ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алтынова О.В. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже устанавливается психологический климат. Формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудится, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. Но далеко не все дети, придя в детский сад, умеют общаться со сверстниками, проявляют дружеские отношения, делятся игрушками, некоторые даже ведут себя агрессивно. Поэтому задача дошкольной организации по формированию дружеских взаимоотношений является очень важной.

Дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным этапом жизни ребенка, в рамках которого проходит процесс его первоначальной социализации. В этом возрасте детьми впервые осознаются их непосредственные взаимоотношения с окружающими людьми - взрослыми и сверстниками. Это период активного становления личности ребенка.

Дружеские отношения детей дошкольного возраста складываются благодаря социальной потребности каждого ребенка в общении с другими людьми.

Избирательность в отношениях детей друг к другу намечается очень рано. Уже в двухлетнем возрасте ребенок начинает выражать предпочтение к другим детям тем, что одному ребенку он разрешит взять себя за руку в хороводе, на празднике, а другому - нет.

В младшем дошкольном возрасте избирательные отношения достигают высшей сложности. Об этом писали в своих трудах педагоги и ученые А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, В.П. Залогина, Л.В. Артемова, Д.Б. Эльконин, А.И. Аржанова. Эмоциональная напряженность и конфликтность значительно выше, чем в старшем дошкольном возрасте. Череда эмоций в дружбе может меняться в очень короткие сроки. Они быстро ссорятся, через короткий промежуток времени снова мирятся, быстро обижаются, конфликтуют.

Таким образом, младший дошкольный возраст характеризуется избирательным отношением к сверстникам: с определенными детьми ребенок чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками. Но в группе детей нет длительных дружеских объединений, объект дружбы в этом возрасте часто меняется.

В исследовании А.И. Аржанова отмечаются особенности дружбы детей данного возраста: легкость и непосредственность возникновения, искренность и эмоциональность, слабая осознанность мотивов дружбы, ее коллективный игровой характер.

Однако этот период дружбы важен и необходим, т. к. именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.

В среднем дошкольном возрасте у детей уже имеются случаи более или менее продолжительной парной дружбы и дружбы небольшими группами. У детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети могут мотивировать выбор друга, хотя подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер. Ребенок отмечает не личные привлекательные качества друга, а какие-то внешние проявления или мало значащие факты.

А.А. Аржанова считает, что формирование дружеских взаимоотношений и развитие дружеского чувства у ребенка идет от коллективного общего товарищества – от дружбы со всеми, к избирательной дружбе с отдельными детьми.

У детей старшего дошкольного возраста дружба происходит по-другому: посещая дошкольное учреждение, они объединяются в различные группы: при совместной игре, уборке территории или в игровой комнате, в процессе совместных дел на прогулке и т. д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения. дети старшего дошкольного возраста проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра. Старший дошкольник уже не назовет своим другом того, с кем играет в данную минуту. Он начинает руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. В дружбе старших дошкольников значительную роль играет моральные качества сверстника, общий интерес к определенной деятельности. Ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения.

Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).

Именно моральная сторона поступка сверстника, его общее поведение, оценки окружающих становятся объектом чувств симпатии и антипатии к нему членов коллектива: «Мне Оля нравится, она всех жалеет, не обижает детей», «Коля хороший, он помогает детям и не дерется» и др.

Опыт показывает, что к старшему дошкольному возрасту увеличивается количество объединений сверстников и усиливается их устойчивость. Особенностью взаимоотношений детей в старшем дошкольном возрасте является то, что значимыми для них становятся те дети, с которыми они больше взаимодействуют – именно на их мнение и оценки они в большей степени ориентируются. Можно отметить также ограничение дружеских отношений у детей разного пола – дошкольники в основном дружат со сверстниками своего пола.

В группе дошкольников обнаруживается три типа межличностных отношений: собственно личностные, оценочные и зачатки деловых отношений. Собственно личностные отношения можно разделить на три типа: симпатия, безразличие и неприятие. По оценочному критерию отношения ребенка еще сложнее, так как он по-разному относится к сверстникам, которых высоко оценивает (дети, наиболее авторитетные для него, и к сверстникам, которых оценивает низко.

В то же время психологи отмечают, что даже в старшем дошкольном возрасте причины выбора того или иного сверстника часто не всегда отчетливо осознаются, подлинные мотивы выбора товарища лежат в эмоциональной сфере ребенка. Преобладающие мотивы для детей и старших, и младших групп – общая положительная оценка сверстника («он хороший», указание на совместную (чаще всего игровую) деятельность, а также отсутствие отрицательных форм поведения («не дерется», «не отбирает игрушки»).

Т. А. Репина на основании результатов проведенных исследований делает вывод о том, что существует определенная устойчивость межличностных отношений детей дошкольного возраста, имеются длительные привязанности детей. С одной стороны, это положительная тенденция, с другой – нередко устойчивые отношения сохраняются между старшими дошкольниками, которые не удовлетворяют друг друга по личностным качествам. Например, один ребенок доминирует над другим, подавляя его инициативу, не считаясь сего потребностями, а подавляемый продолжает поддерживать с «диктатором» дружеские отношения, что отрицательно сказывается на развитии его личности.

Важное значение в развитии дружеских отношений старших дошкольников имеет фактор сходства. Недаром дети лучше устанавливают дружеские отношения с теми, кто рядом живет, у кого вместе работают мамы и т. д. В дальнейшем, когда дети начинают замечать и оценивать личностные качества своих сверстников, положение несколько меняется, но фактор сходства продолжает действовать. Важнейшим условием построения дружеских отношений со сверстником является выражение личного отношения к нему в процессе общения. Если ребенок постоянно выражает положительное отношение к своему сверстнику, то, скорее всего они подружатся.

К старшему дошкольному возрасту наблюдается тенденция выраженности потребности в общении, избирательности, расширения круга общения, интенсивности общения, его длительности и дифференциации в игровом общении между мальчиками и девочками. Психологи считают, что именно период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования дружбы.

В группе детского сада – от младшей до старшей и подготовительной возрастает проявление коллективности в отношениях. Существует интересная возрастная закономерность: младшие дошкольники дружат с детьми, опираясь только на то, какие положительные качества он проявлял по отношению к ним; старшие дети отмечают качества дошкольника, в которых проявлялось отношение ко всем детям группы. То есть постепенно у детей функциональные связи превращаются в связи более высокого порядка. Особенности межличностных процессов (общения, взаимного оценивания и межличностных отношений в группах детского сада) позволяют сделать вывод об относительно высоком уровне этих процессов и о наличии первых зачатков дружеских отношений у детей дошкольного возраста, что проявляется в особо благоприятных условиях жизни и совместной деятельности в детском саду. Возрастная динамика дружеских отношений детей проявляется в увеличении содержательности, избирательности устойчивости отношений, потребности в общении.

Таким образом, в основе установления дружеских отношений дошкольников лежит потребность детей в общении со сверстниками. Предпосылки формирования дружеских отношений возникают в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра. В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка, возникает определенная устойчивость дружеских отношений детей, имеются длительные привязанности. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, но и моральные качества сверстника, общий интерес.

Список литературы:

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155//Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С.4-17.

  2. Зырянова, С.М.. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учебное пособие / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 149 с.

  3. Гриценко, Л.И., Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.

Просмотров работы: 794