ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вятчинина А.П. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с современными тенденциями развития образования, детский сад должен «выпустить» человека любознательного, активного, способного творчески подойти к решению поставленной перед ним задачи, а это возможно только благодаря развитию индивидуальности, творческих способностей ребенка с раннего возраста. Выявление и развитие творческого способностей каждого ребенка – первостепенная задача ДОО.

ФГОС ДО одной из главных задач ставит сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого начала[6].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 77 № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. также подчеркивает необходимость создания условий для выявления и развития у воспитанников творческих способностей, интереса к творческой деятельности [5].

Детское творчество — это особый мир, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое отношение к нему. Л.С. Выготский, в своем труде «Воображение и творчество в детском возрасте» указывал, что развитие творчества у детей возможно уже в дошкольном возрасте, а именно в игровой деятельности, которая является подготовительной ступенью к развитию творческого потенциала. В игре ребенок творчески передает эмоции, впечатления от окружающей действительности [2].

Исследования многих педагогов – психологов (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова и др.) доказывают, что именно дошкольный период является самым благоприятным для развития детского творчества, так как в этом возрасте дети любознательны, активны, обладают огромным желанием познавать мир. Безусловно, детское творчество отличается от творчества взрослого: ребенок, в отличие от взрослых не ставит перед собой цель что-либо сделать, его интересует сам процесс.

Е.И. Николаева в своем труде – «Психология детского творчества» писала, что творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно разворачивается, развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение и проявляется в самой неожиданной форме [4].

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – это возраст, когда интенсивно развиваются все психические процессы. У ребенка формируются не только умения анализировать, обобщать, классифицировать, строить логические умозаключения, но и развивается фантазия и воображение, поэтому целесообразно уделять внимание играм и упражнениям не только на развитие умственных способностей, но и творческого воображения.

В исследованиях педагогов – психологов творчество детей дошкольного возраста рассматривается в разных видах детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Проанализируем некоторые из них:

В разных видах музыкальной деятельности развивается музыкальное творчество (Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др.). Развитие творческих способностей ребенка тесно связано с музыкой. Во время восприятия музыки педагог ставит перед ребенком следующие задачи: проанализировать ее, представить, что можно делать под эту музыку, какое настроение она навевает, что напоминает. Иногда ребенок даже не замечает, как он начинает двигаться под понравившуюся ему музыкальную мелодию, что является проявлением творческих способностей. Во время исполнения (сольное пение, пение с музыкальным сопровождением и без него) поощряется проявление самостоятельности и творческого исполнения детьми песен разного характера [1].

Творчество в изобразительной деятельности рассматривали Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Р.М. Чумичева и др.. Так, Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [7].

Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе творческой деятельности у детей развивается зрительное восприятие (наблюдение, воображение, память, осязание, моторика, речь, сенсорика).

Восприятие художественной литературы и фольклора является основой для развития словесного творчества (Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова и др.)

К старшему дошкольному возрасту литературное творчество детей интенсивно развивается: дети учатся пересказывать художественные тексты и драматизировать их; составлять рассказы о предметах, по содержанию картины и из личного опыта; придумывать концовку к известной сказке или сочинять новую.

Творчество также развивается в театрализованной деятельности (Л.С. Фурмина и др.). Театрализованная деятельность в ДОО – это одна из главных и доступных для ребенка возможностей раскрытия его творческого потенциала, творческих способностей, так как театр – это игра. А игра, как известно, ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Театрализованная деятельность может включаться во все виды детской деятельности: во время занятий (занимательное дело), во время деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей.

Игровая деятельность также способствует развитию детского творчества (Н.Я. Михайленко и др.). Развитие творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте происходит в сюжетно-ролевых играх: ребенок берет на себя определенную роль и выполняет в соответствии с ней игровые действия. Роль помогает дошкольнику глубже вникать в смысл изображаемого. В игре ребенок учится импровизировать, проявляя свои творческие способности.

Двигательная деятельность способствует развитию детского творчества (А.В. Кенеман, Н.В. Полтавцева, Э.Я. Степаненкова и др.). В старшем дошкольном возрасте дети способны импровизировать в танцах, малоподвижных музыкальных играх, придумывать новые подвижные игры, опираясь на имеющийся опыт. Двигательная импровизация возможна только на основе развитого творческого воображения.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста напрямую зависит от грамотно организованной деятельности, а, чтобы эта деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и методические приемы работы.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: развитие творчества каждого ребенка очень индивидуально, но, по-нашему мнению, ребенок учится творчески мыслить и действовать раньше, чем читать и писать, что способствует развитию самостоятельного мышления, умению быстро реагировать, принимать правильные решения в самых неожиданных ситуациях, что делает его конкурентоспособным в современном обществе.

Список литературы:

  1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.

  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 93 с.

  3. Лыкова, И. А. Большая книга детского творчества.: моногр. /И.А. Лыкова. - М. :ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 115 с.

  4. Николаева, Е.И. Психология детского творчества: учебное пособие[Текст] / Е.И. Николаева. - 2-е издание. – СПБ.: Питер,2010. – 240 с.

  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

  7. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста: учеб. пособие [Текст] / Е. А. Флерина. - Москва, 2000. – 484 с.

Просмотров работы: 384