МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гизатуллина Г.Р. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, в век высоких технологий, растет и развивается поколение, которое с ранних лет активно пользуется средствами информационных технологий. Дети активно используют гаджеты для получения информации, но при этом бесконтрольным остается качество потребляемой информации. Ребенок самостоятельно не может выделять полезную и нужную для него информацию, поэтому достойные произведения мультипликации, кинематографа, изобразительного искусства зачастую остаются в стороне, а юному зрителю попадают худшие образцы современного искусства. Помочь дошкольнику ориентироваться в информационно насыщенном мире – задача педагогов и родителей.

Согласно энциклопедическому словарю, мультипликационное кино представляет собой вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных или объемных объектов [1, c.752].

По нашему предположению, мультфильм выступает одним из эффективных средств нравственного воспитания старшего дошкольника, в том числе, формирования представлений о понятии «добро», если при его просмотре, восприятии и обсуждении возникают условия для усвоения нравственных представлений, норм, отношений, оценок и привычек.

Анализ ряда психолого-педагогических, искусствоведческих исследований, в числе которых труды Л.И. Баженовой, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейна, М.И. Яновского, а также работ таких мультипликаторов, как Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов-Вано позволяют утверждать, что мультфильм является одним из уникальнейших инструментов воздействия на ребенка благодаря своим характерным чертам и потенциальным возможностям.

Особую привлекательность для дошкольников имеет яркость и лаконичность мультфильма. Выразительные образы медиа произведения притягивают внимание, а простота и доступность сюжета пробуждают и удерживают интерес. По мысли Е.А. Тупичкиной, Н.В. Олейник, именно выразительность, образность и лаконичность сюжета мультфильма позволяют решать широкий круг образовательных и воспитательных задач. По своей природе мультипликационный фильм – это сказочный мир. В сюжете мультфильма оживают неодушевленные предметы и объекты, абстрактные явления окружающей действительности. Для ребёнка-дошкольника этот прием оживления интересен и привлекателен в силу его склонности одухотворять все вокруг, приписывать неживым предметам и объектам способность чувствовать и думать [2, c.34]. Обоснование этой мысли мы находим в трудах Ж. Пиаже, который описывал явление анимизма в детском мышлении.

Центральной идеей большинства мультфильмов выступает противоборство основных этических категорий – «добра» и «зла», где всегда добро одерживает победу над злом. Мультфильм наглядно демонстрирует последствия несоблюдения нравственных норм, проявления человеческих пороков. Его сюжеты и образы персонажей являются трансляторами нравственных норм и ценностей. Столь трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости в мультфильме представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание детей на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания. В итоге, мультфильм способен пробудить в ребёнке желание обратится к собственному поведению и подумать «А какой я?» [3, c.66].

Попытаемся обосновать возможности мультипликационного кино как средства формирования представления о добре у детей старшего дошкольников.

Конкретность мышления ребенка дошкольного возраста ставит задачу максимальной конкретизации нравственных норм для осознания ребенком их смысла, значения и использования в своей жизни. Оптимальным способом передачи являются мультипликационные образы, где через аудиовизуальный канал дети усваивают новую информацию, обогащаются новыми представлениями о нравственных правилах и качествах [4, c.238]. При организации педагогического сопровождения просмотра мультфильмов с целью формирования ориентировочной основы поведения ребёнок может:

  • на основе опыта персонажа анализировать и использовать знания, расширять собственные представления о нравственных правилах, нормах и их проявлениях;

  • нагляднее представлять альтернативы своих возможных действий, а значит, и выбирать для себя способ действия, вариант поступка;

  • развивать способность переживания и сочувствия герою, способности к объяснению, пониманию мотивов его поведения, причин и обстоятельств возникшей ситуации, в дополнение определения последствий содеянного;

  • усваивать полярные этические эталоны, используя возможность переноса образ героя на себя [5, c.28].

Воспитательная сила мультфильма заключается в том, что он предоставляет возможность эмоционально войти, почувствовать, пережить событие, отражённое в нём. Именно этот процесс переживания даёт возможность и «почву» для построения определённых отношений, моральных оценок и является основанием для дальнейшей работы мысли над произведением.

Однако в мультипликационных фильмах, которые показывают по утрам американское телевидение, дети видят акт насилия каждые 5 минут (канал Nickelodeon). Именно эта продукция вытеснила традиционных героев отечественных «мультиков», обладающих огромным гуманистическим потенциалом – Крошку Енота, Винни-Пуха, Чебурашку и крокодила Гену, Кота Леопольда. Такая ситуация затрудняет формирование у детей старшего возраста представлений о добре и зле.

Для закрепления утверждения что, мультипликационное кино имеет педагогическое воздействие на формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий о добре, нами был произведен анализ отечественных мультфильмов, содержание которых направлено на формирование представлений о добре:

Мультипликационный

фильм

Выходные данные

Краткое содержание

Ценности, на формированиекоторых

направлен фильм

«Ель»

Длительность:9 мин 58 сек.

Год: 1984

Страна: СССР

Режиссер:

А. Солин

Художник:

И. Медник

Звукооператор:

Н.Кудрина

Композитор:

В.Бабушкин

Оператор:

В.Милованов

Редактор:

В.Медведовская

Художник-постановщик:

И. Пшеничная

Росла в лесу елочка. Была она еще маленькая, вокруг нее на поляне росли старшие сородичи – ель да сосна. Елочка завидовала другим деревьям, ей хотелось поскорее вырасти, чтобы раскинуться ветвями и выглянуть из гущи лесной. Не знала елочка, что осенью лесорубы рубят самые высокие деревья

Добро

Любовь

Гуманность

Жизнь

Природа

«Весенние мелодии»

Длительность: 9 мин.

Год: 1946

Страна: СССР

Режиссёр:

Д. Бабиченко

Сценарист:

Д. Бабиченко

Художники:

К.Зотов, К. Малышев,

В. Валерианова

Музыкальный фильм о пробуждении природы. Отдельные эпизоды этого пробуждения иллюстрируются музыкальными произведениями великого русского композитора

П. И. Чайковского в виде отдельных концертных номеров

Добро

Жизнь

Природа

Красота

«Разноцветная история»

Длительность: 9 мин.

Год: 1986

Страна: СССР

Режиссёр:

Т. Павленко

Сценарий:

М.Остахнович

Оператор:

А. Мухин

Монтаж:

О. Деряжная

Композитор:

И. Карабиц

Художники:

И. Смирнова,И.Дивишек

Музыкальный мультфильм про девочку, которая очень любит рисовать разных героев из известных сказок. Нарисованные на холсте персонажи оживают чудесным образом и участвуют в новых сказках. Нарисованный волк не хочет охотиться за Красной Шапочкой, но возникшая из фиолетовой гуаши Баба Яга начинает творить всякие злодеяния...

Добро

Семья

Любовь

Творчество

«Адажио»

Длительность: 10 мин.

Год: 2000

Страна: Россия

Режиссер:

Г. Бардин

Сценарий:

Г. Бардин

Продюсеры:

Г. Бардин,Н.Донатова

Операторы: А.Двигубский,

И. Скидан-Босин

Художники:

В. Маслов,

А. Мелик-Саркисян

Монтаж:И.Собинова-Кассиль

Философская притча, рассказывающая о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. Нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи - причина возникновения конфликтов в сегодняшнем мире.

Добро

Терпимость к другим

Жизнь

Повышение воспитательной функции отечественного телевидения мы видим в грамотной организации педагогами и родителями просмотра детьми телепередач: отбор визуальной информации с учётом интересов и склонностей ребёнка, содержания изучаемого в детском саду материала; исключение «фонового» просмотра (когда телевизор выполняет функцию «заполнения пустоты»); подбор видеозаписей познавательных телепередач, мультфильмов и художественных фильмов с ярко выраженной нравственной тематикой для домашнего просмотра, и свободный доступ ребенка к ним; контекстное использование на занятиях.

Подводя итог, можно сказать следующее: воспитательная сила мультфильма заключается в том, что он предоставляет возможность эмоционально войти, почувствовать, пережить событие, отражённое в нём. Именно этот процесс переживания даёт возможность и «почву» для построения определённых отношений, моральных оценок. Центральной идеей большинства мультфильмов выступает противоборство основных этических категорий - «добра» и «зла», где всегда добро одерживает победу над злом. Мультфильм наглядно демонстрирует последствия несоблюдения нравственных норм, проявления человеческих пороков. Его сюжеты и образы персонажей являются трансляторами нравственных норм и ценностей.

Стоит отметить, что одним из основных средств воспитания представлений о добре и зле являются именно отечественные мультфильмы; в зарубежной мультипликации намного меньше мультфильмов, которые способны воспитать добро.

Литература:

  1. Литературный энциклопедический словарь – М.: Советской энциклопедии, 1987. –752 с.

  2. Грибанова, М.В. Познание мира детьми дошкольного возраста средствами художественных образов искусства / М.В. Грибанова // Мир детства и образование: сб. матер. VIII очно-заочной Всерос. науч.-практ.конф. с приглашением представителей стран СНГ.– Магнитогорск, 2014.

  3. Абраменкова, В.В Добро и зло в картине мира современного ребенка // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология Выпуск № 5, 2007.

  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. для сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 13-е изд., стер. –М. : Академия, 2012. – 414 с.

  5. Абраменкова, В. И. Дети и телевизионный экран / В.И. Абраменкова, А.Л. Богатырева // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 28–31.

Просмотров работы: 344