ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Ошмян А.О. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко определены задачи нравственного воспитания, тем самым указывающие на актуальность и необходимость реализации данного вопроса в дошкольном образовательном учреждении. В стандарте обозначенатакая задача как: «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности» [1].

Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из главных задач формирования личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между сверстниками, способствует эмоциональному комфорту для каждого дошкольника.

На стыке средних веков и нового времени мысли о гуманизме развивал Я.А. Коменский. Он сформулировал ряд требований к методике воспи­тательной работы, основанной на гуманном отношении к детям. Он пер­вый провозгласил, что «развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой ...». В специальном разделе «Материнской школы» автор указывает на не­обходимость воспитания «деликатности (гуманности)» и готовности слу­жить старшим, предупредительности и почтительности, умение держать себя с достоинством во всем, вести себя сдержанно и скромно по отноше­нию к другим людям. Указывая на воспитание этих гуманистических черт личности, Я.А. Коменский не связывает их с религиозной основой [1].

Гуманность рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

Слово «humanus» в большей степени отображает готовность помогать другим людям, оказывать уваже­ние, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.

Понятие гуманности согласуется с его толкованием в словаре В. Даля и философским определением гуманизма. «Гуманный - человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещен­ному; человеколюбивый, милостивый, милосердный».

Последнее время воспитатели и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к одному партнёру по общению, поддерживать и развивать контакт со сверстниками, согласовывать собственные действия в процессе любой деятельности, правильно реагировать и выражать свою симпатию к сверстнику, отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека и это приводит к различному рода конфликтам и непониманию сверстниками друг друга.

Нравственное воспитание отечественными педагогами (В.Т. Нечаева, В.И. Логинова, С.А. Козлова) рассматривается как целенаправленный процесс планомерного воздействия на формирование у детей нравственных качеств, приучения детей к выполнению норм и правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества [2].

Проблема воспитания нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном возрасте формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость по отношению к сверстникам. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Следует отметить искренность детских чувств и поступков, вызванных в сюжетно-ролевой игре со сверстниками.

Таким образом, можно утверждать, что воспитание в коллективе является природосообразным, так как соответствует тому, что человек социален. Воспитание должно реализовывать связь человека с обществом, через воспитательный коллектив, который, будучи идеальной моделью общества (отношений в обществе), дает возможность каждой личности проживать ситуации общественного опыта, причем, что важно, делать это в защищенных условиях гуманного организованного сообщества [3].

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дошкольники отражают в ней всевозможные стороны жизни, особенности взаимоотношении взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра является своего рода, средством познания ребёнком действительности. Сюжетно-ролевые игры считаются самыми существенными играми дошкольников и занимают главное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дошкольники, играя и общаясь со сверстниками, их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Во время сюжетно-ролевой игры у дошкольников снижается тревожность и беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для благоприятного протекания обучения на всех последующих этапах образования. Таким образом, сюжетно-ролевую игру надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свои особенности. Дети дошкольного возраста наивно вживаются в происходящие моменты, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка в особенности нравственного воспитания.

Одним из главных средств воспитания гуманного поведения у детей является их общение с взрослыми и сверстниками. Благодаря которому дошкольники познают социальный мир, усваивают опыт и практику сопереживания и взаимопомощи. В свою очередь, опыт морального поведения приобретается детьми старшего дошкольного возраста в процессе определенной деятельности. Так, Л. Выготский, Д. Эльконин, О. Запорожец говорят о том, что игра способствует новому витку в развитии ребенка и приобретению им социального опыта, обеспечивает раскрытие морального смысла разных поступков, которые становятся механизмом эмоционального регулирования его действий. В игровой деятельности создается ситуация, в которой возникает реальная потребность доброжелательного и заботливого отношения.

Таким образом, можно сделать заключение, что воспитание у дошкольников качеств личности гуманистической направленности определяется неотъемлемой частью педагогической проблемы с точки зрения современной социокультурной ситуации. Развитие гуманных чувств и отношений у дошкольниковпроисходит в тесном единстве с формированиемнравственного сознания и поведения.

Список литературы:

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155//Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С.4-17.

  2. Зырянова, С.М.. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учебное пособие / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 149 с.

  3. Гриценко, Л.И., Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.

Просмотров работы: 244