ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА

Бабенко А.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня в современном мире проблема подросткового суицида стоит довольно остро. Причин тому может быть много, к примеру, возрастающая нагрузка на еще несформировавшуюся, неокрепшую подростковую психику со стороны средств массовой информации и общества. Появляются высокие ожидания со стороны учителей и родителей. И при этом, не стоит забывать, что у подростков формируется свой мир отношений и чувств.

В жизни каждого человека подростковый возраст является самым трудным. Именно в этом возрастном периоде происходит становление личности, переосмысление ценностных ориентаций. Помимо этого, происходят изменения гормонального фона в связи с активным половым развитием. Гормональный дисбаланс является причиной частой смены настроения, приступов агрессии или депрессии. Поэтому так часто встречается суицид подростков, причины которого могут быть самыми разнообразными.

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

— собственно суицидальные действия;

— суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Типология суицидов

Различают три основных вида суицида:

  • истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни. Это сопровождается размышлениями о смысле жизни, переживаниями, которым предшествует депрессивное состояние или угнетённое настроение;

  • демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж, которые используют слабые люди, не имеющие других способов воздействия;

  • скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.

Типы суицидального поведения

К аффективному типу суицидального поведения относятся суицидальные действия, совершённые под влиянием ярких эмоций. В таких случаях человек не имеет чёткого плана действий, а поступает импульсивно под воздействием сильных негативных эмоций. Обида, гнев затмевают собой реальное восприятие действительности и приводят к суицидальным действиям. При аффективном суицидальном поведении чаще всего прибегают к отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами, попыткам повешения.

Истинное суицидальное поведение отличается продуманным планом действий. В таком случае человек готовится к совершению суицидального поступка. При таком типе суицидального поведения часто оставляют предсмертные записки (прощальные, обвиняющие, с объяснением своего поступка). Такие суицидальные попытки часто заканчиваются летальным исходом, так как эти действия являются хорошо продуманными. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к спрыгиванию с высоты или повешению.

Целью демонстративного суицидального поведения является обращение внимания других на себя и свои проблемы. Это своего рода крик о помощи. Таким образом человек хочет показать окружающим, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Таким образом, демонстративные суицидальные действия, как правило, совершаются не с целью лишить себя жизни или причинить себе реальный вред. Их цель – напугать окружающих, заставить их задуматься над стоящими проблемами, часто – «осознать» своё несправедливое отношение к человеку. Способы демонстративного суицидального поведения чаще всего проявляются в виде отравления неядовитыми лекарственными препаратами, порезов вен, изображения повешения.

Ближе к подростковому возрасту смерть воспринимается уже как явление реальное, но маловероятное для себя. То есть, дети и подростки не всегда осознают необратимость своих суицидальных действий. Зачастую у них отсутствуют навыки совладания со стрессом, депрессией. Детей, совершающих суицидальные действия, отличает повышенная впечатлительность, внушаемость, импульсивность, колебание настроения, страх, гнев, желание наказать себя или других. Поэтому суициды подростков часто носят демонстративный характер. Чаще всего они совершаются после ссор или в конфликтных ситуациях (со взрослыми или сверстниками). Зачастую целью суицидальных действий детей или подростков является шантаж. Более половины детских и подростковых суицидов совершаются на фоне аффективных реакций или психических расстройств.

По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков.

Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Сегодня наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Средний показатель этих самоубийств превышает мировой коэффициент более чем в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток России в возрасте от 13 да 20 предпринимает попытку покончить с собой.

Для того чтобы лучше понять характерные особенности суицидального поведения подростков обратимся к проведенным в нашей стране исследованиям. А.Г. Амбрумова, обследовав 770 детей, подростков и юношей с суицидальным поведением, показала, что в допубертатном возрасте (до 13 лет) попытку самоубийства совершили 14,4%, в пубертатном (13-16 лет) - 51,8% и постпубертатном (17- 18 лет) - 33,8%.Самыми молодыми из суицидентов были дети 7 лет. Большинство в группе обследованных составили девочки (80,8%). Наиболее частыми способами покушений и суицидальных попыток у девочек были отравления, у мальчиков - порезы вен и повешение. У 5% девочек, совершивших попытки самоубийства в возрасте старше 13 лет, была обнаружена беременность.

А.Е.Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи.

Теперь поговорим о причинах:

Общая и подростковая классификация причин суицида

Для детей и подростков причинами суицидов могут стать:

  • несформированное понимание смерти – часто дети считают, что всё можно будет вернуть назад;

  • депрессивные состояния детей и подростков так же могут привести к суицидальным действиям;

  • дисгармония в семье – дети могут решиться на самоубийство из-за отсутствия взаимопонимания между ними и родителями;

  • саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков) может подтолкнуть к совершению самоубийства;

  • ранняя половая жизнь часто приводит к ранним разочарованиям: наступление нежеланной беременности, расставание с любимым могут стать причинами суицидальных действий;

  • реакция протеста при нарушении взаимоотношений со взрослыми, сверстниками может стать причиной самоубийства детей или подростков;

  • отсутствие идеологии в обществе так же способствует росту числа детских и подростковых суицидов.

Что касаемо профилактики подросткового суицида, то за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые.

При разработке мер профилактики суицидов у подростков нужно иметь в виду:

1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.

2. Чем меньше возраст подростка, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.

3. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.

4. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.

5. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.

6. При депрессивных состояниях у подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.

7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными подростками в истинные покушения на самоубийства.

Что нужно сделать, чтобы удержать подростка от суицида:

Установить заботливые взаимоотношения с ребенком;

Быть внимательным слушателем;

Быть искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;

Помочь определить источник психического дискомфорта;

Вселять надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;

Помочь ребенку осознать его личностные ресурсы;

Оказать поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

Литература

1. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара. 2000.

2. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1984. - №10.

3. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. – М.: Академический проект, 2001. – 40 с.

4. Вассерман Д. М. Напрасная смерть: причина и профилактика самоубийств. – М.: Смысл, 2005. – 310 с.

5. Смертность подростков в Российской Федерации. Научный Центр здоровья детей РАМН, по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации. М.: ООО «БЭСТ-принт», 2010. – 60 с.

Просмотров работы: 314