ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Абрамова А.С. 1
1ТГПУ им.Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Волонтерство или волонтерская деятельность (от лат. voluntarius – добровольный) – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [1].

Для молодого поколения волонтерство (добровольчество) является важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Добровольчество является важным:

– для государства;

– для становления гражданского общества;

– для социального и экономического развития;

– для бизнеса;

– для молодежной политики и образования;

– для средств массовой информации.

Целями добровольческой деятельности являются:

1) предоставление возможности самовыражения и самореализации гражданам посредством вовлечения их в социальную практику;

2) мотивация граждан к проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;

3) развитие и стимулирование инициатив, направленных на организацию добровольческой деятельности.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ» [2] основными задачами добровольческой деятельности являются:

– обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, а также повышение доверия граждан к благотворительным организациям;

– формирование условий для расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;

– обеспечение роста числа благотворительных организаций, в том числе частных и корпоративных фондов, обеспечивающих устойчивость благотворительной деятельности;

– содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций;

– развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;

– формирование условий для эффективного использования потенциала благотворительной и добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций.

Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

– безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);

– свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;

– гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;

– гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

– равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;

– солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;

– безопасности для своей жизни и жизни окружающих;

– равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.

Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий,других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.

Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.

На рис. 1 представлены основные этапы создания волонтерского движения в образовательной организации.

Рис. 1. Организация волонтерской деятельности

Согласно социологическим опросам, основной причиной отказа молодых людей от участия в добровольческой деятельности, по мнению участников исследования, является нехватка времени – 35,3 %.На втором месте – равнодушие молодежи к проблемам общества – 24 %. Менее выраженными факторами стали отсутствие информации об организациях, ответственных за работу с волонтерами и материальной возможности участвовать в мероприятиях – 11,8 % и 11,5 % соответственно.

В образовательных организациях дополнительно могут встречаться следующие факторы:

1. Отсутствие достаточного количества свободного времени, ввиду большого количества внеаудиторной работы.

2. Отсутствие четкой системы оповещения волонтеров о проводимых мероприятиях.

3. Волонтерскую деятельность необходимо осуществлять во время академических занятий.

4. Не все преподаватели могут одобрять пропуски учебных занятий по причине осуществления волонтерской деятельности.

В «Методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями» [3] отмечены достоинства и недостатки организации волонтерского движения, которые могут быть применимы к образовательной организации.

Однако, несмотря на очевидные достоинства волонтерского движения, далеко не все обучающиеся стремятся стать волонтерами. Нами проведено анкетирование студентов факультета технологий и бизнеса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого».

Для студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого предлагалось ответить на следующие вопросы.

По результатам анкетирования мы получили следующие результаты (рис. 2)

Рис. 2. Результаты анкетирования

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вовлечение студентов в волонтерскую деятельность выполняет важную, полезную общественную роль, формируя активную жизненную позицию.

Список литературы

1. Волонтерство [Электронный ресурс]: Материал из Википедии – свободной энциклопедии: Версия 89629363, сохраненная в 08:15 UTC 13.12.2017 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. – Электрон. дан. – Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=89629363 (Дата обращения 20.12.2017)

2. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453125714 (Дата обращения 20.12.2017)

3. Письмо Министерства экономического развития РФ от 29.11.2016 № 36550-ОФ/Д01и «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456037505 (Дата обращения 20.12.2017)

Просмотров работы: 75