ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

Злобина А.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общество все больше обращает внимание на трудности, с которыми сталкива­ются неординарные его члены. Одаренные дети –это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием,которое является следствием как природных задатков, так и благопри­ятных условий воспитания (Ю.З. Гильбух).С ранних лет они отличаются от детей своего возраста: их словарный запас бы­стро развивается, они чрезмерно любопытны, имеют отличную память, повы­шенную внимательность, такие дети могут с ранних лет следить за несколь­кими процессами в одно время. Годом позже могут долго концентрироваться на одном деле, искать пути решения проблемы, прибегать к нему день за днем. Это поведение далеко не является характерным для столь раннего возраста. Такие проявления одаренности зачастую дают родителям знак о выдающихся интеллектуальных способностях.Одаренность определяется следующими параметрами: 1) опережающим разви­тием познания; 2) психологическим развитием; 3) физическими данными.Со стороны психологического разваития, как правило, таким детям свойственны следующие черты:- развитое чувство справедливости;- очень яркое воображение;- попытки решать проблемы, не соответствующие возрасту и силам;- повышенная уязвимость и ранимость;- разнообразие интересов;- чрезмерное любопытство

Считается, что талант человека всегда поможет ему пробиться среди остальных, но практика показывает обратное. Талантам надо помогать раскрываться, причем с раннего возраста. Одаренные дети- нередкое явление; важно вовремя распознать и помочь ребёнку направить силы в правильное русло. Еще недавно, говоря об отклоняющемся поведении, специалисты имели в виду трудных (трудновоспитуемых) подростков. Теперь же психологи сходятся на том, что одарённые дети требуют не мень шего контроля и заботы. Они сталкиваются с целым рядом жизненных трудностей, имея в то же время проблемы, свойственные только им. Среди таких проблем выделяют: непонимание со стороны сверстников, учителей, родителей; трудности в выборе пути, определении цели и конкретной направленности деятельности. Для таких детей важна поддержка и помощь в разрешении данных конфликтов, ведь в обратном случае формируется негативная Я- концепция, появляется чувство вины, смятения, потерянности, нарушаются сложившиеся взаимоотношения между одноклассниками.

ййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййй

 

Несмотря на то, что группа одаренных детей характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и ровесникам, мнение о том, что они пользуются большим уважением, далеко от истины.

Аспект взаимоотношений одаренных учеников с другими членами общества изучен не достаточно полно. Опираясь на собственный опыт, хочется провести небольшое исследование о статусном положении одаренного ребенка в классе, рассматривая ситуацию со стороны его ровесников и учителей. Нужно обусловить тот факт, что одарёнными детьми в этом случае мы будем считать школьников, которых выделяют в статус «одарённых» одноклассники и преподаватели.

Младшие классы: педагоги и ровесники выделяют в группу «одаренных детей» одних и тех же лиц. Их положение в классе на высоком уровне, они являются примером для одноклассников и пользуются их доверием.Средняя школа: Мнения педагогов и школьников о статусном положении одарённых детей на данном этапе разнятся. В отличие от начальной школы, учителя не всегда приписывают таким ученикам должный уровень в межличностной коммуникации, тогда как на самом деле они находятся в почёте у одноклассников.

Старшие классы: мнения педагогов и учеников на данном этапе схожи, они выделяют в группу «одарённых детей» одних и тех же ребят, однако разница состоит в их статусном положении. По мнению учителей, дети занимают верховную ступень в межклассовой коммуникации, в то время как на деле ровесники не выделяют их в круги высоко-статусных детей.

Проводя данное исследование, в учёт не брались дети, с «диссинхронией развития». Из-за низкого развития мелкой моторики рук у детей в младшем школьном возрасте, они часто становятся отстающими учениками. Дополнительные «причуды» делают их изгоями, им требуется дополнительная поддержка и коррекция педагогического плана в соответствии с их особенностями. В обычной школе психологам и преподавателям стоит «подготавливать почву» для одаренных детей в классе. Ребята не должны воспринимать их как что-то выбивающееся. Конечно, что касается специализированных школ, дети с высокой умственной активностью распознаются на начальных этапах обучения; для них создается благоприятная психологическая и учебная атмосфера, межличностное общение складывается более благоприятным образом.

Итак, при решении педагогических задач, учитель должен быть готов к тому, что, оценивая учеников и выделяя их в группы «одаренных», его мнение может совершенно разнится с восприятием этого ребёнка сверстниками. Опираясь лишь на свои «тестовые» наблюдения учеников, педагог может создать ложную картину об иерархии статусов среди детей. В данном случае, неверные методы преподавателя не только становятся бездейственными, но и могут повлечь за собой последствия, при которых микроклимат малой социальной группы будет нарушен, что повлечет к серьезной дестабилизации личностного развития детей.

Задача учителя с помощью корректировки учебных планов, совместной работы с психологом и родителями, создать благоприятную атмосферу для «одарённых детей».

Для составления программы работы с одарёнными детьми учитель должен быть компетентен, должен суметь вовремя выделить отдельных личностей с незаурядными способностями, их сильные и слабые стороны; подготовить одноклассников к принятию такого ребёнка; помочь приобрести ему реалистичное представление о своих возможностях; предусматривать развитие личностных навыков, таких как целеустремленность, настойчивость, развитие творческих способностей и обращать особое внимание на межличностные отношения такого ребёнка: наряду с классом дать возможность ему общаться с детьми своего уровня подготовки.

Список литературы:

  • Эльконин Д.Б. Психология развития в детских возрастах. -М., 1995.

  • Уварина Е.Ю. Успевающие и неуспевающие ученики в условиях взаимовлияния. В кн.: Психология развивающейся личности. - Под ред. Петровского А.В

  • Учителю об одаренных детях. Под ред. Лебедевой В.П., Панова В.И

  • Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Лейтеса Н.С. - М., 1996.

Просмотров работы: 187