ПРОБЛЕМА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Шустова Е.Р. 1
1ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе уже многие десятилетия идет борьба с широко распространившейся и хорошо закрепившейся в нем социальной проблемой - алкоголизмом.

Алкоголизм - это болезнь, характеризующаяся, прежде всего, болезненным влечением к алкоголю, употребление которого приводит к серьезным психическим и физическим расстройствам, нарушающим межличностные и общественные отношения. Термин «зависимость» в данном контексте означает совокупность поведенческих и физиологических симптомов, которые указывают на то, что у человека нарушен контроль над потреблением алкоголя, и он продолжает употреблять его, несмотря на неблагоприятные последствия.

Злоупотребление алкоголем имеет серьезные медицинские, социальные, психологические, юридические и экономические последствия. Оно обуславливает антисоциальное поведение, деградацию личности, ухудшение здоровья и генофонда нации. В состоянии алкогольного опьянения совершается большинство преступлений против личности. Пьянство и алкоголизм занимают третье место среди причин смертности населения страны.

Проблема алкоголизма не обходит стороной и такую социальную категорию, как студенчество. Студенчество-это специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенческий возраст приходится на период молодости (18-25 лет.)

Согласно статистике исследований, проведенных в ВУЗах России, более 30% студентов употребляют алкоголь регулярно, в то время как количество студентов, не употребляющих алкоголь вообще, оценивается меньше, чем в 20 %. И хотя большинство студентов, исходя из статистических данных, употребляют алкоголь умеренно или эпизодически, что не несет серьезной угрозы их психическому и физическому здоровью, отрицать проблему алкоголизма среди студенчества, все же, нельзя.

Причины развития алкогольной зависимости среди молодежи, в том числе и студентов:

  • Генетические. Родственники, страдающие в прошлых поколениях алкоголизмом, увеличивают шансы на развитие пристрастия молодежи к алкоголю

  • Психологические. У людей с низкой самооценкой, склонных к депрессии, систематически сталкивающихся со стрессом, душевными переживаниями, вызванными одиночеством, недостатком или отсутствием общения, или другими важными проблемами, существует большая вероятность к возникновению проблем с алкоголем. Алкоголь может ложно срабатывать как успокоительное, затрагивая центральную нервную систему.


    • Семья. Семейные конфликты, непоследовательное воспитание, перегиб в воспитании, родительский пример в злоупотреблении алкоголем, всё это способствует пьянству среди молодых людей. Также стоит отметить, что важную роль в этом вопросе играет родительский контроль. Нередко случаются ситуации, когда молодые люди прибегают к систематическому употреблению алкоголя ввиду отсутствия контроля со стороны взрослых. Это, непосредственно, касается студентов, переехавших из родительского дома в общежитие или отдельную квартиру: студенты чувствуют полную независимость и вседозволенность, и, ввиду возрастных особенностей и интереса ко всему новому и неизведанному, прибегают к употреблению алкоголя.

  • Окружение.Молодые люди хотят чувствовать, что их приняли в компанию, в которой они не хотят отличаться от других. Согласно статистике, значительное количество людей впервые попробовали алкоголь именно «за компанию». Учитывая то, что алкоголь имеет способность дать иллюзию беззаботности, повысить настроение, дать человеку возможность почувствовать себя «своим» среди сверстников, существует немалая вероятность, что молодые люди снова будут прибегать к его употреблению.

  • Доступность спиртных напитков. Супермаркеты, небольшие магазины у дома и ларьки пестрят яркими баночками и бутылочками, привлекая внимание молодежи. Далеко не каждая торговая точка придерживается норм запрета продажи алкоголя несовершеннолетним. Поэтому даже школьник может купить себе бутылку пива или банку слабоалкогольного коктейля. Что касается студентов, это, в большинстве своем, люди, уже достигшие совершеннолетия, поэтому единственный механизм, способный удержать студента от употребления алкоголя- это собственная сознательность.

Однако, несмотря на осведомленность большинства студентов о том, что алкоголь наносит вред здоровью и наиболее значимыми факторами риска для них является отравление организма, заболевание печени и алкогольная зависимость, студенты продолжают его употреблять. Вместе с тем, более, чем половине опрошенных в ходе исследований студентов нравится состояние алкогольного опьянения. Речь идет не об умеренном или эпизодическом употреблении алкоголя, а о систематическом, порой неосознаваемом человеком влечении к спиртному, что может нанести существенный вред здоровью и послужить причиной серьезных проблем. Это ведет к необходимости усиления антиалкогольной пропаганды вообще, и в студенческой среде в частности.

Социально-педагогическая деятельность со студентами, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым, не хватает литературы о работе со студентами по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области.

Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена опытом, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

Основной акцент работы социального педагога со студентами – это работа с группой через следующие направления деятельности:

  1. Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатами таких занятий, в процессе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников, должно являться формирование группового мнения. В ролевой игре, направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития студента, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основное социальное умение, которое может сформировать социальный педагог в студенческой группе, это умение четко формировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра; деловая игра; беседа.

  2. Организация свободного времени студентов, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления студентами алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов по интересам, чтобы студенты могли выбрать себе занятие по душе.

  3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогами, кураторами, направленное на формирование у студентов твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности молодого человека, злоупотребляющего алкоголем. Важно педагогам обращать внимание не только на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, но и на вред его в социальном плане - в плане взаимоотношений студентов с окружающим миром.

Таким образом, проблема алкоголизма для нашей страны сверхактуальна. Алкоголизм, являясь комплексной гуманитарной проблемой, затрагивает самые разные сферы жизни человека и общества, наносит огромный социальный ущерб: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень населения. Предпосылки и негативные последствия пристрастия к спиртному касаются самых различных социально-демографических групп, в том числе и студенчества. Являясь представителями разных половых, возрастных, профессиональных и других социальных общностей, зависимые от алкоголя все же объединены общей проблемой, накладывающей отпечаток на их жизнь, деятельность и отношения.

Решением вопроса алкогольной зависимости, наряду с медицинскими и социальными работниками занимается государство в целом, гражданское общество и различные общественные институты. Наиболее эффективным способом преодоления этой проблемы является активная профилактика алкоголизма и пропаганда здорового образа жизни, а также привлечение внимания населения к неоспоримой важности такой социально-значимой проблемы, как алкоголизм.

Как уже не раз упоминалось ранее, проблема алкогольной зависимости приобрела широкое распространение среди студентов. Тем не менее, социально-педагогическая деятельность по решению проблемы алкоголизма среди студентов способна обеспечивать положительную динамику и приводить к уменьшению уровня употребления алкогольных напитков, поэтому крайне важно для образовательных учреждений ответственно подходить к вопросу организации работы по преодолению алкогольной зависимости среди студентов.

Список литературы:

  1. Егоров А. Ю. Рано начинающийся алкоголизм. Современное состояние проблемы. Вопросы наркологии. 2002: 2: 50-52;

  2. Сидоров П. И., Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. – Архангельск: Изд. АГМД, 1999. – С. 306;

  3. Кошкина, Е.А . Проблема алкоголизма и наркомании в России на современном этапе / Е.А. Кошкина / / Вопросы наркологии. − 2003. − №4. – 256 с.

Электронные источники информации:

  1. http://alcogolizm.com/posledstviya/alkogolizm-sredi-molodezhi.html

  2. http://www.hintfox.com/article/ssledovanie-po-profilaktike-alkogolizatsii-sredi-stydentov.html

Просмотров работы: 1479