно сделать вывод, что кризис смысла жизни для любого человека может стать новой дорожкой в ближайшее будущее. Каждый может раскрыться по-новому, может начать свой жизненный путь, интересующий только его самого, а может и раскрыться для всего мира. У человека вновь появляется шанс разобраться в себе, и сделать всё, чтобы его дальнейшая жизнь была намного красочнее и интереснее.

Список литературы

1. Жигинас Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, медико-психологическое сопровождение: дис. ... д-ра психол. наук. Томск. 2011. 449с.

2. Семке В. Я., Епанчинцева Е. М. Душевные кризисы и их преодоление. Томск. Изд-во Томского ун-та. 2005. 212 с.

3. Александер Ф., Солесник Ш. Человек и его душа. М.: Прогресс. 2005. 414с.

4. Жигинас Н. В., Сухачева Н. И. Экзистенциальный кризис развивающейся личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та.

Просмотров работы: 590