ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ

Декунова Л.А. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «зависимое поведение» в последнее время получило распространение не только в научных кругах, но и в обыденной жизни. Зависимостью обозначают привязанность к чему или кому-либо. У каждого человека существует множество привязанностей, но зависимостью в психологии обозначается только привязанность, имеющая определенную выраженность, либо недопустимую с точки зрения общественных норм, либо угрожающую здоровью, либо причиняющую психологические страдания самой личности. Проблема психологической зависимости является одной из самых сложных в научном плане, но чрезвычайно актуальной в практическом.[1]

Факторы, способствующие возникновению и развитию зависимости, можно разделить на три большие группы: 1) биологические; 2) социальные; 3) личностные (психологические).

Биологические факторы. К ним особенностям человека, влияющим на возникновение и развитие химических зависимостей, относят: родовые травмы; частые инфекционные заболевания и черепно-мозговые повреждения в детстве; мозговые дисфункции и органические поражения мозга; наследственная отягощенность по алкоголизму и наркомании, особенно первой степени родства; задержки в психическом и физическом развитии. [2].

К социальным факторам, определяющим зависимое поведение, можно отнести макросоциальные факторы (социально-экономическая стабильность общества, наличие нравственных ориентиров, ценностей в обществе и др.) и микросоциальные факторы (влияние семьи, группы сверстников и всего близкого социального окружения человека). В современном российском обществе существуют факторы, стимулирующие развитие аддиктивного поведения: традиции, обычаи, законы, касающиеся потребления алкоголя и других наркотических веществ; нестабильность общественного развития; неопределенность социальных норм, терпимость к аморальным и антиобщественным формам поведения. [2]

Личностные факторы. Изучение личностных особенностей людей, склонных к зависимым формам поведения затруднено, поскольку выявить, какие психологические особенности личности явились причиной, а какие – следствием зависимости, в полной мере может лишь использование крайне трудоемкого лонгитюдинального метода. К предрасполагающим психическим факторам развития зависимости следует отнести: легкие формы хронически протекающих психозов, психопатии и акцентуации личности, маскированные депрессии, повышенную ранимость, сензитивность, неуверенность в себе, возбудимость, взрывчатость, агрессивность. С физической стороны предрасполагающим фактором является острая или хроническая боль. [1]

Ни для кого не секрет, что в настоящее время наряду с ранее распространенными зависимостями, такими, как алкоголизм, наркомания, анорексия и т.д. всё большее распространение получает интернет-зависимость. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни: учеба, работа, часто и отдых связаны с Интернетом, который доступен почти во всех точках планеты. Взрослые люди, студенты и подростки посещают разнообразные сайты, играют в он-лайн игры, популярными являются социальные сети «вконтакте», «одноклассники» и др.

Интернет-зависимость является достаточно «молодым» феноменом. Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г.К. Янг, а потом в этом же году К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. Термин "интернет-зависимость" в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт). Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

1.Навязчивое желание проверить e-mail. 2.Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет. 3.Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете. 4.Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.[2]

В настоящее время к приведенным выше симптомам мы можем добавить также:

1.навязчивое желание проверить социальные сети. 2.длительное времяпровождение за он-лайн играми; 3.желание заработать популярность в социальных сетях (набрать как можно больше «лайков»); 4.жалобы окружающих на то, что человек «не выпускает телефон из рук».

Данный список не является исчерпывающим, поскольку ежедневно в Интернет-мире появляется что-то новое.Интернет-зависимый человек с каждым днем отдаляется от объективной реальности, погружается в виртуальный мир, неадекватно оценивает жизненные ситуации. Все эти факторы обусловливают актуальность проблемы интернет-зависимости.

По мнению Л. В. Мардахаева, студенческая молодежь имеет специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностям молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, духовный мир находятся в состоянии становления, формирования.[3] В связи с этим именно данная категория предрасположена к возникновению различных видов зависимости, в том числе интернет-зависимости. Для большинства студентов Интернет является неотъемлемой частью жизни. Это обусловлено рядом причин, среди которых выделяют следующие:

1) использование Интернета в целях учебной деятельности; 2) доступность и разнообразие ресурсов Интернета; 3) познавательная мотивация студентов; 4) потребность студентов в общении, развлечении; 5) наличие определенных психологических проблем у студентов.

Кроме того, для студенческой молодежи (17—25 лет) в целом характерны следующие психолого-педагогические особенности: проблема выбора жизненных ценностей; присвоение социально значимых свойств личности; развитие способности к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; развитие саморефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями; проблема смысла жизни; появление жизненных планов; поиск профессии; освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц [4].

Принимая во внимание прогнозы темпов роста распространенности Интернета в России, нами была проведена диагностика интернет-зависимости в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н.Толстого на факультете технологий и бизнеса у заранее выбранной группы студентов. Диагностика проводилась по методике "Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости". В исследовании приняли участие 15 студентов женского и мужского пола в возрасте от 18 до 22 лет. Анкета направленная на выявление уровня зависимости от сети Интернет содержала в себе 20 вопросов на которые предлагалось ответить при помощи следующей шкалы с баллами: 1- редко; 2-иногда; 3-часто; 4-очень часто; 5-всегда; 0-не применимо. Результаты были апробированы при помощи суммирования баллов у отмеченных ответов. Чем больше суммарный балл, тем выше уровень зависимости от пользования Интернетом. Анкета имеет общую шкалу оценки для объяснения результатов: 0 – 19 баллов: минимальное количество времени, проводимого в сети Интернет; 20 - 49 баллов: средний пользователь сети; 50 - 79 баллов: начальный уровень зависимости от Интернета; 80 - 100 баллов: зависимость от сети Интернет.

Данные анализа анкеты представлены в процентном соотношении результатов, которые позволяют утверждать, что для большинства испытуемых студентов характерен начальный уровень зависимости от сети Интернет. Этот результат присущ 33% исследуемой группы. Им стоит учитывать серьёзное влияние сети на их жизнь, так как это может привести к Интернет-зависимости, и стараться сокращать время проводимое во «Всемирной паутине»; 27%испытуемых являются зависимыми от сети Интернет. Она вызывает значительные проблемы в их жизни. Им стоит оценить влияние Интернета и постараться найти решение данной проблемы самостоятельно, если данный вопрос окажется не решённым, то необходимо обратиться к специалисту; 20% опрошенных являются средними пользователями сети. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но могут себя контролировать во времени пользования; 20% не пользуются Интернетом или проводят там минимальное количество времени. Интернет не вызывает никаких проблем в их жизни.

Таким образом, рассмотрев проблему студенческой интернет-зависимости можно сделать вывод о том, что зависимость не является «заболеванием», а рассматривается как психологический феномен. Поэтому, если использовать возможности сети Интернет в нужных целях и выделять этому определенные временные рамки, то это будет приносить только положительный результат. Ведь именно в Интернете студенты могут найти необходимый для них материал быстро и доступно, но все хорошо лишь при знании и осознании меры.

Список использованной литературы:

1.Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения : учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005 – 122 с.

2. Лекции по наркологии. 2-е изд. / Под ред. Н.Н. Иванца. М.: Нолидж, 2000 – 448 с.

3. Попов Д. С. Создатели виртуальных миров: социальные характеристики //Интеллигенция в мире современных коммуникаций. М.: РГГУ, 2009.

4. Yao-Guo, G., Lin-Yan, S. & Feng-Lin, C. A research on emotion and personality characteristics in junior high school students with internet addiction disorders // Chinese Journal of Clinical Psychology. 2006. Vol. 14. Рp. 153–155.

Просмотров работы: 283