ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Киргинцева А.О. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детское творчество это особая форма самостоятельной деятельности ребенка, в процессе данной деятельности он познает, что-то новое, отступая от привычных и знакомых ему способов изучения окружающего его мира, экспериментирует и создает нечто новое, особенное для себя и окружающих.

Детское творчество является один из основных способов интеллектуального и эмоционального развития ребенка, которое развивает творческое мышление, а также оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка.

Рассмотрим подробнее понятие «творчество». Словарь С. И. Ожегова дает следующее определения понятию творчество: «Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [5]. В философском словаре А.А. Грицанова творчество определяется как, «конструктивная деятельность по созданию нового» [4].

Существует множество видов творчества (Рис.1), которые соответствую видам деятельности человека.

 

педагогическое

художественное

 

 

религиозное

музыкальное

игровое

 

 

производственно-техническое

 

 

социальное

 

 

Виды творчества

философское

изобретательское

 

 

мифологическое

культурное

спортивное

 

 

повседневно-бытовое

предприним-кое

организаторское

 

Рис.1 Виды творчества

На рис. 1 мы можем отметить наиболее важные виды творчества, формируемые у детей дошкольного возраста, как на специально организованных мероприятиях, так и в свободное время (художественное, музыкальное, изобразительное, игровое, спортивное).

Исследователи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Б.В. Асафьев выделяют следующие виды детского творчества:

- художественное (изобразительное, литературное творчество);

- техническое;

- музыкальное.

Остановимся подробнее на каждом из видов детского творчества.

Детское художественное творчество это такая деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, конструирования, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и другое. Детское художественное творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество является самым основным среди детей младшего дошкольного возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий [3].

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях.

В этот период, литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов детского творчества: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания).

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество - это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение [1].

В творческой деятельности ребёнка Т.С. Комарова выделяет три основных этапа [2]:

  1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем или воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

  2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

  3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового, продукт данной деятельности. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства имеет большое значение для ребенка, так как дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка.

Детское творчество неразрывно связано с игрой, поэтому между игрой и творчеством отсутствует граница. Творчество всегда являлось обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.

Итак, можно сделать вывод, что творчество проявляется в разных видах деятельности ребенка, то есть творчество – это деятельность, порождающая качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это всегда создание не только нового, но и ценного для ребенка и окружающих его людей. Это особый процесс создания субъективных ценностей.

Литература

  1. Горбунова, Е. А. Изобразительная деятельность / Е.А. Горбунова // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://referat.niv.ru/view/referat-art/109/108416.htm (дата обращения: 18.03.2017).

  2. Комарова, С. Я., Малышева, Н. В., Рябинина, С. И. Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования / С.Я. Комарова, Н.В. Малышева, С.И. Рябина // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1458-1459.

  3. Николаева, Е. И. Психология детского творчества. 2-е изд. / Е.И. Николаева. – СПб: Питер, 2010.

  4. Новейший философский словарь.Минск: Книжный Дом.А.А.Грицанов.1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.e-reading.by/book.php?book=149350 (дата обращения: 10.02.2017).

  5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка /С.И.Ожегов. – Москва: Издательство «Русский язык» –1989. – 750 с.

Просмотров работы: 302