ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ульяничева В.О. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Тульский государственный университет имени Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние два десятилетия к волонтерству обращен достаточно широкий интерес специалистов различных сфер деятельности. Феномен волонтерства фрагментарно изучается в историческом, психологическом, правовом поле, в области социологии, социальной педагогики, социальной работы, социального менеджмента и социальной психологии.

Говоря об этимологии происхождение слова «волонтер» относят к французскому «volontaire», что и означает «доброволец»[1] .В толковом словаре Т. Ефремовой дается следующее определение: волонтер — это «тот, кто добровольно поступает на службу в действующую армию»[2] . Синонимом данного понятия в этом смысле является понятие «доброволец». Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение.

В современной западной социологии понятие «волонтерство» применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. Как определяет Р. Стеббинс, волонтерство это «добровольное оказание помощи, которое отлично от работы или воинской повинности»[1] .

Выделяют три критерия движения волонтеров, охватывающие все виды деятельности волонтеров во всём мире, и в то же время исключающие другие формы общественного поведения, напоминающие добровольческое.

1. Деятельность не направлена на получение прибыли.

2. Деятельность является результатом свободной воли человека.

3. Результат деятельности приносит пользу третьим лицам, но так же и самим волонтерам.

Несмотря на то, что как общественные, так и личные ценности каждого человека на протяжении истории постоянно меняются, всё же существует некий пласт социальных ценностей, которые можно назвать незыблемыми для всех народов и во все времена. К таким ценностям как раз относится добровольный, бескорыстный труд. Активно развивается и пропагандируется социокультурный феномен волонтёрства, добровольческий труд, основанный на альтруистических мотивах. Примечательно то, что волонтёрство становится одним из важных направлений деятельности в студенческом самоуправлении и деятельности молодёжных объединений. Многие представители студенческой молодёжи рассматривают общественную деятельность как способ самореализации своего творческого потенциала.

Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность исследованы в трудах З.А. Андержановой, А.Б. Бархаева, А.В. Беспалько, Е.А. Вьюновой, И.Н. Григорьева.

Существует классификация, согласно которой различают следующие виды волонтерской деятельности:

1.По направлению деятельности: социальное, спортивное, виртуальное, экологическое, концертное, культурное, образовательное.

2.По месту нахождения участника добровольной организации: городские, иногородние и международные.

3.По типам оказанных услуг и выполненных работ: сопровождение, перевозка, общение со слепыми и глухонемыми, уход за лежачими больными, телефонное дежурство.

4.По наименованию мероприятия: фестивальные, олимпийские и паралимпийские волонтеры.

5.По количеству задействованных людей: индивидуальное, совместное или групповое.

6.По принадлежности волонтера к организации: школьные, корпоративные, вузовские.

7.В зависимости от типа финансирования: на самообеспечении и дотационные.

В ходе исследования оказалось, что немаловажным является волонтёрство в школах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Именно в эти школы приезжают волонтёры, чтобы дети не чувствовали себя обделёнными и «не такими, как остальные».

Например, в «Новомосковском областном центре образования» ежемесячно проводятся различные мастер-классы:

«Часы» - дети совместно с волонтёрами делают часы из обычных CD-дисков;

«Кулинарка» - дети пекут вкусные пирожки под руководством старших;

«Уход за собой» - девочки учатся делать маски для лица;

«Браслеты» - мальчики и девочки учатся плести красивые браслеты;

«Спорт» - дети играют в футбол с волонтёрами;

«Скворечники» - детей учат изготавливать красивые скворечники.

В процессе проведения данных мероприятий дети чувствуют себя уверенно и непринуждённо. Каждый занимается своим любимым занятием и узнаёт много нового. Взрослые помогают детям изготавливать подделки, мастерить игрушки и готовить вкусную еду.

В конце вечера каждому ребёнку дарят пакеты со сладостями и игрушками. На Новый год дети пишут письма Деду морозу, а волонтёры привозят им эти подарки. Дети рисуют им открытки и дарят подарки, сделанные своими руками. Каждый ребёнок с благоговением ждёт приезд волонтёров. Ведь именно они приносят детям настоящую радость.

В «Новомосковском областном центре образования» мы провели тестирование, состоявшее из 5 вопросов о волонтёрской деятельности. Дети показали хороший результат. 56% детей хотят стать волонтёрами в будущем, 34% считают, что им нужны единомышленники, а 10% волонтёрская деятельность не интересна.

Вариант №1. «Таких у нас много»Вы не принимаете участия во многих добровольческих предложениях, что приводит к снижению желания в чём-либо участвовать. Постарайтесь понять, что для Вас действительно представляет ценность, ради чего Вы будете готовы потратить своё время, силы и деньги.

Вариант №2 «Осторожный почти волонтёр»Со временем Вам не будет хватать времени, чтобы просматривать все сайты. Вы про них постепенно забудете. Рискните! Вы ничего не потеряете, а только обретёте новый опыт! Просто примите в чём-нибудь участие!

Вариант №3 «Долгожданный экземпляр»Не откладывайте свой визит в центр и знакомство с руководителем направления. Как правило, свободное время само не появляется – время надо выделить, записать в ежедневник и больше ничего не назначать на это время! Вас уже ждут! Вариант №4 «Небезнадежный вариант»Получая множество предложений от добровольческого центра, Вы можете выбрать те, что приходятся на Ваше свободное время. Но, скорее всего, Вы будете пропускать интересные предложения. Вы будете стоять перед выбором: выделить время на добровольчество, отложив что-то Вам привычное, или отказаться от того, что представляет больший для Вас интерес и смысл в добровольчестве. Выбирая последнее, Вы, скорее всего, начнете находить новые оправдания для своего неучастия в добровольчестве. В итоге, разочаруетесь в нём.Вариант №5 «Мечтатели меняют мир»Не думайте, что кто-то уже воплотил Вашу идею и, поэтому, нет смысла повторяться. Опубликованные отчеты чаше приукрашивают результаты, но важнее внешних достижений атмосфера проекта и личностные изменения участников. Мечтайте о великом, но большую цель разбивайте на конкретные простые шаги и постепенно двигайтесь в выбранном направлении.Вариант №6 «Надежда не умрёт!» Как только Вы что-то сделаете, просим Вас обязательно рассказать о полученном опыте другим через возможности местного добровольческого центра, социальные сети или специализированные сайты своего региона. Вариант №7 «Редкий случай» Найдите единомышленников: они не позволят Вам опустить руки в трудных ситуациях. Ваша искренность и открытость будут привлекать людей. Помните, многие пытались что-то сделать, но получилось в основном у тех, кто вовремя нашёл единомышленников.

Вариант №8 «Таких не бывает» (они сами не приходят)

Вам нужно возглавить какое-либо направление добровольчества.Нам очень бы хотелось с Вами познакомиться, перенять Ваш опыт или хотя бы рассказать о нём другим волонтёрам. Надеемся, что Ваша несомненная занятость и бесспорные достижения в добровольчестве не станут препятствием для сотрудничества с другими.

Вариант №9 «Временный помощник»Выбирая для Вашего добровольчества успешную организацию или проект, Вы, скорее всего, надеетесь перенять её успешный опыт. Поэтому, приняв участие в проектах, подумайте над тем, чтобы больше помогать выбранной Вами организации, и тогда Вам откроются большие возможности для профессионального и личностного роста.

Вариант №10 «Выглядит как волонтёр»Вы не волонтер, но могли бы им стать. Никто Вас не вправе осуждать. Развивая свою карьеру и добросовестно выполняя свои обязанности, Вы улучшаете общество. Рекомендуем Вам искать организации с большим опытом. Обратите внимание на то, что некоторые общественные организации непосредственно предоставляют вакансии.Вариант №11 «Здравствуй, будущий НКО-шник!»Среди персонала выбранной Вами общественной организации найдите того, кто станет вашим куратором – того, кто поможет Вам расти профессионально и личностно.

Список литературы:

1.[1] - Кравченко С.А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь: Словарь. М.: Норма-ИНФРА, 2002. С. 26.

2. [2] - Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: Словарь. М.: Логос, 2006. С. 326.3. Рубинштейн, С.Л. Психологическая наука и дело воспитания / С.Л. Рубинштейн // Педагогика. - 1976. - №21. - С. 169-186

Просмотров работы: 183