В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (от 1 июня 2012 г. N761) одним из ключевых принципов является: обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
В ФГОС дошкольного образования (Приказ №1155 от 17.10.2013) в п.1.4 одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОО и семьи [10].
В законе «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273- ФЗ) в статье 2 участниками образовательных отношений выступают обучающиеся и их родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
В статье 26 п.6 говорится о том, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, создаются советы родителей (законных представителей) [9].
Новые задачи, встающие перед дошкольной образовательной организацией, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства [2].
Социальное партнерство включает в себя развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности); процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг), которую все партнеры должны изучать и развивать [6].
Дошкольная образовательная организация — открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят, как о сфере услуг, употребляя слова «конкурентоспособность», «сегмент рынка», «образовательная услуга». Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения
В современных социально-экономических условиях имидж образовательных организаций является одной из ключевых характеристик, определяющих их успешность на рынке образовательных услуг. С начала 90-х гг., в рамках активно развивающегося компетентностного подхода в образовании, начинается разработка понятия «Управление созданием имиджа образовательного учреждения» в трудах руководителей, психологов, специалистов в области управления образования. Первыми, в конце прошлого столетия, появились публикации Гришуниной Е.В., Пискуновой Т. Н., Нестерчук О.Я., Петровой Е.А. и Пискунова М.С. и ряда других исследователей [3].
В 2000-х гг. исследования созданием имиджа образовательного учреждения в отечественной педагогической науке заметно активизируются; в числе множества работ, посвященных данной проблематике, можно назвать работы таких авторов, как Афанасьев В.Г., Васильев Ю.А., Конаржевский Ю.А., Поташник М.М.; теория моделирования Варданян А.У., Уемов В. А. В то же время проведенный анализ показал, что в настоящее время появляется всё больше работ, раскрывающих структуру, содержания и специфику формирования имиджа дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования. В значительной степени, именно этим фактом обусловлено отсутствие в настоящее время целенаправленной работы по формированию имиджа дошкольных образовательных организаций в регионах России.
Имидж ДОО формируются либо стихийно, либо в традициях фундаментального образования (во втором случае они оторваны от современной практики модернизации дошкольного образования) [8].
Имидж общеобразовательного учреждения всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. В данном случае уникальность проявляется в выборе образовательного учреждения востребованного на рынке труда и повышающего конкурентоспособность специалиста [7].
Для формирования привлекательного и своего неповторимого имиджа дошкольное учреждение должно иметь:
1. Четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего;
2. Уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
3. Разнообразные качественные образовательные услуги;
4. Оригинальную систему учебно-воспитательной работы, развивающей творческие способности, совершенствующей психические функции, формирующей здоровый образ жизни;
5. Связь с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, разными социальными институтами;
6. Яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
7. Систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предполагаемых образовательных услугах.
Еще несколько лет назад сочетание слов «имидж детского сада» звучало по меньшей мере необычно. А сейчас все больше руководителей дошкольных образовательных учреждений задумываются над целенаправленной работой в этом направлении [5].
Необходимость формирования имиджа ДОО, актуальность данного вопроса на сегодняшний день, определяется следующими причинами:
сложная демографическая ситуация (особенно в малых северных городах) усиливает конкуренцию среди ДОО одной территории в борьбе за набор детей;
сильный позитивный имидж облегчает доступ ДОО к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;
имея сформированный позитивный имидж, ДОО при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения ДОО определенной силы в том смысле, что создает залог доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе инновационным процессам [8].
Таким образом, всем современным ДОО придется столкнуться с необходимостью всерьез заняться формированием общественного мнения и созданием имиджа. Формирование общественного мнения не является принципиально новой задачей для детского сада. Вопрос лишь в умении делать это неинтуитивно, а с использованием специальных знаний. Рассуждения, приведенные выше, показывают, что имидж и целенаправленный процесс его формирования является важной составляющей образовательной деятельности детского сада.
Список используемой литературы
Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст] / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
Алёшина, И.В. Для менеджеров и маркетологов [Текст] / И.В. Алешина. - М.: Сфера, 2004. - 344с.
Алешина, И. В. Корпоративный имидж: стратегический аспект [Текст] / И. В. Алешина. – М.: Юрайт, 2003. – 56с.
Березина, Т.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения / Т.А. Березина /Детский сад. -2013. - №10 -С. 24-33.
Даниленко, Л.В. Имидж учебного заведения / Л.В. Диниленко //Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2003. - № 1. - С. 34-49.
Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.: «Сфера», 2002. - С. 114
Карпов, Е.Б. Имидж в образовании / Е.Б. Карпов // В образовании. - 2003. - № 6. - С. 40-50.
Зверинцев, А. Б. Формирование имиджа [Текст] / А.Б. Зверинцев. – СПб., 1997. – 123 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf