К ВОПРОСУ О ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ О ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Герасименко А.А. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном дошкольном образовании для детей старшего дошкольного возраста разработаны принципы отбора содержания обучения и использования форм и методов организации образовательного процесса, одним из средств которого является двигательная деятельность.

В существующих программах по физическому воспитанию двигательная активность представлена как средство физического воспитания. Разные формы двигательной активности находят свое выражение как в комплексных программах (например: «Истоки» Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнаутовой и др.; «Детство» Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной, «Радуга» Т.Н. Дороновой, «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и др.), так и в парциальных («Здоровье» В.Г. Алямовской, «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» В.Т. Кудрявцева; «Физическая культура дошкольникам» Л.Д. Глазыриной и др.).

Основной задачей большинства программ комплексных, парциальных, технологий по физическому воспитанию является охрана и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из средств физического воспитания являются физические упражнения как двигательные действия, направленные на удовлетворение двигательной активности ребенка [1, с. 112].

В комплексных программах физическое воспитание рассматривается наравне с другими сторонами воспитания детей, где процесс воспитания направлен на обучение и развитие, формирование в дошкольном детстве культуры ребенка. Задачами по физическому воспитанию детей дошкольного возраста являются:

  • в программе «Истоки»: психофизическое развитии и закаливание организма, формирование двигательной активности, обогащение двигательного опыта, стимулирующее развитие двигательных способностей и качеств;

  • в программе «Детство»: овладение основными движениями и гигиеническими навыками; укрепление здоровья; закаливание и развитие двигательной активности детей; развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры;

  • в программе «От рождения до школы» одной из главных задач является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности;

  • в программе «Радуга»: формирование привычки к здоровому образу жизни; содействие полноценному физическому развитию [6, с. 23].

Эти программы ориентируют образовательный процесс на воспитание здорового образа жизни, формирование ценного отношения к двигательной культуре («Детство»), двигательному опыту («Истоки»), содержанием которых является двигательная активность ребенка. Она рассматривается органично, как средство всестороннего («Истоки»), физического и психического («Радуга») развития.

В программе «Детство» двигательная активность ребенка носит гигиенический характер, так как служит средством организации форм и способов его жизнедеятельности. Программа «Радуга» содержит традиционный подход к двигательной активности, направленный на формирование двигательных умений и навыков.

На наш взгляд, интересной для дошкольного образования является проблема двигательной активности в программе «Истоки». Наряду с традиционным подходом коллектив авторов рассматривает двигательный опыт ребенка, который он приобретает в процессе развития как личности, данное направление разработано и в методических пособиях к программе [6, с. 141].

В парциальных программах двигательная активность имеет узкую направленность на формирование двигательных умений и навыков. В данных программах физические упражнения базируются на опыте общества, в процессе которого возможно решение современных проблем физического воспитания (профилактики нарушений здоровья, развития физической сферы, воспитание интереса и потребности в двигательной активности, формирование эстетического отношения к тем, кто занимается физической культурой и спортом и др.).

Программой, ориентированной на взаимодействие различных форм и способов двигательной активности является программа «Здоровье» В.Г. Алямовской. Содержание программы основывается на рассмотрении опыта использования физических упражнений, которые в образовательном процессе ДОО используются как условие организации деятельности ребенка и взрослого (воспитателя и родителей). Данное направление деятельности образовательного процесса для нашего исследования является ценным, так как такое взаимодействие способствует передаче опыта взрослого как «носителя» культуры, ребенку как «потребителю» этой культуры [2, с. 126].

Программа В.Т. Кудрявцева опирается на культурно-исторический подход в формировании «осмысленной моторики». Содержанием «осмысленной моторики» выступает культура движения ребенка, которая «является производной его психического развития, душевного и духовного роста». Овладение культурой движения направлено на развитие таких качеств личности ребенка, которые отражают принятие им заданной взрослыми деятельности, а именно активность, сознательность, воображение и произвольность в выполнении двигательной задачи.

Используя разнообразный опыт двигательной активности, данная программа позволяет организовать разностороннюю деятельность детей старшего дошкольного возраста, которая способствует реализации потенциала двигательной активности как деятельности самого ребенка, двигательной активности как средства сохранения и укрепления здоровья [3, с. 137].

В рассмотренных программах разработаны формы и способы двигательной активности детей дошкольного возраста, они могут быть использованы как специалистами дошкольного учреждения, так и другими представителями социокультурных учреждений, организующих процесс физического воспитания.

Интересен опыт подготовки специалистов по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений рассмотренный в работе Н.В. Полтавцевой, где ключевым вопросом педагогического процесса является физическое развитие человека, основу которого составляет его двигательная активность. Основная идея подготовки будущих специалистов - это идея физического образования детей. Она включает в себя «наличие потребности в освоении физкультурных ценностей, физического потенциала развития каждого отдельного человека» [5].

Ценным для исследования является подход к организации двигательной активности Б.Б. Егоровым, В.Т. Кудрявцевым. Эти исследователи рассматривают двигательную активность как средство, условие организации оздоровительного режима с учетом состояния здоровья детей. Ориентируя двигательную активность на преобладание циклических упражнений, как наиболее эффективных для детей дошкольного возраста, ученые разработали основные подходы к оздоровительной работе в детском саду [4].

Таким образом, двигательная активность представлена как средство, условие развития детей, формирования у них потребности в движении, становление и развитие здоровья ребенка, исправление его недостатков и т.п.

Опыт культуры общества несут в образовательный процесс ДОО в общем, и в физическое воспитание, в частности, взрослые: родители, педагоги, сверстники, то есть те, кто окружают детей. Взаимодействие с различными людьми, их взгляды, убеждения, опыт дают возможность ребенку осваивать социальный опыт как синтез деятельности. Именно этот синтез является условием формирования деятельности ребенка.

Итак, в педагогике часто рассматривается культурологический подход к организации образовательного процесса в дошкольной организации, в связи с этим разработаны программы для детей дошкольного возраста, где физическое воспитание представлено как часть культуры общества.

Подводя итог, стоит отметить, что, используя опыт общества в организации физического воспитания на основе разнообразных форм двигательной деятельности, существует необходимость создания комплекса результативных педагогических условий для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Литература

  1. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре [Текст]: учебник / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 254 с.

  2. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта [Текст]: Учебное пособие / Э.Б. Кайнова. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 208 с.

  3. Караулова, Л.К. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: учебник / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 296 с.

  4. Каримов, В.Р. Структура и компоненты двигательной самостоятельности старших дошкольников [Электронный ресурс] / В.Р. Каримов // Педагогическое образование в России. – 2013. – №6. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-komponenty-dvigatelnoy-samostoyatelnosti-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 08.11.2015).

  5. Полтавцева, Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании [Электронный ресурс]: монография / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова и др. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 262 с. – URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=409835 (дата обращения: 07.12.2015).

  6. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 256 с.

Просмотров работы: 105