РОЛЬ И ПРОВЕРКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ И ПРОВЕРКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Борисенко И.С. 1, Лыкова Т.Р. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процессы модернизации российской системы образования коснулись и Высшей школы, которая сегодня проходит сложный этап реформирования. Предпосылками к этому стало принятие Федерального закона № 232-Ф3 о вхождении в Болонский процесс [1]. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования, реализация компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе направлены не только на формирование общекультурных, профессиональных и других компетенций будущего выпускника, но и на развитие его духовных и моральных личностных качеств, привитие общечеловеческих, культурных, нравственных, этических и эстетических и других ценностей. Неотъемлемой частью современного образования становится изучение обучающимися иностранных языков, формирование и развитие у них иноязычных коммуникативных компетенций, исследовательских умений и умений пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями в своей профессиональной деятельности, способности быстро реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия [2]. В связи с этим в психолого-педагогической науке идет постоянный поиск современных подходов к формированию содержания обучения, новых способов организации и оптимизации самостоятельнойработы студентов, форм и методов контроля качества овладения языковыми знаниями и навыками, речевые умениями, грамматическими навыками и т.д.

Очевидно, что грамматика является одним из важнейших аспектов в методике обучения иностранным языкам. В первую очередь это обуславливается тем, что, познавая грамматику, студент погружается в языковую среду, он учится грамотно строить предложения, как в устной, так и в письменной форме, а также понимать речь при чтении и аудировании. Воспитательная цель заключается в том, что обучающийся формирует взгляды на окружающий мир, на место человека в социуме, на характер отношений к среде, в которой он живет, формирует такие моральные качества личности, как патриотизм, гуманизм, толерантность. Принцип сознательности лежит в основе всех методов, используемых при овладении грамматикой. В рамках каждого метода устанавливается свое соотношение теории с практикой. Применение «чистой» теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического явления, равно как и «чистая» практика, без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в университетском курсе иностранного языка.

Рассмотрим подробнее понятие «грамматический навык». Так В.М. Филатов трактует его как автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. В педагогической литературе выделяют продуктивные грамматические навыки, т.е. способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка (Е.И.Пассов), и рецептивные грамматические навыки, под которыми следует понимать способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением [3].

Современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования грамматических навыков как управляемую систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся. Проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является достаточно актуальной, так как все знания, переданные преподавателем обучаемому, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены [4]. Особенно важным в процессе обучения является контроль грамматических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебного процесса.

Контроль грамматических навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен) и тестовым. Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важным является то, что итоговая аттестация проводится в форме тестов, к которым, безусловно, учащихся необходимо готовить [5]. Этим и обуславливается актуальность данной проблемы. Контроль грамматических навыков является одним из важнейших этапов обучения иностранному языку. Контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-нибудь раздела программы и завершения ступени обучения, а суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащихся, который должен соответствовать ФГОС ВО.

Формирование навыков рассматривается современной психолого-педагогической наукой как формирование пошаговых действий с единицами языка. Контроль невозможен, если в системе обучающих упражнений отсутствуют промежуточные проверочные задания, использующиеся в определенной последовательности и помогающие проверить ход обучения частным действиям, составляющим навык. В таких условиях овладение грамматическим явлением превращается в стихийный процесс со всеми вытекающими негативными последствиями. Именно поэтому важно организовать обучающую деятельность таким образом, чтобы оперативно учитывать сведения о качестве протекания каждого шага процесса становления навыка. Для этого и необходимы контролирующие задания.

Среди опытных преподавателей бытует мнение, что упражнения, направленные на усвоение грамматики, могут совмещать разные функции, в том числе и контролирующую. Проблема заключается в том, чтобы определить условия выбора контролирующего упражнения из ряда обучающих, направленных на один и тот же объект усвоения. Необходимо соблюдать следующие условия: во-первых, выдвинуть контроль определенного объекта в качестве ведущей учебной задачи конкретного отрезка занятия и, во-вторых, выбрать такое упражнение для контроля, которое даст возможность представить степень освоения той или иной проверяемой операции.

Выделяются следующие функции контроля:

  • контрольно-корректирующая (выявление степени овладения новым материалом с целью улучшения этого владения);

  • контрольно-предупредительная (обращает внимание учащихся на то, какие умения и навыки подлежат контролю);

  • контрольно-обобщающая (выявление степени владения речевыми навыками и речевыми умениями по определенной части курса в обучении);

  • контрольно-стимулирующая (отметка в баллах является стимулом в обучении);

  • контрольно-обучающая (содержание, приемы и методика должны носить обучающий характер);

  • контрольно-диагностическая (позволяет своевременно обнаружить успешность или безуспешность усвоения материала);

  • контрольно-воспитательная и развивающая.

Таким образом, если контролирующие задания содержат в себе и выполняют все вышеперечисленные функции, то контроль может стать высокоэффективным средством проверки знаний учащихся.

При обучении языку важно, чтобы у учащихся были сформированы автоматизированные навыки владения грамматическим материалом, как на уровне синтаксиса, так и на уровне морфологии, поэтому контроль и учет их сформированности приобретают большое значение. Навыки дифференцируются на те, которые необходимы для передачи информации (при говорении и письме), и те, что нужны для её приёма (при аудировании и чтении). Соответственно этому делению могут контролироваться – на этапе предречевой деятельности, подготовки к речевой практике – первые, продуктивные и вторые, рецептивные грамматические навыки.

Продуктивные грамматические навыки говорения включают следующие операции: образование формы слова; использование строевых элементов для связи слов, оформления фразы; построение модели фразы, адекватной цели передачи информации. Эти операции составляют грамматическое действие, основой которого является выбор говорящим базовой модели фразы. Следовательно, если процесс овладения грамматическим навыком строится с учётом необходимости освоения операций, составляющих грамматическое действие, то каждая отдельная операция в определённый момент учебного процесса может явиться актуально осознаваемым объектом контроля. Подобный контроль будет как бы пошаговым, осуществляемым на каждом занятии с помощью специальных заданий. Помимо этого, необходимо проверить готовы ли обучаемые к включению грамматического материала в речевую деятельность, т.е. как функционирует сформированный в результате овладения операциями и действием навык в процессе предречевой деятельности. Здесь контролируется уже результат какого-то обучения грамматическому материалу, устанавливается факт владения либо невладения конкретным грамматическим явлением. Следовательно, в данном случае проверяется знание грамматического явления в единстве с умением совершать с ним действия.

К контролю грамматических навыков говорения могут предъявляться определённые требования, а именно:

а) направленность на целостный речевой акт в единстве его произносительной, лексической и грамматической сторон с вычленением для контроля одной грамматической стороны;

б) самостоятельное выполнение операций означения (контролируемая форма не содержится в задании) и выражения (не дается образец высказывания);

в) заданность содержательной стороны речи (с помощью средств наглядности);

г) ограничение речевых реакций рамками отдельной фразы.

Если перечисленные требования соблюдены, то в итоге контроль активных грамматических навыков должен дать определённые объективные показатели. Такими показателями являются грамматическая правильность фразы, сочетания слов, слова. С их помощью опосредованно проверяются: сформированность действий по выбору словоформы, словосочетаний, соответствующей модели, строевых элементов фразы.

Таким образом, основным критерием оценки репродуктивных грамматических навыков устной речи считают правильное выполнение всех операций, входящих в грамматический навык говорения.

Показателями недостаточно эффективно сформированных активных грамматических навыков можно считать использование грамматического материала неадекватно ситуации общения, а также явления хезитации, к которым относят повторы, ложные начала, хезитационные паузы в тех точках речевой цепи, где они нетипичны для носителей данного языка. Сам факт наличия этих пауз и повторов может объективно характеризовать степень сформированности грамматического навыка.

Для осуществления контроля продуктивных грамматических навыков используются специальные приёмы контроля, выбор которых варьируется в зависимости от этапа обучения и возраста обучаемых. Такими приёмами могут быть: ответы на специальные вопросы, которые не содержат проверяемого грамматического явления; самостоятельное употребление в высказывании контролируемого грамматического явления; тестовая методика. Следует подчеркнуть, что при проверке сформированности грамматических навыков на уровне отдельной фразы не может контролироваться функционирование этого навыка в речи. Поэтому в этих условиях нельзя проверить устойчивость и гибкость конкретного грамматического навыка. Чтобы убедиться в устойчивости сформированного навыка, следует дать студентам такое задание, в котором пришлось бы самостоятельно употребить контролируемую грамматическую структуру в сочетании с усвоенными раньше. Следовательно, целью обучения является усвоение, а так как контроль неразрывно связан с обучением, то и объектом контроля должно быть усвоение, т.е. приобретение комплекса навыков и умений, оперирование определенным объемом материала в речи.

Подводя итог, постулируем, что процесс обучения не может существовать без контроля обучения. Каждому процессу передачи знаний необходима проверка полученных обучающимися знаний в целях надзора за эффективностью усвоения знаний. Множество различных методов и форм контроля дает преподавателю возможность выбора, в зависимости от индивидуальных особенностей студентов. Контроль имеет разносторонние функции, при выполнении которых можно добиться высокоэффективного результата. Контроль выявляет недоработки, помогает выяснить, как идет процесс формирования навыков, какие проблемы имеются у учащихся, и определить эффективность приемов обучения, используемых преподавателем.

Библиографический список

1. Закон РФ от 24 октября 2007 г. № 232‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»; URL.: http://www.garant.ru/hotlaw/doc/104589.htm

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Утв. Правит. РФ от 17 ноября 2008 № 1662-р; URL.: http://base.garant.ru/194365/

3. Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Дошкольник. Все для дошкольников и их родителей. // http://doshkolnuk.com/rol-grammaticheskix.

4. Кузнецова Е.П., Девятова С.А. Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции / Е.П. Кузнецова, С.А. Девятова. // Современная филология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара: АСГАРД, 2017. – С. 53-55.

5. Попова Т.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов заочного отделения языкового вуза: монография / Т.П. Попова. – Н.Новгород: Нижегород. гос.ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2013. – 186 с.

Просмотров работы: 415