ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕСТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕСТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Трифонова З.Т. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Художественная литература является одним из важнейших способов для формирования представлений о честности у детей старшего дошкольного возраста. Но существует серьезная проблема, которая появилась в ХХI веке и требует своего решения – низкий интерес общества к чтению, непопулярность чтения художественной литературы у взрослых людей, что может привести к уменьшению количества времени, которое родители направляют на чтение книг детям.

Снижению интереса к чтению в обществе способствует компьютеризация, чрезмерное увлечение людей Интернетом, телевидением, кризис нравственных ценностей. Поэтому одной из главных задач дошкольного воспитания и образования должно стать развитие интереса детей к слушанию и чтению художественной литературы, а на основе этого интереса возможно применение художественной литературы для развития моральных качеств, в том числе честности.

Ребенок дошкольного возраста – начинающий читатель, поэтому важно формировать с ранних лет устойчивый интерес к книге, который начинается с грамотного слушателя. Несмотря на то, что дошкольник сам не умеет читать, он просит взрослых прочитать ему то или иное произведение и тем самым влияет на процесс выбора [6, С.53].

В первую очередь, нужно приобщить детей к книгам. В процессе знакомства детей с книгами нужно рассказать историю автора, его творчества, мотивы создания книги, чтобы ребенок воспринимал книгу в общем культурном контексте.

Детям следует предложить поиграть в «Лечебницу для книг». В этой игре воспитатель объявляет о том, что книги заболели, их надо лечить, читает отрывок сказки и сообщает детям о том, что дальше ее читать не может, так как книга заболела. Воспитатель приглашает библиотекаря, который лучше расскажет, как лечить книгу. После беседы с библиотекарем и «лечения» книги ее необходимо дочитать [5, С.42].

В старшем дошкольном возрасте уже должен начать формироваться стабильный интерес детей к книгам. В этом возрасте дети могут подражать героям художественных произведений, осознать нравственные принципы, которые заложены в тексте книги. Иллюстрации играют вспомогательную роль, ребенок может воспринимать текст с иллюстрациями или без них.

Роль чтения в развитии ребенка старшего дошкольного возраста очень велика. Чтение художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, нравственное развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность [2, С.112].

Художественная литература является действенным способом развития честности у детей, так как она не только сообщает ребенку о данной моральной норме, а благодаря художественному слову воздействует на чувства и сознание ребенка, обогащая его нравственную сферу.

Специфической особенностью художественной литературы является то, что средством для выражения духовно-нравственного содержания служит язык. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает [7, С.377].

Художественная литература как средство развития честности у детей применяется с того момента, когда воспитатели и родители начинают читать детям художественные произведения. Еще не умея читать самостоятельно, воспринимая информацию на слух, дети оказываются под положительным влиянием книги, начинает формироваться честность.

Классическая художественная литература создана на основе истинных духовных ценностей, в том числе в ней воспеваются такие качества личности, как честность, правдивость, искренность. Задача педагога – прочитать произведение детям и помочь им раскрыть смысл книги, усвоить ее нравственное содержание.

Работа, направленная на осознание детьми морального смысла действий литературных героев, побуждает дошкольников делать собственные выводы, включаться в поиск доказательств, характеризующих образ литературного героя. При этом у детей не только закрепляются знания о моральных нормах, но и пробуждаются соответствующие чувства, что влияет на более глубокое осознание значимости поступков, соответствующих нормам морали [1, С.15].

Эффективность развития честности у детей старшего дошкольного возраста достигается благодаря тому, что художественная литература воздействует на чувства и эмоции детей. В этой связи педагогу нужно максимально использовать развивающий потенциал художественной литературы и реализовать духовно-ориентированный подход в морально-духовном воспитании дошкольников.

В рамках первого метода ‒ использование развивающего потенциала художественной литературы – целесообразно применять следующие принципы для развития честности:

– принцип учета самоценного значения художественных произведений для развития честности детей;

– принцип подбора конкретных художественных текстов, исходя из их морального и духовно-развивающего потенциала;

– принцип использования, кроме привычных жанров (поэзия, сказка, рассказ), больших литературных форм ‒ авторских сказочных и реалистических повестей, а также циклов рассказов и сказок со сквозным главным героем, создающих целостную картину событий. Это является особенно существенным для детей старшего дошкольного возраста, так как позволяет им показать широкий спектр возможных моделей поведения в разнообразных и меняющихся обстоятельствах;

– принцип использования совокупности художественных текстов, специально отобранных с учетом их структуры (художественной формы) и содержательно-смыслового наполнения. Эта совокупность имеет вид обязательной систематической программы, но также может быть представлена лишь в виде рекомендательного круга чтения. Педагог может подготовить список художественных произведений, воспитывающих честность, которые он мог бы рекомендовать родителям для совместного прочтения с детьми дома.

В рамках второго метода ‒ реализации духовно-ориентированного подхода в воспитании честности у дошкольников средствами художественной литературы, целесообразно использовать следующие приемы:

– анализ сущности честности. Например, сначала воспитатель предлагает осмыслить детям сущность установки «Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный». Воспитатель помогает детям, опираясь на их собственный опыт и применяя разнообразные средства и приемы, осознать, что это значит. Осмысление жизненной мудрости поможет детям осознать и принять ее, подготовит к восприятию основной идеи художественного произведения;

– чтение художественного произведения о честности с последующим обсуждением представляет детям жизненную ситуацию как образец решения персонажами произведения проблемы, которую начали обсуждать в начале занятия. Важно нацелить детей на восприятие главной идеи произведения. После прочтения художественного произведения, воспитатель должен не пересказывать сюжетную линию, а помочь детям усвоить моральную норму честности;

– организация «проживания» и осмысления детьми честности поможет им не только осознать ее сущность, обозначенную в контексте произведения, но и почувствовать в эмоциональном переживании, пропустить через собственный духовный опыт, оценить свою готовность и умение поступать соответственно. И здесь большая роль возлагается на творческий поиск воспитателя, который должен как бы помочь ребенку пройти узким мостиком от чужого поступка к собственной жизни. Также педагогу можно использовать и методы, связанные с продолжением художественного произведения: например, нарисовать положительных героев, которые проявили честное отношение, совместно придумать продолжение литературного произведения, поиграть в игру, инсценировав прочитанное художественное произведение, сделав соответствующие выводы о честности;

– обобщающая беседа помогает приблизить сущность сложных понятий лично к каждому ребенку: «Как бы ты хотел, чтобы относились к тебе? Что такое честность?».

В процессе реализации данных методов честность в ребенке воспитывают, прежде всего, примеры из художественной литературы, которые при условии их внутреннего «проживания» как бы экстраполируются в личностный, духовный план. Но важнейшую роль в этом процессе играют взрослые (родители, педагоги), помогающие морально-духовному развитию дошкольников [3, С.7].

В научной психолого-педагогической литературе подчеркивается, что дети в старшем дошкольном возрасте зачастую совершают нечестные поступки просто потому, что не понимают эмоционального состояния человека, по отношению к которому поступают нечестно, не прочувствуют сущность ситуации. Художественная литература как раз и позволяет детям прочувствовать на примере литературных героев негативное влияние нечестных поступков на жизнь и увидеть благородство честности, порядочности. Как правило, когда дети осознают моральную ситуацию, они смогут примерить ее на себя и поступать в соответствии с моральными принципами честности.

Художественная литература является органичной для каждого ребенка, так как она использует понятное и знакомое ребенку с раннего детства средство – слово. Слушая или читая художественную литературу, направленную на воспитание моральных качеств, в том числе честности, ребенок находит в литературе эталоны честности и нечестности. Как правило, в детской литературе мало полутонов, поступки зачастую делятся на плохие и хорошие, честные и бесчестные. Это не обедняет художественную литературу, а наоборот, позволяет облегчить восприятие детьми, усиливает педагогический эффект.

Большое значение имеет форма передачи нравственного содержания художественного произведения. Самая доступная пониманию старших дошкольников форма преподнесения такой моральной нормы, как честность, – описание конкретных положительных поступков. В качестве примера приведем рассказ А.И. Пантелеева «Честное слово». В рассказе повествуется о том, что дети играли в военных, одного мальчика назначили часовым, он дал честное слово, что не покинет свой пост. Но мальчики забыли про «часового», ушли домой. И тогда оказавшемуся неподалеку взрослому человеку пришлось отыскать военного, чтобы он разрешил мальчику покинуть свой пост. Детям старшего дошкольного возраста после прочтения этого художественного произведения можно задать такие вопросы: «Как вы оцениваете поступок мальчика? Почему мальчик так долго стоял на своем посту? Правильно ли поступил мальчик?». После обсуждения произведения с детьми воспитателю нужно сделать вывод о том, что поступок мальчика – благородный, честный, так как он дал честное слово и сдержал его.

В некоторых произведениях нет прямой оценки автором действий персонажей. Дошкольникам предоставляется возможность самим обсудить их поведение и оценить его с точки зрения честности. Например, в произведении Л.Н. Толстого «Косточка» отсутствует прямая оценка действия главного героя. Согласно сюжету, мать купила детям сливы, а мальчик Ваня, не дождавшись обеда, съел одну сливу, никому об этом не сказав. За обедом родители мальчика увидели, что одной сливы не хватает на столе, и сообщили детям, что если съесть косточку, то умрешь. На это Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». Все засмеялись, а Ваня заплакал. В этом художественном произведении Л.Н. Толстой только одной фразой «Ваня заплакал» иллюстрирует острые внутренние переживания главного героя произведения, осознание им свой вины, проснувшейся совести. Совместно с детьми нужно обсудить, в чем состоит нечестность поступка мальчика, как ему нужно было поступить, почему он заплакал.

Особенность воспитательного воздействия художественной литературы на развитие честности у детей также состоит в том, что можно рассматривать одну и ту же ситуацию под разным углом, с точки зрения разных героев литературных произведений. Например, в рассказе А.И. Пантелеева «Честное слово» мальчик проявил честность, не нарушив своего обещания и не покинув вверенный ему пост. Вывод, который лежит на поверхности: мальчик проявил честность. Но в то же время с детьми можно обсудить и обратную сторону ситуации. Во-первых, насколько честно поступили мальчики, которые забыли своего приятеля: они проявили бесчестность, так как прервали игру для себя, но не для мальчика, оставили его на посту, а сами ушли домой. Во-вторых, очень осторожно в обсуждениях с детьми можно поднять и иной пласт проблемы: мальчик проявил честность к приятелям, сдержав свое честное слово, но при этом он понимал, что товарищи забыли про него, на улице уже темно, наверняка о нем волнуются родители. Вопрос в том, честно ли мальчик поступил в отношении своих родителей, заставив их волноваться о судьбе сына.

Русская детская литература имеет множество прекрасных образцов, которые могут способствовать всестороннему развитию ребенка и формированию честного поведения. Например, в этом отношении бесценным представляется творчество прекрасных детских писателей – Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского, С.А. Михалкова и других.

Особенно сильное воспитательное воздействие на развитие честности у детей оказывают рассказы, в которых главными героями являются сами дети и описываются такие жизненные бытовые ситуации, которые, скорее всего, происходили почти со всеми детьми. Например, в этом смысле является интересным рассказ Н.Н. Носова «Леденец», в котором главный литературный герой – мальчик, не сумевший противостоять соблазну съесть леденец.

Приобщение к художественной литературе в большинстве случаев реализуется на раннем этапе с фольклорных миниатюр – потешек и песен. После этого детей следует знакомить с народными сказками. Глубокий уровень человечности, положительная моральная направленность, живой юмор, богатство образности языка – вот главные особенности всех этих произведений. После этого вниманию ребят представляют авторские сказки, рассказы и стихи. На завершающем этапе обучения в дошкольном учреждении детям предлагается самим читать различные несложные произведения [4, С.43].

Таким образом, художественная литература играет важную роль в воспитании честности у старших дошкольников. Именно она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к верности, честности, расширяет духовно-нравственный кругозор ребенка. Художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.

Список литературы:

  1. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие [Текст] / Р.С. Буре. – М.: Библиотека программы «От рождения до школы», 2011. – 63 с.

  2. Изотова, Э.И. Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста [Текст] / Э.И. Изотова, З.И. Мустафаева // Символ науки. – 2017. – №3. – С.111-113.

  3. Монке, Е.С. Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию) [Текст] / Е.С. Монке // Концепт (научно-методический электронный журнал). – 2014. – №5. – С.1-8.

  4. Муратова, Е.А. Роль художественной литературы в воспитании детей [Текст] / Е.А. Муратова // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. – Выпуск 2. – С.43.

  5. Мхце, Б.З. Художественная литература как способ эмоционального познания мира ребенком дошкольного возраста [Текст] / Б.З. Мхце // KANT. – 2016. – №1(18). – С.41-43.

  6. Пантелеева, Н.Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как оно из условий реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Н.Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №8(60). – С.52-60.

  7. Рыкова, М.А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников [Текст] / М.А. Рыкова // Молодой ученый. – 2016. – №16. – С.377-379.

Просмотров работы: 292