К ВОПРОСУ О ВКЛЮЧЕНИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧАСТИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ О ВКЛЮЧЕНИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧАСТИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Емельянов Д.О. 1, Лыкова Т.Р. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Поскольку мы рассматриваем патриотическую позицию бакалавра туризма как характеристику личности, обеспечивающую эффективное туристское обслуживание, то при ее формировании важным становится переход от актуально осуществляемой учебной деятельности обучающегося к усваиваемой им деятельности профессиональной.

Обобщив научные исследования в области профессиональной подготовки специалистов сферы туризма [1; 2; 3; 4 и др.], и исходя из реальных условий обучения будущих бакалавров туризма, мы пришли к мнению, что учебный процесс в вузе должен быть тесно связан с будущей профессиональной деятельностью специалиста туристской отрасли. Данную задачу можно решить посредством проектной деятельности обучающихся с участием работодателей.

Рассмотрим понятие «проектная деятельность». Метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине XIX в. Авторская методика Д. Дьюи явилась альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению, так как способствовала ориентации обучения на решение реально существующих жизненных проблем. Параллельно идеи проектного обучения возникли и в России. Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах Е.С. Полат, И.С. Сергеева, Д.Н. Турчена, Н.Ф. Яковлевой и др.

С позиции современной педагогики определение проекта дает Н.Ф. Яковлева: «Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков» [5, с. 14]. Д.Н. Турчен определяет метод проектов как систему учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или групповых действий обучаемых [6].

Опираясь на проанализированные исследования [5; 6; 7; 8 и др.], сформулируем определение проектной деятельности обучающихся: проектная деятельность обучающихся – это приобретение знаний и умений в процессе самостоятельного или группового планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Эффективность проектной деятельности связана с разработкой обучающимися при поддержке работодателей собственных исследовательских и групповых проектов, деятельность в рамках которых может осуществляться в их дальнейшей профессиональной работе.

Привлечение работодателей к проектной деятельности позволяет обучающимся ознакомиться с реальными задачами и проблемами сферы туризма, представить конъюнктуру туристского рынка, потребности потребителей туристских услуг, особенности работы с медиаресурсами. Особенно актуально привлечение работодателей в сложной социально-экономической ситуации санкций, когда происходит процесс импортозамещения и переориентация туристского потока на внутренний рынок. Представители турфирм в процессе работы с обучающимися представляют заявки на разработку туристских проектов, консультируют в процессе создания и реализации проектов, присутствуют на защите проектов, в том числе являются членами комиссии на защите выпускных квалификационных работ, предоставляют обучающимся базы производственных, преддипломных практик.

Благодаря проектной деятельности с работодателями в учебный процесс вуза встраиваются семиотические, имитационные, динамические модели, представляющие собой предельно обобщенный вариант предстоящей профессиональной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность обучающегося:

  1. повышает уровень усвоения знаний, умений и навыков;

  2. способствует формированию системного знания;

  3. повышает уровень профессиональной подготовки;

  4. является благоприятным условием для формирования внутренней мотивации обучающихся.

Соотнесение обучающимся учебно-познавательной деятельности с его профессиональным будущим создает условия для формирования истинного мотива этой деятельности, а, следовательно, способствует смыслообразованию. В проектной деятельности ведущими являются профессиональные мотивы.

Анализ психолого-педагогических источников [5; 6; 7; 8 и др.] позволил выделить основные требования, которым должен соответствовать данный вид деятельности обучающихся:

  • присутствие в проекте значимой проблемы;

  • использование при разработке проекта исследовательских методов;

  • проектная деятельность обучающимися должна совершаться самостоятельно (при поддержке педагога, работодателя);

  • проект должен быть структурирован и содержать описание результатов каждого этапа;

  • результаты проекта должны представлять практическую значимость.

Проекты классифицируются по нескольким основания, из которых, на наш взгляд, основной является классификация по видам деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, ролевые (деловые) проекты, информационные (ознакомительные), творческие и др.

Наиболее адекватными видами проектов в контексте нашего исследования являются: ролевые проекты, практико-ориентированные проекты (проектирование экскурсий), творческие проекты (создание видеороликов, презентаций, путеводителей, карт маршрутов).

Ролевые проекты имеют большое значение в формировании патриотической позиции будущих бакалавров туризма. Цель ролевых проектов – формирование профессионально значимых качеств, мотивации, интереса к своей профессии, актуализации патриотических качеств будущих бакалавров туризма. Данные проекты с работодателями придают обучению предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности и тем самым моделируют более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования патриотической позиции специалиста. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в ролевых проектах – это общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. В процессе выполнения ролевых проектов воссоздаются основные ситуации и проблемы профессиональной деятельности специалиста в области туризма и активизируется его профессиональное мышление на примере искусственно создаваемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций. Иными словами, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности специалистов. Это достигается путем использования моделей реальных социально-экономических отношений.

Проектирование экскурсий дает возможность глубокого погружения в атмосферу профессиональной деятельности специалиста в области туризма. В процессе проектирования и реализации экскурсий создаются условия для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, исторических, нравственно-правовых и иных проблем, составляющих содержание профессионального образования. Благодаря экскурсиям, посещениям музеев происходит знакомство с историей малой Родины, с искусством, с биографиями исторических личностей, что вызывает гордость за свое Отечество, любовь к нему и, следовательно, формирует патриотическую позицию. Кроме того, в ходе проектирования, проведения и посещения экскурсий обучаемые понимают необходимость патриотической позиции для своей будущей профессиональной деятельности, следовательно, патриотическая позиция воспринимается ими как профессионально важное качество.

Творческие проекты (создание видеороликов, презентаций, путеводителей, карт маршрутов) требуют знаний истории, культурно-исторического наследия региона и учета интереса потребителей туристского продукта.

Мы отмечаем проектную деятельность с участием работодателей как значимую, поскольку она дает возможность обучаемым самостоятельно, при необходимой поддержке работодателей, осуществлять выбор, осознанно планировать свою деятельность, выделять значимые условия, продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, развивать адекватную самооценку, перестраиваться в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности, анализировать свои действия, проявлять самостоятельность, организованность, активность.

Проектная деятельность с участием работодателей в процессе формирования патриотической позиции придает данному процессу истинный, внутренний мотив; для обучающихся патриотическая позиция приобретает профессионально значимый смысл. При этом работодатели актуализируют задачи туристического рынка и раскрывают тенденции его развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Егорова, Е.Н. Практико-ориентированная подготовка развивающийсястудентов – менеджеров сферы спасеттуризма к работе в хорватполикультурной среде : дис. ... канд. гревцевапед. наук: 13.00.08 / Егорова Елена Николаевна критер. – Краснодар, 2016. – 197 с.

2. Зорин, И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник / И.В. Зорин, А.И. Зорин. – М.: Высшее образование, 2005. – 525 с.

3. Зорин, И.В. Теоретические основы формирования обучающихсясодержания профессионального беглова туристского образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Зорин Игорь Владимирович. – М., 2001. – 319 c.

4. Попов, С.С. Профессиональная подготовка студентов туристского вуза к управлению персоналом: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Попов Святослав Святославович. – М., 2008. – 149 с.

5. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в рассматриваетобразовательном учреждении / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.

6. Турчен, Д.Н. Проектная курсантов деятельность как формированиеодин из николисметодических приемов modernформирования универсальных учебных действий / Д.Н. Турчен // Науковедение – 2013. – Выпуск 6, ноябрь – декабрь.[Электронный ресурс]. Режим мотепоненкодоступа: http://naukovedenie.ru/PDF/165PVN613.pdf

7. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Центр «Академия», 2012. – 298 с.

8. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

Просмотров работы: 122