ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

Савенков А.Д. 1, Лыкова Т.Р. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Духовно-нравственное направление формирования патриотической позиции предусматривает формирование патриотических ценностей, принципов, убеждений и взглядов, основанных на осознании важных общества и государства; интересов, приоритетов, проблем, позволяющих уяснить место, роль и значение личности и группы в развитии патриотизма; эмоционального, неравнодушного отношения личности к тому, что касается Родины: её исторического прошлого, настоящего и будущего, к проблемам, которые являются насущными в жизни страны, к проблемам своего народа, к достижениям отечественной культуры; формирование интереса к родной культуре, любви к Родине, чувства долга по отношению к Родине, чувства собственного достоинства как россиянина, ответственности перед соотечественниками, обществом, знания и интереса истории родной страны, наличия идеала человека-патриота, потребности внести свой вклад в процветание Отечества, желания самореализоваться на пользу Родине чувства гордости за подвиги соотечественников, терпимости и уважения к национальной специфике других народов [1].

В процессе экскурсий, посещений музейных экспозиций происходит наглядное знакомство с историей России, с культурой, историей искусства и тем самым формируется историческое знание, уважение к Отечеству, гордость за него и, следовательно, патриотическая позиция. В настоящий период именно культура и историческое прошлое определяют отношение международного сообщества к стране, ее ценность с позиций не только духовного наследия, но и экономики. Истинное уважение можно вызвать не только, и не столько благодаря усилению военного потенциала, расширению национальных границ и численности населения, а, прежде всего, через те достижения, которые страна приносит в мировую культуру, науку и экономику, в установление и развитие цивилизованных отношений между религиями, странами, народами. В связи с этим, для закрепления значимости страны как выдающейся державы, роль историко-культурных памятников, культурно-исторических достопримечательностей, культурных ценностей, сотворенных народом за длительное время его существования, становится основной.

Экскурсии помогают развить такие качества и навыки личности, как:

  1. мотивацию для дальнейшего обучения и самообразования, выбор героической личности – поведенческого образца;

  2. умение устанавливать коммуникацию с окружающими, уважать чужие мнения, обычаи, религии и культурные традиции;

  3. осознанное понимание патриотической позиции и самоотождествление с определенным гражданским обществом;

  4. толерантное отношение к носителям других национальных традиций;

  5. осознание важности освоения и сохранения культурных образцов.

Экскурсии содействуют духовно-нравственному воспитанию, появлению и развитию нравственных чувств (чувства долга, ответственности, патриотизма), нравственных качеств (терпения, милосердия), моральной позиции (готовности к перенесению испытаний), нравственным поступкам (готовности служения народу и Отечеству, проявления силы воли личности); обладают важной ролью в гуманистическом, патриотическом развитии, расширении знаний и физическом развитии молодого поколения, способствуют осознанию великого исторического прошлого страны. Именно в ходе экскурсий у обучающихся воспитывается интерес к природе, эстетические чувства. Они учатся наблюдать ее красоту, понимать важность бережного отношения к памятникам природы. Это так называемый эмоциональный аспект экскурсий. 3нания, усвоенные в этих условиях, являются очень прочными и на длительный срок остаются в памяти. Каждая экскурсия имеет специфику и требует предварительной подготовки не только экскурсовода, но и преподавателя, а также студентов. Подготовка к экскурсиям должна носить научно-исследовательский характер. Основываясь на результатах, можно будет проанализировать, какие качества выработались у студента в результате экскурсии [2].

Показатели успешной экскурсии – это её направленность на формирование историко-краеведческих компетенций и познавательная ценность.

В ходе подготовки и апробации экскурсий применяются особые приемы предварительных заданий, исследования.

При изучении соответствующей темы в процессе аудиторных занятий студенты получают предварительное задание: собрать теоретический материал по тому или иному экскурсионному объекту. Выполняя предварительное задание, студенты привлекают различные источники информации – научные публикации, архивные материалы, свидетельства очевидцев, публикации в СМИ, Интернет-ресурсы. Применяется прием сопоставительного анализа материалов, полученного из различных источников.

В рамках духовно-нравственного направления нашей программы студенты студенты совершили экскурсию в г. Алапаевск и с. Нижняя Синячиха. Программа экскурсии представлена в таблице 1.

Таблица 1

Программа экскурсии «Екатеринбург- Нижняя Синячиха - Алапаевск»

Время

Мероприятие

Расстояние

Цена

07:30

Сбор возле 7 общежития УГЛТУ г.Екатеринбург

   

08:00 (Екб)

Отправление от УГЛТУ

149,9 км.

 

10:25

Прибытие в г.Алапаевск

   

10:25-10:40

Завтрак в кафе «Уральские Пельмени»

 

150 руб.

10:40–12:00

Путь до дома музея П.И Чайковского. Посещение музея.

 

120 руб. за чел

12:00-:12:27

Путь до Напольной школы и посещение.

 

50 руб. за чел

12:44-13:32

Путь до Монастырь во имя Новомученников Российских и посещение.

   

13:32-13:45

обед

   

13:45-13:48

Путь от Монастыря во имя Новомученников Российских до Нижней Синячихи

4,1 км

 

13:48-15:48

Посещение Нижней Синячихи: Обзорная экскурсия + посещение постоялого двора

 

150 руб

15:48-18:08

Возращение Нижняя Синячиха-Екатеринбург

160 км

 
Первым объектом, который посетили студенты был Нижнесинячихинский музей- заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова. В ходе обзорной экскурсии по музею-заповеднику ребята погрузились в атмосферу старинной уральской деревни, насладились невероятной красоты пейзажами и прогулкой на свежем воздухе вдалеке от городского шума и суеты, а также узнали о предназначении и истории различных построек, собранных основателем музея-заповедника, Иваном Даниловичем Самойловым. Экскурсовод поведал историю создания музея-заповедника, провел ребят в избы XVII-XIX веков. Студенты смогли подивиться интерьерами изб, научились катать белье, увидели старинную "стиральную машину" и узнали множество интереснейших фактов из жизни крестьян. полюбовались подлинными экспонатами урало-сибирской домовой росписи, сделали множество памятных фото на фоне рукотворной красоты красильщиков XIX cтолетия. Большое впечатление на экскурсантов произвел Постоялый двор, совсем недавно открытый для посетителей. Яркие экспозиции, увлекательный рассказ экскурсовода вызвал профессиональный интерес и эмоциональный отклик у студентов. Хочется надеяться, что планы И.Д.Самойлова по развитию экспозиции и открытию гостиницы воплотятся в жизнь. Студенты после рассказа экскурсовода высказывались, что «поражены, что крестьянские дома, сторожевая башня, мельница, часовни собирались по частям. Ведь старинные срубы предстояло вначале разобрать, пронумеровать бревна для сборки на новом месте, перевезти на территорию музея, найти мастеров для восстановления утраченных частей, и сборки на новом месте». Экскурсанты назвали Ивана Даниловича Самойлова патриотом, сумевшим сберечь и донести до нас историю края Продолжением экскурсии стало посещение Алапаевского Дома-музея П.И. Чайковского. Экскурсовод поведал о жизни Чайковских в Алапаевске и познакомил с уникальными музыкальными инструментами народов мира. Украшением визита в музей стало музыкальное сопровождение: экскурсовод продемонстрировала звучание редких инструментов народов мира. Оригинальное художественное оформление (с использованием современного оборудования, фонограмм, мультфильма, слайд-фильма) позволило гостям музея погрузиться в атмосферу дома Чайковских. В Алапаевске студенты также посетили Напольную школу, где с 20 мая 1918 г. содержались в заточении настоятельница Марфо-Мариинской обители Милосердия Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова и пострадавшие князья Романовы. В здании Напольной школы находится Мемориальная комната святой преподобномученицы Елисаветы. Это именно та комната, где Великая княгиня провела последние месяцы своей земной жизни. Завершилась экскурсия посещением Мужского монастыря Новомучеников Российских, основанного на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара, Великий Князь Сергий Михайлович, князья Императорской крови: Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей, р. Б. Феодор Ремез. Сотрудница храма рассказала о судьбе новомучеников, проводила к поклонному кресту на месте их гибели. Данная поездка обогатила обучающихся историческими знаниями, а также будет способствовать их профессиональному образованию, способствует практикоориентированному обучению. В ходе экскурсии студенты собирали материал для формирования технологической карты, которая составляется ими по итогам поездки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вырщиков,А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст] : / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев.- Монография.-Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – С.11-14.

2. Казаева, Е.А. Системный подход к исследованию проблемы гражданского воспитания личности [Текст]: / Е.А. Казаева // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы: мат. Всерос. науч.-практ. конф. – Москва-Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. – С. 45.

Просмотров работы: 94