СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ

Дежичева К.С. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Тульский государственный университет имени Л. Н. Толстого"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема стресса и стрессоустойчивости уже давно привлекает людей. Стресс-состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах[6].Интерес современной науки к этой проблеме возрос в последние десятилетия в связи с ростом так называемых болезней стресса. Ни для кого не секрет, что студенты каждый день испытывают стресс. Это связанно с изменением их среды обитания, большой учебной нагрузкой, страх перед будущими экзаменам и рядом других причин. Также наблюдается нарушение эмоциональной, поведенческой и мотивационной сфер деятельности. Это связано со сниженным уровнем стрессоустойчивости. По Б. Варданяну стрессоустойчивость определяется как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности»[1].

Проблемой стресса и стрессоустойчивости занимались Г. Селье, Л. А. Китаев-Смык, Б. Х. Варданян, П. Б. Зильберман, Ш. Мельник и др.

Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г. Селье. Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь[7].

Селье выделил три этапа в развитии стресса:

Тревога (фазы шока и противошока). В этой фазе организм функционирует с большим напряжением. Однако, на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизацией резервов без глубинных структурных перестроек.

Резистентность (возникновение повышенной устойчивости организма к действию стрессоров). Это вторая фаза. Так называемая фаза максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие фактуры среды.

Истощение (развиваются дистрофические процессы, вплоть до гибели организма). Если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную [4].

Самым большим стрессом для студентов является экзаменационный стресс. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов.

Понятие «стресс» уже прочно вошло в жизнь людей. Обычно стресс воспринимается как негативное, отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-то неприятная ситуация. Но это лишь один из видов стресса. Также выделяют и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями.

Стрессоустойчивость - способность, которая позволяет переносить стресс, а также способность не только хранить высокие показатели психического функционирования при растущих стрессовых нагрузках, но и повышать показатели эффективности, производительности деятельности осложнении условий.П. Б. Зильберман дает такое определение стрессоустойчивости - «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека...»[2]

Таким образом, стрессоустойчивость, чаще всего рассматривают как характеристику, которая влияет на успешное выполнение действий, какой-либо работы и т. д.

Для выявления проблемы стресса и стрессоустойчивости студентов мы провели тестирование среди 15 студентов бакалавров 2 курса в образовательном учреждении высшего образования «ТГПУ имени Л. Н. Толстого». Мы использовали такие тесты как:1. Тест на учебный стресс Ю. В. Щербатых. Данный тест помогает определить основные причины стресса у студентов; выявить, в чем он проявляется; определить какие приемы снятия стресса используют студенты. Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В вопросах 1 и 3(с подпунктами), 5 нужно оценить свои ответы по 10 балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум. Вопросы 2, 4 и 6 предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 - открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.

Результаты теста:

№ п/п

Среднее значение

№ п/п

Среднее значение

№ п/п

Среднее значение

№ п/п

Среднее значение

1.1

6,2

1.9

2,5

3.1

5,5

3.9

5,1

1.2

5,8

1.10

2,8

3.2

5,7

3.10

4,8

1.3

2,9

1.11

4,2

3.3

5,1

3.11

2,7

1.4

3,3

1.12

3,3

3.4

4,9

3.12

2,8

1.5

6,9

1.13

3,4

3.5

5

3.13

3,4

1.6

2,5

1.14

5,9

3.6

5,1

3.14

3,2

1.7

4,2

1.15

3,9

3.7

5,7

3.15

3,8

1.8

2,6

   

3.8

5,2

3.16

5,3

Средний показатель экзаменационного волнения (в 5) – 7,7. У большинства из опрашиваемых студентов незначительно возрос уровень постоянного стресса (в. 2).

На основании этих данных можно сделать вывод, что для снятия стресса студенты чаще используют такие приемы как прогулка на свежем воздухе, общение с друзьями, вкусную еду, поддержку родителей и сон.2. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест определяет уровень стрессоустойчивости к различным факторам и событиям у испытуемых. Опросник состоит из 10 утверждений. Опрашиваемым следует отвечать на все пункты. Оценки: «Никогда, Почти никогда, Иногда, Довольно часто, Очень часто» соответствуют определенному количеству баллов.

Испытуемый

Количество набранных баллов

Оценка стрессоустойчивости

А. А.

14

Хорошо

А. Е.

19

Удовлетворительно

А. Д.

27

Плохо

А. К.

16

Хорошо

Б. Н.

27

Плохо

Г. Т.

17

Удовлетворительно

Д. И.

17

Удовлетворительно

Д. К.

14

Хорошо

Д. Л.

14

Хорошо

Д. А.

18

Удовлетворительно

З. А.

21

Удовлетворительно

И. С

15

Хорошо

К. В.

29

Плохо

К. А.

18

Удовлетворительно

К. Д.

14

Хорошо

Исходя из результатов опроса можно сделать следующий вывод, что большинство студентов адекватно воспринимают свою стрессоустойчивость.

Таким образом, мы выяснили, что стресс является неотъемлемой частью жизни студента, но с ним можно бороться, развивая стрессоустойчивость. Шэрон Мельник давала такие рекомендации:

Измените отношение к ситуации. Если взглянуть на проблему под другим углом, вы сможете найти новые решения.

Научитесь управлять своей физиологией. Сконцентрируйтесь, когда вы перегружены, находите источники энергии, когда кажется, что сил больше нет, и успокойтесь, когда вы взволнованы или раздражены.

Решите проблему. Искорените источник стресса, и вам больше никогда не придется с ним справляться![5]

Литература

  1. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. — М., 1983.

  2. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.

  3. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Издательство «Наука», 1983.

  4. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Под ред. Л. Лева, 1970

  5. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях. Пер. с англ. Светланы Чиргинец. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014

  6. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004

  7. Селье Г. Стресс без дистресса. «Прогресс», 1979.

Просмотров работы: 152