СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Волкова К.С. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание, как педагогическое понятие, включает в свое содержание три существенных признака: первый – целенаправленность, наличие какого-то образца, как социально-культурного ориентира; второй – соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий – присутствие определенной системы организуемых влияний. Для успешного и эффективного процесса воспитания дошкольников необходимо применение различных средств [8, с. 88].

У дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, культуру межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку, они взаимосвязаны: воспитывая симпатию к детям разных национальностей (в основном через любовь к матери, родным, близким людям; верность другу и любовь к родной природе), мы вызываем желание дружить с ними, раскрывая нравственные качества, воспитываем уважение к народам, которые они представляют. Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам [1 , с. 95].

Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких (четырех-пяти) народах, а именно:

1. Месте жительства каждого из них;

2. Их труде;

3. Быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья);

4. Языке;

5. Народном творчестве (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры);

6.Искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства);

7. Нравственных общечеловеческих качествах народа [5, с. 55].

Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: НОД, игровой, изобразительной, в свободное время, по предложению педагога и инициативе детей.

Исходным моментом воспитания культуры межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные. Воспитанники должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

Средство – это то, что служит для осуществления какой-либо цели. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Проблема воспитания у детей старшего дошкольного возраста этики межнационального общения привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Рассмотрим понятие «воспитание». Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект [7, с.4].

Понятие «воспитание» имеет целый ряд педагогических терминов. В первую очередь, это «становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Следующее определение понятию «воспитание» - это формирование – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый – целенаправленность, наличие какого-то образца, как социально-культурного ориентира; второй – соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий – присутствие определенной системы организуемых влияний. Для успешного и эффективного процесса воспитания дошкольников необходимо применение различных средств.

Существуют разнообразные средства воспитания у детей культуры межнационального общения: от организации прямого общения с представителями разных национальностей до создания этнических мини-музеев в дошкольных образовательных организациях [4, с.198].

Эффективность использования любых средств во многом зависит от самого педагога, его профессиональной этики и нравственной культуры.

В условиях дошкольных организаций именно собственная нравственная культура воспитателя определяет уровень нравственного развития детей. Личность формируется только личностью, интеллект развивается только интеллектом.

Это означает, что и культуру межнационального общения у детей дошкольного возраста невозможно сформировать без того, чтобы этот процесс не превратился в личную цель самого педагога.

Воспитание культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. К средствам воспитания культуры межнационального общения можно отнести: традиции разных национальностей; художественная литература; общение; сказки; пословицы и поговорки; национальные куклы; подвижные игры, с использование национальных атрибутов; произведения искусства и др.

Рассмотрим каждое средство воспитания культуры межнационального общения более подробно.

Традиции, облаченные в форму привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения, по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своего рода хранителями достижений прошлого». Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.

Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне этноса, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации и т.д.

Для нас в рамках затронутой проблематики более приемлемо определение национальных ритуалов как одной из форм поведения, как части культуры этнической общности, тесно связанной с традициями и обычаями, образующей вместе с ними нормативную систему поведения. Важнейшее качество этноса – сотрудничество, сплоченность, способность образовывать дружеские союзы. Стереотипам поведения, ставшим широко известными, не следуют везде и всегда. У всех этносов существуют собственные представления о том, что более или менее важно, значимо. Вот почему нередки несоответствия между их обрядами, а также между обычаями, под которыми принято понимать устойчивые системы поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшие нормой и передающиеся из поколения в поколение [5, с.70].

При налаживании дружеского контакта детского сада с иным национальным составом, наиболее ценным является непосредственное общение детей. Такая возможность есть во всех дошкольных учреждениях, но сначала необходимо продумать план работы. Важно помимо повседневного общения организовывать встречи, заранее продумывать их цель и содержание.

Наиболее реальный путь в воспитании этики межнационального общения – практическое участие в жизни другого человека. Как утверждает Богомолова М.И., наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общение с ними в быту и детском саду [2, с. 290]. В тех случаях, когда нет условий для непосредственного общения, следует организовать совместные праздники, чтение детской литературы и беседы по рассматриванию картин серии «Наши маленькие друзья»; при проявлении симпатии к детям другой национальности.

Э. Суслова считает, что общеизвестна огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании начатков мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. Составленные и выдержавшие несколько изданий хрестоматии для старших дошкольников, куда вошли произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказали положительное влияние на формирование личности ребенка. Благодаря им, дети приобщаются к многонациональной советской литературе.

Художественные произведения в образной форме знакомят детей с жизнью общества, помогают ему познать внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношения к другим людям. Но сегодня нужна специальная хрестоматия, которая более основательно, полней знакомила бы с художественной многонациональной литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех нравственных общечеловеческих ценностей, которые с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям различных национальностей, а с другой – закладывают основу человеческой духовности.

Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей.

Используя художественную литературу, как русскую, так и национальную Н.К. Крупская советовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере тех или иных национальностей. Она писала: «Прежде всего, детская книжка должна освещать вопросы современной общественной жизни в ярких и живых образах». Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию.

Сила воздействия литературного произведения на развитие личности ребенка чрезвычайно велика. Исследования педагогов показали, что дети дошкольного возраста могут испытывать чувства, которые переживают герои книг. Чтение художественных произведений содействует развитию детского мышления, служит источником новых представлений и знаний.

Влияние художественной литературы на нравственное, толерантное воспитание дошкольников значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько произведений. Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как: познавательные рассказы о республиках; рассказы о труде и быте людей других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизни детей разных национальностей. По данным исследования Н.В. Мельниковой, высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач) используются ситуации из художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети. Если гуманные нравственные чувства, трудолюбие свойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.

В связи с этим при подборе художественных произведений национальных авторов целесообразно ориентироваться на следующее. Симпатичные герои (дети), любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия. Желательно, чтобы о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам, рассказывалось с улыбкой, по-доброму, а отрицательные проявления высмеивались.

Для ознакомления детей с культурой разных народов, населяющих нашу страну, педагоги детских садов в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр диафильмов, пляски в национальных костюмах, но этого не достаточно, не хватает соответствующей игрушке, в первую очередь национальной куклы. М.И. Богомолова считает, что воспитанию культуры межнационального общения способствует национальная кукла [2, с. 429]. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования:

1. В ее облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определенной национальности;

2. Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию.

Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Нередко кукол вносят в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто находится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Нельзя не согласиться с мнением Р.И. Жуковской, которая считает, что национальная кукла становится средством национального, а значит и воспитания этики межнационального общения лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера [2, с. 209]. Особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают, которые представляют литературных героев. Куклы несут радость детям, на наш взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся бы к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?

Очень важно, чтобы каждая национальная кукла, отличалась какими – либо особенными чертами.

В ДОО должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом:

1. Куклы, передающие характерные черты национальности;

2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев;

3. Куклы, которые своими костюмами и элементами атрибутов напоминают о труде, характере той или иной национальности.

Воспитание культуры межнационального общения, симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.

В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Выготский Л.С, указывал, что в дошкольном возрасте происходит «интеллектуализация», т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным [2, с. 524].

В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

Игра может выступать как эмоционально-действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников, как способ организации взаимоотношений между детьми в игровой деятельности.

Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой "реальных социальных отношений" [2, с. 230].

В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.

Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.

Большую роль в воспитании культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего «Я»: Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут (татарская). Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других.

Эффективным средством воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста также являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.

Можно быть уверенным, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

За сказочными образами стоят символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются в мифах, религиях, иногда во снах. Язык символов не является «мифом» или «маскировкой» - это естественный язык нашего бессознательного, тогда как слова - язык нашего сознания.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы воспитания культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что эффективными средствами воспитания культуры межнационального общения у старших дошкольников являются: национальные традиции, общение со сверстниками разных национальностей, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, с использование национальных атрибутов, произведения искусства и др.

Литература

1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития /Дж. Баттерворт, М. Харрис // Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2010. – 350 с.

2. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учеб. пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова.– М.: Флинта: Наука, 2011. –176

3. Божович, Л.И. Психологическое развитие дошкольника и его воспитание / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

4. Виноградова, Н.Ф. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Н.Ф. Виноградова. – М: Спутник, 2010. – 126 с.

5. Дудина, М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М.Н. Дудина. – Екатеринбург: «Наука», 2005. – 254 с.

6. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский. – М.: «Академия», 2008. – 352 с.

7. Майер, А. А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада /А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. – М.: Творческий Центр, 2011. – 216 с.

8. Максимова, С, Кобылинский, М. Интерактивные методы и технологии в системе дошкольного образования / С. Максимова, М. Кобылинский // Детский сад: теория и практика: научно-методический журнал – М.: «Эдисьон Пресс», 2014. - № 2. – 38 с.

Просмотров работы: 903